Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие по России»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей о России, её столицы, государственных символах, народных ремёслах;
- вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русским городам, крестьянской избе, её устройстве.
- развивать умение составлять связный рассказ о родном городе с помощью мнемотаблицы;
- формировать образную речь детей, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, обогащать словарь названиями народных ремёсел, изделиями ремесленников;
- познакомить со старинной русской традицией «помочь»;
- воспитывать уважительное отношение к Родине, родному посёлку, государственным символам; уважение к труду народных ремесленников, восхищение их мастерству;
развивать творческое воображение, способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации.
Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов, карта мира, мультимедийный проектор, экспозиция «Русская изба», изделия ремесленников.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно - прикладного искусства; экскурсии в мини – музей «Русская изба».
Ход занятия:
Входит русская девица.
Девица: Что за диво, что за чудная изба, где я?
Воспитатель: Ребята давайте поприветствуем нашу неожиданную гостью!
Девица: здравствуйте люди добрые! Звать меня Марфа, а вы кто будете и куда я попала?
Девица: Что это за чудный посёлок Лесогорск, где он находится.
Воспитатель: Ребята наша гостья похоже ни чего не знает о том где находится, давайте ей поможем.
Дети подводят Марфу к карте. (Карта на экране)
Девица: Что это за ковёр красивый, с рисунком мудрёным?
Воспитатель: Ребята что это?
Воспитатель: А нашу страну вы можете показать? Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о нашей стране?
Воспитатель: А почему вы решили, что наша страна самая большая, богатая и сильная?
Воспитатель: Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается день. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолёте лететь сутки.
Девица: Это сколько дней нужно ехать на поезде?
Девица: А часов лететь?
Девица: А моя родина матушка Русь.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, а как наша Россия называлась в прошлом?
Воспитатель: значит у нас Марфа с тобой одна Родина - Россия, Русь, и сейчас мы тебе о ней расскажем.
Ребёнок читает стихотворение о Родине.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своей Родине, какие вы знаете?
Воспитатель: Ребята давайте пригласим Марфу путешествовать по России, а на чём можно путешествовать? На каком транспорте?
Воспитатель: Я предлагаю путешествовать на поезде, занимаем места в вагоне.
Дети поют первый куплет песни «Край в котором ты живёшь»
Воспитатель: Первая станция « Поселковая» (на экране слайды: видов поселка, герб посёлка)
Воспитатель: Ребята куда мы приехали из нашей группы? Что это за место? Как вы узнали?
Расскажите Марфе о Лесогорске.
Дети рассказывают о Лесогорске с помощью мнемотаблицы. Ребёнок читает стихотворение о посёлке.
Воспитатель: А теперь занимайте места, едем дальше. Дети поют «Паровозик из Ромашково»
Воспитатель: следующая станция «Столичная» (слайды: картины крелшя, красной площади.)
Воспитатель: Как вы думаете куда мы приехали?
Что это за город?
Почему вы решили что это Москва?
Как называется главная площадь Москвы?
Ребёнок читает стихотворение о Москве.
Что сейчас находится в Кремле?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы?
Воспитатель: Ребята, у нас перепутались гербы и флаги разных стран, давайте их правильно соберём
Игра- пазлы «Собери государственные символы России» Мальчики собирают флаг, а девочки собирают герб
Воспитатель: А вы знаете почему наш флаг имеет белый, синий и красный цвета?
Ребёнок читает стихотворение о флаге.
Воспитатель: Белый, синий и красный - цвета которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее небо, море, белый свет, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в каком значении?
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест с привязанными к нему пучками травы, веток, конским хвостом. Для чего он был нужен? Потом появился современный флаг.
Зачем раскрашивают флаг? А сейчас зачем нужен флаг?
Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли мы собрали герб?
Ребёнок читает стихотворение про герб.
Воспитатель: Для чего нужен герб?
Звучит гимн России.
Девица: Что это за музыка чудная?
Девица: Как интересно выглядят теперь города. А наши старинные русские города выглядят совсем по другому. Давайте построим такой город на магнитной доске.
Дети выкладывают город на.магнитной доске.
Девица: Где строили города, зачем?
Как называлось жилище людей в то время?
Что возводили вокруг города?
Чем ещё защищали город?
Чем в городах занимались люди?
Как назывались эти люди?
Каких ремесленников вы знаете?
Воспитатель: Ребята я слышу гудок паровоза, нам пора отправляться в путь.
Поют «Паровозик из Ромашково»
Воспитатель: Следующая станция «Старорусская» (слайд старинный город)
Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы попали!
Появляются ремесленники (Слайды ремесленников с их изготовленными изделиями)
Кузнец: Я кузнец - молодец
Я такой удалец
Я вам лошадь подковал,
Много счастья пожелал!
Девица: кого на Руси называли кузнецами?
Гончар: Я гончар, тоски не знаю
Круг вращаю я один,
И из рук моих волшебных
«Выплывает» вдруг кувшин.
Девица: А не трудно ли тебе гончар изготавливать такие чудесные изделия? Гончар: Умелые руки работы не боятся.
Девица: Кого на Руси называли гончарами?
