Статья: "Формирование культурно гигиенических навыков"
статья (младшая группа) на тему

Просикова Оксана Михайловна

Формирование нравыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм русского народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kgn.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм русского народного творчества.

                                                                            Не в количестве знаний заключается образование,

                                                                            но в полном понимании и искусном применении всего

                                                                            того, что знаешь.

                                                                                                                                           А.Дистервег

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – длительный процесс , требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Поэтому работу по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста надо начинать с первых дней учебного года.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурного приема пищи, поддержания порядка в окружающей обстановке и дружелюбных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Эти навыки в  значительной степени формируются в дошкольном  возрасте, так как нервная система ребенка пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умывание, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, поощрения, беседы, упражнения в действиях. Широко используется, особенно в младшем дошкольном возрасте, русское народное творчество. В сущности, без потешек и прибауток не обходится ни один сколько – нибудь значимый период роста и развития малыша. Они сопутствуют играм с пальцами, ручками, ножками, развивают  ритмичность. Игры – забавы, придуманные песенки напоминают маленькие сказки. Недоговоренные по своему содержанию, они развивают детскую фантазию, дают пищу воображению.

Благодаря использованию русского народного творчества ребенок учится  доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его  совершает, контролирует его ход. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. «Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом, аккуратно пользоваться столовыми приборами. Если воспитатель, умывая ребенка, приговаривает веселые потешки про водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а веселой игрой. Так вам легче будет приучить его умываться постоянно: он ведь будет знать, что водичка - его друг. Не забудьте сказать ребенку, какой он молодец, что умылся! Приведем к примеру несколько потешек:

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Друг другу  улыбаемся!

Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. 

Чтобы ребенок не начинал капризничать, завидев расческу, расскажем ему потешку о том, какой он красивый станет после того, как причешется. Стишок заворожит малыша, а мы в это время быстренько приведем его волосики в порядок.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Взрослых, детка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
"Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса".

Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом. Магия потешки способна не только отвлечь ребенка, если он не хочет есть, но и накормить его кашкой, которую он не очень любит. Рассказывая ему потешки ласково, с улыбкой, показывая, как нужно правильно пользоваться ложкой, ребенок будет хорошо кушать, и при этом будет развиваться его память и речь.

Вот  это – хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша.
А это её тарелочка.
А в этой тарелочке...
Нет, не каша 
Нет, не каша
И не угадали:
Села Маша,
Съела кашу –
Всю,
Сколько дали!

Обучая ребенка одеваться, тоже лучше с использованием потешек.

Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
-Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
- Как живешь? 

Каждой ножке по сапожку.
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
Нам осталось напоследок
Шарф под шею повязать,
Ручки спрятать в рукавички,
Вот и все! Идём гулять.

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для привития ребенку культурно- гигиенических навыков.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с особыми образовательными потребностями"

Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Ребенок совместно со взрослым достигает у...

Статья «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»

Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гиг...

Статья "Формирование культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, пр...

Статья "Формирование культурно - гигиенических навыков (КГН) у детей младшего дошкольного возраста".

Статья является сообщение на педагогическом совете , посвящённом здоровому образу жизни. Выступление  сопровождалось презентацией по теме педсовета....

Статья «Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников 4 – 5 года жизни»

Умения и навыки – это автоматизированные компоненты осознанного действия, появляющиеся у детей в результате системного повторения....

статья "Формирование у дошкольников навыков самообслуживания"

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отно...

Статья "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности"

Актуальность формирования культурно - гигиенических навыков исходит из общественного заказа на физически развитого, владеющего основными культурно -гигиеническими навыками ребенка к концу дошкольного ...