Доклад на тему "Методика проведения,этапы организации дидактических игр"
материал на тему

Неверова Ольга Александровна

Представлена классификация дидактических игр,  их структура, этапы организации игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gorodskom_obedinenii_2013_g.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Методика проведения,

этапы организации дидактических игр»

Теоретические аспекты

Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в душу ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности».

Конечно, дидактическая игра – это игра лишь для ребёнка. Взрослый с её помощью осуществляет обучение.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, одним из методов активного обучения (Виктор Николаевич Кругликов, 1988).

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник, и команда в целом, объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактические игры специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры (Российская педагогическая энциклопедия. Под редакцией Владимира Григорьевича Панова, 1993 г.).

Иначе говоря, дидактическая игра – это особый способ взаимодействия педагога и воспитанника в учебном процессе. При этом, хотя педагоги ребёнок участвуют в одной игре, решаемые ими задачи существенно отличаются: сформулировав дидактическую задачу для себя, воспитатель ставит перед детьми игровую задачу.

Цель дидактической игры – умственнее развитие ребёнка. Дидактические игры проводятся как в специально отведённое время на занятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду.

Дидактические игры можно проводить со всей группой во время занятий, а можно поиграть с подгруппой.

Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свой словарь.

Обязательными элементами дидактических игр являются следующие:   отражение содержания учебного материала, выделение задач игры, наличие правил, действия играющих, подведение итогов игры, то есть её конечный результат.

Дидактическая игра носит обучающий характер и по своему оснащению и действиям играющих недолжна отвлекать ребёнка от главного: освоения и закрепления определённых новых или повторения уже известных знаний.

Существуют разные классификации дидактических игр.

По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и другие.

По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия (ведущая роль принадлежит воспитателю. Использование разных игровых компонентов сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом) и автодидактические игры (направлены на развитие самоконтроля, умения анализировать. Воспитатель одновременно учитель и участник игры. Учит и играет, а дети, играя, учатся. Задания в виде загадок, предложений, вопросов).

По наличию игрового материала игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и так далее. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям даётся не сам предмет, а его изображение.

В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.

Классификация дидактических игр по Агнессе Ивановне Сорокиной:

- игра-путешествие (цель: усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей);

- игра-поручение (имеет те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями);

- игра-предположение ("Что было бы …?" или "Что бы я сделал …", "Кем бы хотел быть и почему?". Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей);

- игра-загадка (детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения);

- игра-беседа (в их основе лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру).

Классификация дидактических игр Деборы Владимировны Менджерицкой. Дидактические игры (в зависимости от материала):

  1. игры с предметами
  2. настольно-печатные
  3. словесные игры.  

Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведение итогов).

Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детям, как правило, неинтересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу – задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность. Это делает игру уникальной игровой формой обучения, когда дети невольно усваивают комплекс знаний, умений и навыков.

Игровые действия – это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательные для детей игра. Например, в ходе игры дети могут «играть» разные роли, отгадывать загадки, придумывать задания для соперников и так далее. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи.

Правила дидактической игры обусловлены не только необходимостью управлять игровой деятельностью (как в обычных играх), но и дидактической задачей, а также общими задачами формирования личности ребёнка.

Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. Например, можно подсчитать количество набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание и так далее. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребёнка, успехи отстающих детей.

Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны, отсутствие или неэффективная реализация любого из них неизбежно окажет негативное влияние на результат всей технологии.

В современной дидактике разработаны следующие принципы проведения игры:

- принцип добровольности участия в игре;

- принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);

Принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

- принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.

Основные этапы организации дидактической игры:

  1. Выбор игры. Существует большое многообразие детских игр, из которых предпочтительней выбирать те, которые не только обучают, но и воспитывают справедливость, умение помочь товарищу, способствуют развитию личностных качеств, формированию характера. Кроме того, выбор игры зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и т коллектива, в котором он находится.
  2. Предложение игры детям. Может быть как неигровым (давайте начнём играть…), так и игровым (например, получение секретного пакета). Перед началом игры необходимо чётко ставить игровую задачу, объяснить правила и действия. В объяснение игры входят её название, смысл и тема (о чём игра), правила, содержание и так далее.
  3. Оснащение и оборудование места для игры. Место для игры должно быть выбрано по сюжету, содержанию игры, по количеству участвующих, быть безопасным, удобным.
  4. Распределение на команды, группы, распределение ролей. Игровая практика имеет различные демократические приёмы разделения на микроколлективы (например: считалки, жеребьёвки и так далее). При распределении игровых ролей можно воспользоваться такими приёмами:

              - выбор на ключевую роль взрослого (чтобы никому было не обидно);

              - назначение на ответственную роль старшего ребёнка (например,    приглашение ребёнка из подготовительной группы);

              - жеребьёвка;

              - поочерёдное выполнение наиболее интересной, привлекательной для детей роли;

               - развитие игровой ситуации, предполагающее смену ролей или их постепенное усложнение.

5. Игровые действия – это проведение самой игры. Для поддержания постоянного интереса к игровым действиям возможно усложнение правил игры, введение в игру новых лиц, смена обстановки. Педагог, он же организатор, действует в той роли, которую он выбрал.

6. Завершение игры. Впечатления, полученные тр игры, во многом зависят от этого этапа. В конце игры нужно огласить результат, например: поражение, победа, выигрыш, ничья – должна быть выделена логическая черта. Конец игры также требует подведения итогов, поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. ("Родительское сочинение").

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья....

Доклад на тему: "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. ("Родительское сочинение").

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья....

Доклад на педсовете на тему:"Организация самостоятельной деятельности детей и планирование".

Мастерство воспитателяярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как...

Доклад для воспитателей на тему: "Организация уголков занимательной математики"

Доклад раскрывает перед воспитателями возможности занимательной математики, которая помогает развитию у детей позновательных способностей, формированию интереса к действием с числами, геометрическим ф...

Доклад к педсовету по теме "Организация РППС по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО"

анализ содержания развивающей предметно - пространственной среды по художественно - эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО...

Доклад на РМО старших воспитателей "Организация и содержание образовательной деятельности по реализации Образовательной области "Познание""

В презентации отмечены направления, интегративные качества, интеграция образовательной области "Познание", примерный проект по формированию знаний у детей старшей группы о свойствах воды....

Доклад "Содержание, методы и формы организации восприятия детьми художественной литературы и фольклора"

Доклад "Содержание, методы и формы организации восприятия детьми художественной литературы и фольклора"...