Словотворчество дошкольника
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Как развивать речевое творчество дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры для развития речевого творчества дошкольника | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ
ДЕТСКОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко
распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих.
Поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике и уместны в употреблении. Например: «брос» - брошено, «долгее» - дольше и многие другие.
К. И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двух и трехлетних детей такое сильное чутье языка,…что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны…».
Как проявляется словотворчество в речи ребенка?
Исследователи детской речи выделяет три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов:
- ОСКОЛКИ СЛОВ: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь» - то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
- ЧУЖИЕ ОКОНЧАНИЯ: к корню одного слова прибавляются окончания другого – «сухота» - сухость; «помогание» - помощь; «правдун» - человек, говорящий правду.
- СИНТЕТИЧЕСКИЕ СЛОВА: одно слово составляется из двух – «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мамина и папина дочь; «огромадный» - огромный и громадный.
Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «моко». Так образуются слова-осколки,. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.
«Новые» слова ребенка Образец
Видишь, какой у меня желтяк выскочил? ……………………. Синяк
Я – правдун! …………………….Лгун, болтун
У меня гусья кожа сделалась. ……………………Лисья
Какой ты диктун, папа! ……………………Ворчун
Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше ребенок слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.
Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а потом исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенным.
Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового. «…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».
(Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»).
ВНИМАТЕЛЬНО ВСЛУШИВАЙТЕСЬ В РЕЧЬ ВАШЕГО МАЛЫША,
НАВЕРНЯКА ВЫ ОБНАРУЖИТЕ УНИКАЛЬНЫЕ СЛОВА В ЕГО РЕЧИ!
Учитель-дефектолог:Сенникова С.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как формировать у младших дошкольников способность к речевому словотворчеству"
Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Освоение речи...
План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»
Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему Развивать спо...
Речевое творчество старших дошкольников, словотворчество, речевое развитие
В разработке приведен практический материал по развитию речевого творчества детей в рамках современных технологий...
Консультация для родителей «Словотворчество в жизни дошкольника»
Многие взрослые любят общаться с детьми. Вернее, им нравиться слушать, что говорят дети, как рассуждают, комментируют увиденное или услышанное. «Интересно, смешно, забавно» - так объясняют...
Презентация "Семинар-практикум "Игры для развития словотворчества у дошкольников"
Данная презентация может быть использована педагогами для работы с детьми. Здесь предлагается несколько игр для развития словотворчества у детей....
Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший
В разработке раскрыты приемы развития связной речи дошкольников (книгоиздательство, словотворчество, журналистика, сочинение пятистиший....
Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».
Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...