Девица: а для чего производили свои изделия ремесленники?
Девица: где продавали они свои изделия? (Слайд Ярмарка)
Девица: Не устали ли вы ребята. Вот изба моя. Проходите гости дорогие, посмотрите как жил в старину народ русский.
Девица: Посмотрите какие изделия ремесленников есть в моей избе! Назовите, что мне изготовил кузнец. Что изготовил гончар?
Садитесь рядком, да поговорим ладком. Сейчас мы вспомним как изба русская строилась.
Когда-то давным давно, когда на Руси и городов не было, шумели на земле русской дремучие леса. В это время люди стали строить свои избы.
Из чего строили избы? Почему?
Поэтому деревья выбирали тщательно. Строили из сосны и ели. Почему?
Но и эти деревья не все рубили. Старое дерево не брали, почему?
Вывод: старость на Руси уважали, оберегали, что состарилось должно дожить свой век спокойно.
Да и непрочное старое дерево. И молодые деревья не подходили? Почему? Вывод: силы ещё не успели набраться, непрочные.
А рубили деревья зимой в сильные морозы, когда дерево самое сухое. Интересно почему? (Сокостояние)
На Руси говорили не строить избу, а рубить, почему так говорили? А рубить - избу дело нелёгкое. Одному не справиться.
Девица: вот так на Руси сложилась добрая традиция, какая?
Девица: а название получила эта традиция помочь.
Девица: А какую ещё помощь оказывали люди в деревне друг другу? И эта традиция сохранилась.
Воспитатель: Марфа, а что это за девочка рукодельница?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете каким ремеслом она занимается?
Пряха: Я ловкая пряха
Очень рано встаю,
Не ленясь берусь за дело,
Моток ниток я спряду.
Воспитатель: А давайте и мы поможем нашей пряхе. Танец «Прялица».
Девица: спасибо гости дорогие за экскурсию и помочь. Много нового от вас узнала, чему-то и я вас научила.
Оценка.
Дети благодарят Марфу.
Воспитатель: А сейчас прощайтесь ребята, нам пора уезжать домой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №1 пгт Лесогорский»
Непосредственно образовательная деятельность
по развитию речи детей старшей группы
«Путешествие по России»
Подготовила и провела:
воспитатель I кв. категории Феопентова Е.Л.
14.03.2014
Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей о России, её столицы, государственных символах, народных ремёслах;
- вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русским городам, крестьянской избе, её устройстве.
- развивать умение составлять связный рассказ о родном городе с помощью мнемотаблицы;
- формировать образную речь детей, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, обогащать словарь названиями народных ремёсел, изделиями ремесленников;
- познакомить со старинной русской традицией «помочь»;
- воспитывать уважительное отношение к Родине, родному посёлку, государственным символам; уважение к труду народных ремесленников, восхищение их мастерству;
развивать творческое воображение, способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации.
Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов, карта мира, мультимедийный проектор, экспозиция «Русская изба», изделия ремесленников.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно - прикладного искусства; экскурсии в мини – музей «Русская изба».
Ход занятия:
Входит русская девица.
Девица: Что за диво, что за чудная изба, где я?
Воспитатель: Ребята давайте поприветствуем нашу неожиданную гостью!
Девица: здравствуйте люди добрые! Звать меня Марфа, а вы кто будете и куда я попала?
Девица: Что это за чудный посёлок Лесогорск, где он находится.
Воспитатель: Ребята наша гостья похоже ни чего не знает о том где находится, давайте ей поможем.
Дети подводят Марфу к карте. (Карта на экране)
Девица: Что это за ковёр красивый, с рисунком мудрёным?
Воспитатель: Ребята что это?
Воспитатель: А нашу страну вы можете показать? Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о нашей стране?
Воспитатель: А почему вы решили, что наша страна самая большая, богатая и сильная?
Воспитатель: Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается день. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолёте лететь сутки.
Девица: Это сколько дней нужно ехать на поезде?
Девица: А часов лететь?
Девица: А моя родина матушка Русь.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, а как наша Россия называлась в прошлом?
Воспитатель: значит у нас Марфа с тобой одна Родина - Россия, Русь, и сейчас мы тебе о ней расскажем.
Ребёнок читает стихотворение о Родине.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своей Родине, какие вы знаете?
Воспитатель: Ребята давайте пригласим Марфу путешествовать по России, а на чём можно путешествовать? На каком транспорте?
Воспитатель: Я предлагаю путешествовать на поезде, занимаем места в вагоне.
Дети поют первый куплет песни «Край в котором ты живёшь»
Воспитатель: Первая станция « Поселковая» (на экране слайды: видов поселка, герб посёлка)
Воспитатель: Ребята куда мы приехали из нашей группы? Что это за место? Как вы узнали?
Расскажите Марфе о Лесогорске.
Дети рассказывают о Лесогорске с помощью мнемотаблицы. Ребёнок читает стихотворение о посёлке.
Воспитатель: А теперь занимайте места, едем дальше. Дети поют «Паровозик из Ромашково»
Воспитатель: следующая станция «Столичная» (слайды: картины крелшя, красной площади.)
Воспитатель: Как вы думаете куда мы приехали?
