Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший
методическая разработка по коррекционной педагогике

Балакирева Елена Владимировна

В разработке раскрыты приемы развития связной речи дошкольников (книгоиздательство, словотворчество, журналистика, сочинение пятистиший.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший

В старшем дошкольном возрасте как в речевых, так и в массовых детских садах необходимо развивать связную речь детей. Именно об этом просят учителя начальных классов, так как хорошая грамотная свободная речь, умение правильно образно строить рассказы, составлять полные подробные последовательные и понятные окружающим пересказы – наиважнейшее условие успешного обучения в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы всей команды: логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Но работа  по развитию связной речи – довольно трудоемкий, иногда скучный и неинтересный процесс как для детей, так и для взрослых. Для того, чтобы оживить этот раздел работы, чтобы он проходил более интересно, для стимуляции детей и их родителей в рамках развития связной речи можно использовать много приемов.

Один из них – книгоиздательство. Когда ребенок фантазирует, рассказывает что-то, взрослый может записать за ребенком рассказ. Другой вариант – когда ребенок рисует что-то, комментирует свое художество, а взрослый записывает. Третий вариант – когда ребенок сам пишет то, что придумывает. Авторы таких книг уже умеют самостоятельно читать и писать печатными буквами (если говорить о дошкольниках). Это основные процессы рождения детских книжек. Такая форма работы позволяет сделать ребенку целую серию открытий.

Одно из них – то, что любые слова, речь можно записать.

Второе – оказывается, записанное сообщение никуда не пропадает. Дети читают десятки раз то, что сочинили, охотно слушают.

Третье – формируются представления о своих личных достижениях и успехах. На вопрос: «Что ты чувствуешь, когда читаешь свою книжку?» дети отвечают: «Мне нравится!», «Я рад, что я такой умный!», «Я люблю почитать, когда моя мама придет!» и т.п. Тем самым видно, что данная форма работы способствует формированию у детей чувства уверенности в своих силах, самоуважение.

В нашей группе создан литературный уголок с детскими книжками. Дети охотно участвуют в создании книг, иллюстрируют их, сочиняют стихи, дают интервью в газеты, посвященные каким-то событиям, праздникам.

Чтобы привлечь детей к творческому рассказыванию – источнику детских книжек – использую некоторые методы. Вот, на мой взгляд, одни из самых интересных.

  • Предложен Петровским А.В. и имеет условное название «метод транзитного пассажира». В его основе вызывание и стимулирование активной речевой деятельности. Предлагаем поиграть в журналиста и берем интервью у детей о каком-нибудь событии, результат – газеты «Репортаж с Осеннего бала»,… Позже ребенок сам становится журналистом и берет интервью у друг идете, учится видеть необычное в играх и занятиях детей и рассказывать об этом, подбирая точные слова и выражения.
  • Методика А.Нестеренко «В стране загадок». Выбираем любой объект и задаем вопрос: «Что делает?». Свеча – горит, светит, тает. Подбираем объекты, которые тоже могут совершать эти же действия. Горит спичка,  светит лампочка, тает мороженое. Затем соединяем выражение в единое и получается загадка: «Горит, но не спичка,  светит, но не лампочка,  тает, но не мороженое. (Свеча)»
  • Создание пятистиший – еще один метод для обогащения образности речи, для развития возможности выражения чувств об окружающем мире в поэтической форме. Пятистишие это белый стих, без рифмы, создаем так:

1 строчка – 1 слово – заглавие,

2 строчка – 2 слова – описание заглавия, объекта,

3 строчка – 3 слова – выражение действия этого объекта,

4 строчка – 4 слова – выражение чувства  этого или к этому объекту,

5 строчка – 1 слово – синоним заглавия.

Пример: -- Кошка

               Черная, пушистая

                Мяукает, мурлычет, играет

                Нежно свернулась в клубочек.

                Тишина.

               --Машина

                Японская Хонда

                Быстрая, легкая, спортивная.

                Мы едем очень быстро.

                Здорово!

Результат – поэтическая страничка.

  • Составление рассказов по схеме. 1 вариант – Схема составляется заранее.  2 – Схема составляется, изменяется, дополняется в процессе и по ходу самого рассказывания.

Теперь расскажу немного о книгах, которые появились у нас в группе. При составлении содержания  книжек, кроме методов, которые уже упомянула, использовала другие разнообразные методы.

  1. Закончи предложение – книжки-малышки «Я мечтаю…», «Я люблю…», «Я не люблю…»
  2. Составление описательных рассказов-загадок. Дети описывают какой-то объект, не называя его.
  • Книжки на определенную лексическую тему («О домашних животных»)
  • Книжка с вклейками из познавательных журналов. Для повышения интереса и получения детьми новых знаний к детским рассказам и иллюстрациям я добавила вырезки из журнала о животных («Братья наши меньшие»)
  • Книжка с загадками по предметной картинке. («Прочитай, отгадай!»)
  1. Составление рассказа из личного опыта («Как я провел лето», «Как я праздновал Новый год», «Как я украшал елку»)
  2. Составление рассказов по графическому плану. Причем план предварительно обговаривается, составляется и зарисовывается совместно с детьми. («Моя семья»-иллюстрирована рисунками и фотографиями, «О фруктах», «Мои пернатые друзья»)
  3. Придумывание рассказа в процессе дорисовывания картинки. Даем детям заготовку рисунка, они  ее дорисовывают, комментируя своим рассказом. («Осенние рассказы», «Мои мечты о лете»)
  4. Придумывание рассказа по сюжетной картинке. Ребенок выбирает любую сюжетную картинку из предложенных и придумывает рассказ. (Рассказы о животных)
  5. Придумывание рассказа  по предложенному началу или к концу рассказа. («Зима пришла!»)

Все эти рассказы у нас издаются в книжках, которые располагаются в литературном уголке. Дети сами иллюстрируют их, очень гордятся своими произведениями, часто их пересматривают, перечитывают, что к тому же еще и развивает навык чтения. А в конце года каждый ребенок на выпускном, как сюрприз,  получает  индивидуальный авторский сборник своих творческих сочинений с иллюстрациями на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержатель...

Буклет " Развитие связной речи у дошкольников посредством сказкотерапии".

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их п...

ПРОГРАММА «Развитие связной речи младших дошкольников посредством настольного театра»

Актуальность исследования. Овладение родным языком является важным элементом развития личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком связной речи ак...

Долгосрочный проект "Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид деятельности. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способ...

"Развитие связной речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой"

Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и произведения устного народного творчества. В данной консультации приведены рекомендации по развитию...

Презентация. Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр....