Открытое занятие по нравственному воспитанию на тему: «Вежливость спасет мир!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цели:
- Обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности;
- Учить детей внимательно относиться друг к другу;
- Формировать у детей понимание того, что вежливость делает человека тактичным и воспитанным;
- Воспитывать уважение к своим друзьям и взрослым людям.
- Развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей;
- Подвести детей к пониманию того, что без вежливых слов крайне сложно существовать в обществе;
- Закрепить правила культурного поведения в общественных местах;
- Развивать связную речь детей.
Оборудование:
Билеты; конверт с письмом; картинки с изображением солнца, тучи и дождя; сюжетные картины по теме «Эмоции людей».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, к нам сегодня в группу пришли гости. Мы с ними поздороваемся и улыбнемся, в ответ гости улыбнуться нам. Посмотрите, как сразу стало светло от наших улыбок!
Ребята, вы сегодня не забыли поздороваться друг с другом при встрече?
(Ответы детей)
Воспитатель: А что значит слово « Здравствуй»?
Д: Я желаю здоровья человеку.
Воспитатель: Правильно. Первое слово вежливого человека начинается с приветствия, нужно посмотреть в глаза человеку и улыбнуться и тогда в ответ другой человек тоже начнет улыбаться.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Приветствие!»
Игра: «Приветствие!»
Нужно по голосу узнать, кто с тобой здоровается, и в ответ назвать свое имя.
Основная часть:
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Вчера я получила письмо из города Вежливых, написала нам Мальвина, послушайте:
«Дорогие ребята!»
Я, Мальвина, живу в городе Вежливых. В нашем городе случилась беда. Злая колдунья наслала на наш город заклятье, и теперь наши жители забыли все вежливые слова, разучились себя вести, стали обижать друг друга. А заклятье можно снять, выполнив задания злой колдуньи. Нам не справиться. Помогите, пожалуйста!
Воспитатель: Дети, вы согласны отправиться в путь и помочь Мальвине ?
Д: Да!
Воспитатель: А на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Д: автобус.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в транспорте.
Как нужно поступать, когда в автобусе много людей, а вам нужно выходить?
Д: Вежливо попросить пройти.
Воспитатель: В автобусе нужно уступать места бабушкам, дедушкам, больным людям и инвалидам, мамам с маленькими детьми. Как вы думаете, почему?
Д: Им тяжело стоять, бабушки старенькие, маленькие дети в автобусе начинают капризничать, им удобнее ехать сидя.
Воспитатель: А что нельзя делать в транспорте?
Д: Бросать мусор.
Воспитатель: Почему?
Д: Лучше ехать в чистом автобусе, а если бросать мусор, то ехать будет неприятно.
Воспитатель: Входя в автобус, необходимо покупать билет. Это самое важное правило для пассажира. Если не купить билет, накажут штрафом. Я раздам вам билеты на автобус и мы отправимся в путь.
(раздача билетов)
(звук отъезжающего автобуса)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Посмотрите, кто нас встречает. Это же Мальвина. Поздороваемся с ней.
Д: Здравствуй, Мальвина!
М: Здравствуйте, дети. Спасибо вам, что согласились помочь нашему городу. Давайте вместе выполнять задания злой колдуньи, чтобы поскорее разрушить ее колдовство.
Первое задание
Воспитатель: Нужно вспомнить, как можно больше волшебных слов.
Послушайте стихи и доскажите вежливые слова в них.
1.Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй).
2.Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет).
3.Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста).
4.Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны),
Будьте … (добры).
5.Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
-Ну … (извините)!
6.Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:
… (До свидания!).
7.Когда я что-то подарю,
Мне говорят:
… (Благодарю!)
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Теперь жители сказочного города никогда не забудут эти слова!
Чтобы ребенок вырос вежливым, добрым и отзывчивым, нам необходимо с ранних лет стараться.
Все родители мечтают, чтобы их малыши стали настоящими людьми, чтобы в семье никогда не ругались. Давайте приготовим наши пальчики и вспомним всех своих родных.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)
Вот и вся семья!
(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
М: Спасибо, ребята. Нас еще ждут испытания. Следующее задание называется «Комплименты». А что значит, комплименты?
Д: Это нежные и добрые слова, которые люди говорят друг другу.
Второе задание
Воспитатель: Напомним жителям о хорошем отношении друг другу. Возьмемся за руки и сделаем круг. По кругу каждый полным ответом говорит соседу комплимент, называя хорошее качество характера или внешние данные, не забываем при этом смотреть друг другу в глаза и улыбаться.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. А что вы чувствовали, когда слышали о себе приятные и ласковые слова?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сила этих «сказочных» слов зависит от того, как человек их произнесет: грубо или вежливо, мягко или резко, с улыбкой или без нее.
Ребятки, а сейчас я попрошу Вас рассказать стихи о вежливых словах (раздала заранее).
М: Как прекрасно, ребята, когда люди говорят друг другу приятные слова. После этого не захочешь ссориться и обижать друг друга, но эти слова должны идти от самого сердца и быть искренними.
Спасибо большое, ребята!