Что это за город?
Почему вы решили что это Москва?
Как называется главная площадь Москвы?
Ребёнок читает стихотворение о Москве.
Что сейчас находится в Кремле?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы?
Воспитатель: Ребята, у нас перепутались гербы и флаги разных стран, давайте их правильно соберём
Игра- пазлы «Собери государственные символы России» Мальчики собирают флаг, а девочки собирают герб
Воспитатель: А вы знаете почему наш флаг имеет белый, синий и красный цвета?
Ребёнок читает стихотворение о флаге.
Воспитатель: Белый, синий и красный - цвета которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее небо, море, белый свет, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в каком значении?
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест с привязанными к нему пучками травы, веток, конским хвостом. Для чего он был нужен? Потом появился современный флаг.
Зачем раскрашивают флаг? А сейчас зачем нужен флаг?
Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли мы собрали герб?
Ребёнок читает стихотворение про герб.
Воспитатель: Для чего нужен герб?
Звучит гимн России.
Девица: Что это за музыка чудная?
Девица: Как интересно выглядят теперь города. А наши старинные русские города выглядят совсем по другому. Давайте построим такой город на магнитной доске.
Дети выкладывают город на.магнитной доске.
Девица: Где строили города, зачем?
Как называлось жилище людей в то время?
Что возводили вокруг города?
Чем ещё защищали город?
Чем в городах занимались люди?
Как назывались эти люди?
Каких ремесленников вы знаете?
Воспитатель: Ребята я слышу гудок паровоза, нам пора отправляться в путь.
Поют «Паровозик из Ромашково»
Воспитатель: Следующая станция «Старорусская» (слайд старинный город)
Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы попали!
Появляются ремесленники (Слайды ремесленников с их изготовленными изделиями)
Кузнец: Я кузнец - молодец
Я такой удалец
Я вам лошадь подковал,
Много счастья пожелал!
Девица: кого на Руси называли кузнецами?
Гончар: Я гончар, тоски не знаю
Круг вращаю я один,
И из рук моих волшебных
«Выплывает» вдруг кувшин.
Девица: А не трудно ли тебе гончар изготавливать такие чудесные изделия? Гончар: Умелые руки работы не боятся.
Девица: Кого на Руси называли гончарами?
Девица: а для чего производили свои изделия ремесленники?
Девица: где продавали они свои изделия? (Слайд Ярмарка)
Девица: Не устали ли вы ребята. Вот изба моя. Проходите гости дорогие, посмотрите как жил в старину народ русский.
Девица: Посмотрите какие изделия ремесленников есть в моей избе! Назовите, что мне изготовил кузнец. Что изготовил гончар?
Садитесь рядком, да поговорим ладком. Сейчас мы вспомним как изба русская строилась.
Когда-то давным давно, когда на Руси и городов не было, шумели на земле русской дремучие леса. В это время люди стали строить свои избы.
Из чего строили избы? Почему?
Поэтому деревья выбирали тщательно. Строили из сосны и ели. Почему?
Но и эти деревья не все рубили. Старое дерево не брали, почему?
Вывод: старость на Руси уважали, оберегали, что состарилось должно дожить свой век спокойно.
Да и непрочное старое дерево. И молодые деревья не подходили? Почему? Вывод: силы ещё не успели набраться, непрочные.
А рубили деревья зимой в сильные морозы, когда дерево самое сухое. Интересно почему? (Сокостояние)
На Руси говорили не строить избу, а рубить, почему так говорили? А рубить - избу дело нелёгкое. Одному не справиться.
Девица: вот так на Руси сложилась добрая традиция, какая?
Девица: а название получила эта традиция помочь.
Девица: А какую ещё помощь оказывали люди в деревне друг другу? И эта традиция сохранилась.
Воспитатель: Марфа, а что это за девочка рукодельница?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете каким ремеслом она занимается?
Пряха: Я ловкая пряха
Очень рано встаю,
Не ленясь берусь за дело,
Моток ниток я спряду.
Воспитатель: А давайте и мы поможем нашей пряхе. Танец «Прялица».
Девица: спасибо гости дорогие за экскурсию и помочь. Много нового от вас узнала, чему-то и я вас научила.
Оценка.
Дети благодарят Марфу.
Воспитатель: А сейчас прощайтесь ребята, нам пора уезжать домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (подготовительная группа) «Путешествие на вотчину Деда Мороза»
Занятие будет интересно воспитателям....
Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Путешествие в страну цветных карандашей»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Москва – столица России» в старшей группе
Москва – город, имеющий огромное значение для России, это город больших возможностей, город, где рождаются и воплощаются в жизнь великие идеи, город, где создается история. Москвичи и ее гости л...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «День России»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Символы России»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Символы России»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Символы России" (Гимн, Флаг, Герб).Цель: фо...
Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Путешествие в царство Самовара»
Цель: расширять и уточнять представления о предметном мире (о посуде).Задачи: Образовательные: закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду). Расширять словарный запас детей,...
Конспект занятия по развитию речи "Крымская весна. Воссоединение с Россией"
Воспитание чувства патриотизма за свою Родину....