Консультация для педагогов на педсовете «Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающий фактор»
консультация
Современная система образования, определяющая развитие ребенка в дошкольном возрасте, ориентирована на сбережение и поддержание его здоровья как высшей ценности в жизни человека.
Здоровье ребенка закладывается на ранних этапах его развития и сбережение его в дошкольном детстве является приоритетной целью дошкольного образования. Для того чтобы осуществить поиск оптимальных условий сбережения здоровья дошкольников, необходимо определиться в характеристиках здоровья ребенка.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.
Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью заданных правил и различной предметностью.
Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком или мини группой детей в данный момент.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
4) Вариативность среды предполагает: наличие в группе различ-ных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
• физические риски,
• психологические риски,
• нравственные риски.
II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III. Принцип соответствия
• возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
• индивидуальным особенностям,
• специальным особенностям ребенка.
Принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев, прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр., возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС соответствует требованиям:
- педагогическим;
-эстетическим;
-гигиеническим.
Во всех группах детских садов должны быть:
Атрибуты - для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, шапочки.
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах,
для ходьбы: коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;
Для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, шнуры;
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: кольцеброс, мячи резиновые разных размеров; попрыгунчики (средние и старшие группы), корзины для игр с бросанием, мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст), кегли.
Наличие бубна для проведения утренней гимнастики.
Дидактические игры: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д. в старших группах)
Уголок уединения: благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне.
Сохранение игрового пространства как фактор сбережения здоровья ребенка в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения выступает значимой проблемой теории и практики дошкольного образования. Среда придает пространству целостность и взаимосвязь, в ней реализуется динамичная система ребенок-среда-ребенок, которая изменяет образовательное пространство, отдельную личность и детское сообщество в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_prostranstvo_dou.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №2083
ДОП «Семицветик»
Консультация для педагогов на педсовете
«Игровое пространство ДОУ как
здоровьесберегающий фактор»
Подготовила
Воспитатель Бученкова Л.М.
Москва 2018
Современная система образования, определяющая развитие ребенка в дошкольном возрасте, ориентирована на сбережение и поддержание его здоровья как высшей ценности в жизни человека.
Здоровье ребенка закладывается на ранних этапах его развития и сбережение его в дошкольном детстве является приоритетной целью дошкольного образования. Для того чтобы осуществить поиск оптимальных условий сбережения здоровья дошкольников, необходимо определиться в характеристиках здоровья ребенка.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.
Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью заданных правил и различной предметностью.
Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком или мини группой детей в данный момент.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
4) Вариативность среды предполагает: наличие в группе различ-ных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
• физические риски,
• психологические риски,
• нравственные риски.
II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III. Принцип соответствия
• возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
• индивидуальным особенностям,
• специальным особенностям ребенка.
Принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев, прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр., возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС соответствует требованиям:
- педагогическим;
-эстетическим;
-гигиеническим.
Во всех группах детских садов должны быть:
Атрибуты - для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, шапочки.
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах,
для ходьбы: коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;
Для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, шнуры;
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: кольцеброс, мячи резиновые разных размеров; попрыгунчики (средние и старшие группы), корзины для игр с бросанием, мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст), кегли.
Наличие бубна для проведения утренней гимнастики.
Дидактические игры: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д. в старших группах)
Уголок уединения: благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне.
Сохранение игрового пространства как фактор сбережения здоровья ребенка в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения выступает значимой проблемой теории и практики дошкольного образования. Среда придает пространству целостность и взаимосвязь, в ней реализуется динамичная система ребенок-среда-ребенок, которая изменяет образовательное пространство, отдельную личность и детское сообщество в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация консультации для педагогов на тему "Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника"
Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема педагогики, медицины или правоохранительных органов. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением. Презентационный ...
Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"
Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....
Консультация для педагогов ДОУ "Физическое воспитание как один из факторов сохранения психофизического и социального здоровья детей"
В презентации дается краткое описание влияния физической активности на развитие личности ребенка...
Консультация для педагогов: "Создание условий для психоэмоционального благополучия как фактора психического здоровья ребёнка с ОВЗ.
В данной консультации раскрывается вопрос создания безопасных социально-психологических условий для психоэмоционального благополучия ребёнка с ОВЗ...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи»
Цепелева НатальяКонсультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи»Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка явл...
Мастер-класс для педагогов «Использование маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности, фантазии и творчества детей дошкольного возраста».
Что такое маркеры? Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.Цель игрового маркера : создание условий для игры, для раз...
Консультация для педагогов: "Создание физкультурно - игровой среды в образовательном пространстве ДОУ."
Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья. Как можно использоват...