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что означает слово «Настроение»?
(Ответы детей)
Воспитатель: Настроение – это эмоциональное душевное состояние человека. . Оно может быть разным: спокойным, радостным или грустным.
Воспитатель: А какое у вас настроение?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Прежде, чем выполнять следующее задание, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Воспитатель: Теперь потренируем пальчики.
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять,
Один, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Третье задание
М: Давайте выполним следующее задания злой колдуньи, чтобы поскорее разрушить ее колдовство.
Воспитатель: Нам нужно определить по картинкам эмоции и чувства детей.
Работа по картинкам
Воспитатель: Что вы видите на первой картинке?
Д: Мальчик грустит.
Воспитатель: Почему?
Д: Потому что он заболел и его не пускают на улицу и от этого ему грустно.
Воспитатель: А как вы догадались, что он грустит?
Д: Уголки губ опущены вниз, на глаза набежали слезы.
Воспитатель: Вторая картинка, что на ней?
Д: Мальчик удивился, увидев на участке крота. Бровки подняты, глаза и рот широко раскрыты.
Воспитатель: Третья картинка, что видите?
Д: Мальчик обижен, у него сорвалась рыба с крючка.
Воспитатель: А что видите на следующей картинке?
Д: Радость, девочка веселая, улыбается, идет вприпрыжку.
Воспитатель: Следующая картинка. Кто изображен на ней?
Д: Мальчик, который обижает котенка.
Воспитатель: Этот мальчик злой и сердитый. Губы сжаты, брови срослись на переносице.
Воспитатель: А хорошо он поступает?
Д: Нет.
Четвертое задание
Тренинг эмоций.
Воспитатель: Превратимся, ребята в котят. Какие они звуки издают?
Д: Мяу- мяу.
Воспитатель: Превратимся в грустных котят ( показывают), шаловливых(показ), в сердитых (показ), в добрых котят (показ).
Воспитатель: Какими лучше быть?
Д: Добрыми и веселыми.
Воспитатель: Правильно, ребята! Нужно быть добрыми и веселыми, чтобы вам отвечали тем же.
Пятое задание
Игра: «Догадайся»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в одну игру. Я начну говорить предложение, а вы должны его закончить вежливым словом.
1. Приплывет к Вам даже рыба, если скажешь ей… (спасибо)
2. Вдруг захлопает тюлень, если скажешь… (добрый день)
3. Когда вас ругают за шалости, то говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).
М: Молодцы, ребята! А умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих? Давайте проверим.
Игра «Топ-хлоп»
Воспитатель: Я буду называть вам поступки, а вы будете хлопать, если одобряете их и топать, если поступки не хорошие.
Поступки: кричать на друзей, поливать цветы, ковырять в носу, обманывать, помогать маме, кривляться перед бабушкой, улыбаться людям, оглядываться на людей и показывать на них пальцем, убирать свои игрушки, прятать от друзей конфеты, чистить зубки, кушать грязными руками, толкать малышей.
М: Здорово! Вот вы и справились с заданиями колдуньи. Заклятье с нашего города снято. Спасибо вам большое. Теперь мы никогда не забудем вежливые слова, будем всегда хорошо относиться друг другу.
Воспитатель: Пожалуйста, нам нужно возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Мальвиной.
Д: До свидания, Мальвина.
Воспитатель: На чем доберемся обратно? (Имитирую самолет)
Садитесь в самолет и полетели в детский сад. Только сначала получите билеты. (раздача билетов на самолет)
(звук самолета)
Подведение итогов
Воспитатель: Вот мы и дома, в нашем детском саду.
Скажите, чем мы занимались сегодня?
Д: Путешествовали, помогали жителям города «Вежливых»
Воспитатель: Что запомнилось? Что больше всего понравилось?
Молодцы, ребята, попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по нравственному воспитанию Тема: «Поможем Мишке» 1 младшая группа
Занятие составленно с опорой на стихотворение А. Барто "Уронили мишку на пол"...
Открытое занятие по нравственному воспитанию детей в средней группе. Тема: "Научи меня дружить"
Открытое занятие...
Открытое занятие по нравственному воспитанию детей в средней группе. Тема: "Дружба"
В этом открытом занятии по нравственному воспитанию детей были поставлены и выполнены следующие задачи: учить детей формулировать правила поведения, анализировать собственные поступки.развивать осозна...
Открытое занятие по нравственному воспитанию детей в средней группе.Тема: "Научи меня дружить"
Уточнить представления детей о том, что значит уметь дружить, научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить существующими нормами поведения, познакоми...
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Путешествие на вежливый остров» для детей 4 – 5 лет.
Цель: Учить детей быть вежливыми, находчивыми, заботливыми, помогать друг другу, видеть красоту природы.Задачи:1.Упражнять в умении правильно поступать в различных ситуациях, преодолевая трудности.2.В...
Открытое занятие по нравственному воспитанию в старше-подготовительной группе на тему «Твои поступки могут радовать и огорчать»
Цель: Обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей, продолжать формировать у детей мотивацию на совершение добрых поступков....