Инсценировка “Театр хантыйских и мансийских сказок”
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Инсценировка “Театр хантыйских и мансийских сказок”
Цель: знакомить с творчеством народов ханты и манси; развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор с экраном;
- макет домика, деревьев;
- ширма.
Ход мероприятия
Ведущий:
ПАСЯ ОЛЭМ! – это на языке манси “Здравствуйте”.
Дорогие ребята! Мы с вами живём в прекрасном уголке нашей Родины. Увидеть красоту природы может только тот человек, который любит свою родную землю.
1 чтец.
У каждого из нас три матери.
Первая – это мама.
Вторая – это Родина.
Третья мать – природа.
Люблю тебя, югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу.
С тобой ликую в торжество!
Ведущий:
Ребята, вы познакомились с 77 летней историей нашего Ханты– Мансийского округа, учителя вам рассказали об обычаях и предметах обихода, кухней коренных народов, вы узнали о природе и животных нашего края, научились играть в игры народов ханты и манси, познакомились с разным орнаментом и научились его выполнять, побывали в городах нашего округа.
Сегодня мы увидим ещё одну сторону жизни коренных народностей– сказки ханты и манси. Мы побываем в театре сказок народов ханты и манси.
Ведущий:
1. Ребята, вы знаете, как сказать по мансийски ГУСЬ?
– ЛУНТ, а по хантыйски? – ЛОНТ. Есть сходство?
Оказывается, гусь – священная птица ханты и манси. Даже одежда из меха называется “гусь”. Послушайте, какие красивые стихи написал народный поэт ханты и манси Роман Ругин:
Сказкой снега и мороза
Я дивлюсь не надивлюсь
Вот красавица берёза
Нарядилась в белый “гусь”.
О том, какие умные это птицы вы увидите в инсценировке хантыйской сказки “Лиса и гуси ” в исполнении ребят 1-а класса.
Ведущий:
- Какую сказку смотрели?
- (Ответы детей: “Лиса и гуси”)
- Кто оказался хитрее лиса или гуси? Ответы детей
- Как гуси перехитрили лису? Ответы детей
- А почему в хантыйской сказке “Лиса и гуси” гуси показаны сообразительней, чем лиса. Хотя во всех русских народных сказках лису показывают хитрой и ловкой? Ответы детей
Ведущий:
Гусь – священная птица ханты и манси, они перед ней преклоняются, считают гусей самыми умными птицами.
Ведущий:
2. Вы, ребята, такие смышлёные, что эту загадку отгадаете запросто:
Шевелит ушами, Скачет под кустами
Серенький трусишка,
Звать его…. (зайчишка)
Посмотрим хантыйскую сказку “Зайчишка” в исполнении ребят 1-б класса.
(Показ слайда № 3, выступление ребят 1-б класс)
Ведущий:
- Почему герои не помогали Зайчишке? Не выполняли его просьбы? Ответы детей
- Как проучили Зайчишку герои сказки? Ответы детей
- Чему учит сказка “Зайчишка”? Ответы детей
Ведущий:
3. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Романа Ругина “Мать”.
2 чтец.
С первого пронзительного крика
До молчанья смертного
У нас,
Даже если ходим далью дикой,
Нету ближе материнских глаз
Горе сына стянется арканом
И на сердце матери моей.
Мать меня считает мальчуганом
Даже и на склоне моих дней.
Добрые ж дела сынов,
как птицы,
К матери летят среди зимы
Наво сне любое может сниться
Ну, а мамам снимся только мы.
Снится:
сын опять не пообедал!
Снится:
сын опять летит не к ней
Это наши радости и беды
Молодят и старят матерей.
Ведущий:
Ну, а сейчас посмотрим выступление ребят 1-в класса, они нам покажут мансийскую сказку “Женщина– кукушка”.
- В кого превратилась мать? Ответы детей
- Почему кукушка не воспитывает птенцов? Ответы детей
- Чему нас с вами учит эта сказка? Ответы детей
Ведущий:
4. Послушайте, что сказала Т. Чучелина про охоту.
3 чтец.
Охота не забава.
Охота – глазам слава.
Ногам – слава.
Рукам – слава.
С пустыми руками
Не возвращайся домой!
Нет! Наш обычай
Совсем не такой!
Охота не забава.
Охота – рукам слава.
Ведущий:
Сейчас слово предоставляем ребятам 2-а класса, они нам покажут мансийскую сказку “Берестяной нос”, в которой вы увидите, что произошло в лесу с охотником.
Ведущий:
- Кого увидел в избушке охотник? Ответы детей
- Какой выход из этого положения он нашёл? Ответы детей
- Чему учит нас эта сказка? Ответы детей
Ведущий:
5. А теперь, ребята, поднимите руки – у кого есть дедушка? Вспомните, как с вами он разговаривает, объясняет непонятное, отвечает на ваши вопросы, учит какому ремеслу. Дедушки добрые, ласковые, отзывчивые всегда придут к вам на помощь. Вот об общении дедушки с внуком расскажут в мансийской сказке “Сказка про Мозым – ики-ПОХ” ребята 2-б класса.
Ведущий:
- Кому принадлежат стаи птиц? Ответы детей (Хозяину Каменных гор)
- Для чего ВошанвортИки предупреждал, чтобы птичьих костей не ломал? Ответы детей
- (В воду бросим, птицы оживут)
- Какие мудрые слова сказал ВошанВортИки? Ответы детей
- (Умны старики, а внуки дальше их видят)
Ведущий:
6.Отгадайте загадку:
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчались скок да скок,
Белый маленький клубок.
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зелёным.
Он вокруг берёзки кружит
Перепрыгивает лужи.
Ветер, ветер догони-ка!
Не догнать нам…(зайца)
Ведущий:
Посмотрим выступление ребят 3 с хантыйской сказкой “Хочу не хочу”.
- Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки? (Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)
- Почему лисий хвост не подошёл зайчишке? (Ответы детей: Он ему только мешал . “Ответы детей :… яркий хвост между деревьями мелькал, орёл его увидел и схватил”)
- Чему учит сказка? (Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)
Ведущий:
7.А сейчас отгадайте загадки:
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клёны,
И берёзы бьют поклоны. (Топор)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой растянется. (Топор)
Ведущий:
Ребята покажут нам хантыйскую сказку “Золотой топор”.
Ведущий:
- Что уронил старик в воду? Ответы детей
- Какие топоры предлагал водяной старику? Ответы детей
- Чему учит нас сказка? Ответы детей
Ведущий:
8. Отгадайте следующую загадку:
На деревьях по утрам оживленье, шум и гам.
Птицы раньше всех встают, солнцу песенку поют.
Лишь одна из них спешит утром спрятаться в дупло.
И, нахохлившись ворчит: “Не люблю, когда светло!” (сова)
Ведущий:
Слово предоставляем ребятам 4 с мансийской сказкой “Умная сова”
Ведущий:
- Почему сова сказала Топал-Ойко, что он не мужчина? (Ответы детей: Потому что живёт не своим умом, а жены, не оценивая свои поступки).
- Почему он изменил своё решение, кто ему помог в этом? (Ответы детей: Помогла умная сова. Топал-Ойко понял, что поступил неправильно, решив построить новый дом из костей птиц, рыб, зверей).
Ведущий:
Благодарностью в адрес наших маленьких артистов, в адрес классных руководителей, ставших на время и режиссёрами, и костюмерами, и декораторами, и гримёрами, мы закрываем воображаемый занавес “театра сказок народов ханты и манси.
Ведущий: ОС ЁМАС УЛУМ! – что значит “до свидания”!
Тексты хантыйских и мансийских сказок
ЛИСА И ГУСИ.
(хантыйская сказка)
На берегу речки лиса увидела гусей и говорит:
- Я вас съем. Гуси отвечают:
- Ты, лиса, хорошая лиса, не ешь нас.
- Нет, - говорит лиса, - съем, всех съем.
- Лиса, перед смертью мы тебе одну песню споем. Когда песня кончится, тогда ешь нас.
Первый гусь запел:
- Га-га-га!
Потом второй запел:
- Га-га-га! Га-га-га!
Затем третий запел:
-Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!
Четвертый запел:
- Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!
Затем все вместе запели:
-Га-га-га-га-га-га-га-га-га-га-га-га!
Так они до сих пор поют.
ЗАЙЧИШКА
(Хантыйская сказка)
Зайчишка ел осоку и порезал себе губу. Пошёл он к огню. Говорит зайчишка огню:
— Сожги осоку.
— В чём осока виновата (букв.: какое зло осока сделала)?
— Когда я ел осоку, губу порезал!
— Это твоя собачья жадность!
Пошёл зайчишка к воде. Говорит он воде:
— Погаси огонь!
— В чём огонь виноват?
— Не зажигает осоку.
— В чём осока виновата?
— Когда я ел траву-осоку, губу порезал.
— Это твоя собачья жадность!
Зайчишка пошёл к большому бобру и сказал:
— Выпей воду.
— В чём вода виновата?
— Вода огонь не гасит.
— В чём виноват огонь?
— Огонь осоку не зажигает.
— В чём виновата осока?
— Когда я ел осоку, губу себе порезал.
— Это твоя собачья жадность!
Зайчишка побежал к мужчинам, у которых были луки и стрелы. Говорит:
— Убейте большого бобра!
— В чём виноват бобёр?
— Большой бобёр воду не пьёт.
— В чём вода виновата?
— Вода огонь не тушит.
— В чём огонь виноват?
— Огонь не поджигает осоку.
— В чём осока виновата?
— Когда я ел осоку, порезал губу.
Зайчишка к мышам побежал. Мыши его пожалели, побежали грызть тетиву лука. Мужчины собрались убить большого бобра. Большой бобёр собрался выпить воду. Вода поднялась, стала гасить огонь. Огонь вспыхнул и попал на осоку. Зайчишка обжёг себе кончики ушей и лапки.
ЖЕНЩИНА-КУКУШКА
(Мансийская сказка)
Была когда-то кукушка женщиной. Сидела она однажды и шила. Захотела она пить и попросила своих детей принести ей водички. А дети матери не послушались, воды ей не принесли. Долго мать просила. Рассердилась она на своих детей. Превратила мать дощечку, на которой кроила шкурки, в хвостовое оперение, утиные крылышки, которыми пол подметала, в собственные крылья, а наперсток превратила в свой нос. И решила она улететь из дома.
Летит она, летит, а дети с ковшичком в руках за ней бегут и плачут. Но где уж им догнать летящую на крыльях мать?! Зовут дети свою маму, просят вернуться. А она села на вершину ели и кричит:
- Кук-кук! Кук-кук! Поздно, поздно.,.
Вот так и превратилась в птицу-кукушку, И с тех пор кукушка гнезда не вьёт, своих птенцов не выводит.
БЕРЕСТЯНОЙ НОС
(мансийская сказка)
Как-то вечером сказал старик своей старухе:
— Насуши сухарей. Давно не охотился, завтра с утра в лес пойду.
Старуха заворчала:
— Давно не охотился, так и ходить незачем. Хочешь, чтобы менквы, лесные духи, тебя там съели?! Старик отвечает:
— Менквы не менквы, всё равно пойду.
И лёг спать.
Утром встал, спрашивает:
— Насушила сухарей?
— Не насушила,—отвечает старуха.—Не пойдёшь ты в лес.
— Пойду! — говорит старик.
— Не пойдёшь! — говорит старуха.
Так полдня и проспорили.
Солнце уже на другую половину неба клониться начало, когда старик из дому вышел. До его лесной избушки, где он смолоду, охотясь, бывало, по неделям жил, далеко идти. Солнце село, смеркается, совсем стемнело, а он до своей избушки ещё не добрался. Шагает, думает:
«А ведь верно старуха говорила — съедят меня менквы! Лучше бы не ходил».
Такой страх его пробирает, что ноги трясутся. Однако идёт. В избушке, думает, не так страшно. Теперь уже близко.
Вдруг смотрит, сквозь деревья огонёк мерцает. Подошёл поближе — это в его избушке окошко светится.
«Значит,— думает старик,— какой-то охотник раньше меня забрёл. Вот хорошо, вдвоём переночуем».
Всё-таки сразу входить не стал, сначала в окошко заглянул.
Ох, страх какой! Сидят у очага два огромных менква с голыми волосатыми руками, с голыми волосатыми ногами. Один обдирает шкуру с красного зверя, другой обдирает шкуру с чёрного зверя.
Шарахнулся старик от окошка, наступил на берёзовый сук. Крак! — сук сломался.
— Ой! — вскрикнул один менкв грубым голосом.
— Ай! — второй вскрикнул.
А старик опять к окошечку. Смотрит, слушает.
— Чего это мы так боимся? — спрашивает первый менкв, а сам весь дрожит. Второй отвечает:
— Не знаю, чего боимся. Разве есть на земле кто-нибудь сильнее нас? Разве есть на земле кто-нибудь больше нас? — И тоже весь дрожит.
— А что же это было? — спрашивает первый менкв.
— Видно...— отвечает второй менкв,— видно, это берёзовый сук треснул.
— Ох, не говори, сердце у меня от страха лопнет! Ну-ка скажи ещё раз, что это было?
— Сук берёзовый треснул!
— Ох, молчи! С чего бы ему треснуть?!
Старик за окошком думает:
«Кто кого больше боится — видно. А кто кого сейчас больше испугается—увидим!»
Отодрал кусок берёсты, свернул трубкой, к носу приставил. Длинный-предлинный нос у него сделался. Потом просунул голову старик в окошко и закричал:
— А вот Берестяной Нос в гости пришел! У-гу-гу-у!
Вскочили менквы, кинулись к выходу. Дверь из избушки вышибли, бежать бросились. Только топот ночному лесу слышится.
Старик двери назад приладил. В избушку вошёл, спать лёг.
Охотился не охотился, а шкуру красного зверя, шкуру чёрного зверя домой принёс. Старухе отдал, сказал:
— А ты говорила: не ходи!
СКАЗКА ПРО МОЗЫМ-ИКИ-ПОХ.
(Хантыйская сказка)
Жил на Оби мудрый ханты Вошанг-Ворт-Ики - Хозяин города. Внук его просит:
- Угости, дедушка, вкусным мясом.
Вошанг Ворт Ики любимому внуку гусятину дает, мясо жирных селезней дает. Предупреждает:
- Птичьих костей не ломай. В воду бросим, птицы оживут.
Так и сделал Мозым-Ики-Пох.
Мудрый Вошанг Ворт Ики говорит внуку:
- Все стаи птичьи принадлежат Хозяину Каменных гор. Я к нему каждую весну гусевать приезжаю. Он с солнечной стороны у расщелины уток-гусей ловит, а я с закатной стороны птицу беру.
Мозым-Ики-Пох отвечает:
- Дедушка, ты говорил, что мы с тобой разумом сравнялись. Зачем птицу у гор держать, она гнездится, торопится. Зачем два охотника гусей и селезней добывают, а другие охотники птичьих стай даже не видят?
Вошанг Ворт Ики долго молчал… Утром сказал:
- Зачем горам стаи держать? Пусть перелетные птицы скорее каменную стену переваливают и на земле ханты гнезда вьют. Птицам даны крылья, пусть им вольно на свете будет.
А еще сказал мудрый Вошанг Ворт Ики вот что: «Умны старики, а внуки дальше их видят.
Г. Слинкина
ХОЧУ, НЕ ХОЧУ.
(Хантыйская сказка)
Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.
Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.
Однажды пригласили они в гости Рябчика с внуками. Смотрит Рябчик, как Заяц с Зайчихой с чужими детьми хорошо обращаются, говорит:
— Заяц с Зайчихой, у вас будет сын.
И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.
Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, по ночам не спит, берестяную люльку качает, поёт.
Сынок быстро растёт — лесные звери ему ноги подарили, из тёплых краев прилетевшие птицы язык ему принесли. Одно горе — малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит — кричит:
— Хочу, не хочу!
Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:
— Не хочу!
Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт:
— Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.
Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:
— Не хочу!
Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:
— На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.
Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:
— Не хочу!
Наконец отец говорит:
— Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.
Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:
— Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!
Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.
Снежинка увидел лисий хвост — плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:
— Это что же, мои отец с матерью без хвостов?
И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился — хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:
— Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!
Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:
— Не хочу, не хочу!
Лиса подошла к нему и говорит:
— Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.
Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит:
— Побегай, новым хвостом похвастайся.
Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился — хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:
— Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!
Звери только смеются.
Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Орёл его сверху увидел, вниз спустился, схватил Снежинку за хвост и потащил его домой, чтобы съесть.
Зайчонок испугался и закричал:
— Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?
Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:
— Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.
ЗОЛОТОЙ ТОПОР
(Хантыйская сказка)
Глупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, топор в воду уронил. Глупый мужик сидит и не знает, как топор достать. Вдруг из воды водяной показался и спросил:
— О чём, мужик, плачешь? Глупый мужик сказал:
— Я топор в воду уронил. Водяной скрылся и принёс золотой топор.
— Твой топор?— сказал он. Мужик ответил:
— Нет, это не мой топор. Водяной серебряный топор принёс и сказал:
— Это твой топор? Мужик ответил:
— Нет, это не мой топор. Водяной принёс простой топор. Мужик сказал:
— Это мой топор.
Водяной подарил мужику три топора — золотой, серебряный и простой.
Пришёл мужик домой и рассказал деревенским друзьям:
— Мне водяной подарил три топора.
Один его друг говорит:
— Я тоже пойду, может, и мне водяной три топора подарит.
Вот пошёл он на берег и стал рубить дерево. Рубил-рубил и нарочно топор бросил в воду. Потом сидит, плачет. Не может достать топор. Наконец водяной к нему вышел и спросил:
— Что ты плачешь? Мужик сказал:
— Я топор в воду уронил. Водяной принёс золотой топор и спросил:
— Это твой топор? Мужик отвечает:
— Это мой топор. Давай сюда.
— Это не твой топор,— сказал водяной и ушёл под воду.
Мужик возле берега до вечера сидел, только водяной больше не появился. Тогда мужик, плача, домой пошёл.
УМНАЯ СОВА.
(Мансийская сказка)
Сидел однажды Верхний дух Топал-Ойка с женой у окна своего дома. Жена сказала:
— Ты кто такой, Топал-Ойка?
— Как кто такой? