Статья «Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников 4 – 5 года жизни»
статья (средняя группа)
Умения и навыки – это автоматизированные компоненты осознанного действия,
появляющиеся у детей в результате системного повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_kulturno_gigienicheskih_navykov.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 45
Статья
«Формирование культурно – гигиенических навыков у
дошкольников 4 – 5 года жизни»
Подготовила:
воспитатель,
Гаврилова Елена Владимировна
Статья
Формирование культурно – гигиенических навыков у
дошкольников 4 – 5 года жизни
Умения и навыки – это автоматизированные компоненты осознанного действия, появляющиеся у детей в результате системного повторения. Умения и навыки не сразу приобретают автоматизированность, а складываются в результате многократных повторений.
В первую очередь следует воспитывать следующие умения и навыки, переходящие в привычки
Выделяют три основные категории:
- Навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);
- Гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);
- Навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Заложенные умения и навыки ещё в раннем детстве должны носить положительный отклик у ребёнка. Личный пример родителей очень важен для дошкольника. К 4 – 5 годам уже сам регулирует свои действия личной гигиены. Например, пришёл с улицы – помыл руки, после сна – причесался и т.д.
Предметы личной гигиены дошкольника должны быть яркими, нарядными и привлекать внимание малыша, вызвать желания взять в руки. Начиная с раннего возраста, ребенок способен находить свое полотенце, его необходимо повесить на определённое место. Полотенце, как и другие средства гигиены должно быть ярким, красочным и привлекать внимание.
Все инструкции в картинках в определённой последовательности можно развесить на уровне глаз ребёнка. Так ему будет легче соблюдать последовательность действий. Перед тем как начать процесс умывания и мытья рук, взрослый должен проконтролировать 1) Завернул ли рукава одежды ребенок; 2) Температуру воды взрослый проверяет сам. К пяти годам у дошкольника формируется база, основа знаний, которые он использует уже осознанно. Но эти знания умения и навыки необходимо закреплять, чтобы у ребёнка вошли в систему.
Комфортная среда для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
При умывании лица, нужно называть каждую его часть, продолжать учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха. Подойти и снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются. Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой(ая) ты стал(а) чистенький(ая) и красивый(ая)!"
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать дошкольников при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Формирование культурно-гигиенических навыков
Культурно-гигиенические умения и навыки – один из важнейших компонентов культуры поведения.
Опрятный вид, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви, продиктованная, не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Родители и педагоги должны осознавать, что привитые в дошкольном возрасте умения и навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят ребёнку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
С раннего возраста ребёнок должны усвоить определённые привычки: есть надо с закрытым ртом, нельзя ставить локти на стол во время еды, пищу тщательно пережёвывать.
Ребёнок, соблюдающий навыки личной гигиены с раннего возраста, гигиенические процедуры входят в потребность, в привычку. И конечно же папа и мама это образец эталон и идеал для подражания. Поэтому уча и наставляя, ребёнка не забывайте следовать тем же правилам.
Таким образом, приобщая ребёнка к культурно – гигиеническим навыкам, необходимо соблюдать их самим!
Используемая литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 240с.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2014. - 96с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 141с.
- Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 2007. - 215с.
- Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.- 1988. - №9. - С. 13-17.
- Хабарова С. В. Культура повседневной жизни - М.: Педагогика, 2015 - 122с.
- Чабовская А.П. Гигиена детей раннего и дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2011 - 192 с.
- Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. - 1991 - №5 - С.11
- Шалаева Г.П., Журавлева О.М. Правила поведения для воспитанных детей. - М.: Слово - Эксмо, 2010. - 160с.
- Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. - М-СПб. - Киев: Диалектика, 2010. - 256с.
- Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? - М: Просвещение, 2014. - 201с.
- Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. - 2008. - №10. - С. 53-59.
Интернет ресурсы
- https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://docs.google.com/presentation/d/12gpVG8KArd8QKbVynBgS9Aa4S-zJ_8L8Sx8ysKuofu8/htmlpresent&ved=2ahUKEwiKm72htqftAhUCjosKHRSqCC8QFjABegQIAxAB&usg=AOvVaw3j7XY-35wcMCHnWXoV7F8N
- https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://ds-8berezka.edusite.ru/p138aa1.html&ved=2ahUKEwiKm72htqftAhUCjosKHRSqCC8QFjAEegQIDRAB&usg=AOvVaw0hVf_ZHItfUul69wqBqrEe
- https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-ja-rastu-zdorovym-1018249.html&ved=2ahUKEwiKm72htqftAhUCjosKHRSqCC8QFjAFegQIDhAB&usg=AOvVaw3as_i0NxL3vEW6cF5PLmOo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....
"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"
В данной публикации я представляю проект по формированию навыков здорового образа жизни во второй младшей группе, который является выпускной аттестационной работой по профессиональной пере...
Воспитание культурно-гигиенических навыков у ребенка третьего года жизни
Воспитание культурно-гигиенических навыков у ребенка третьего года жизни...
Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"
Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"...
Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни
Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни...
Статья "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности"
Актуальность формирования культурно - гигиенических навыков исходит из общественного заказа на физически развитого, владеющего основными культурно -гигиеническими навыками ребенка к концу дошкольного ...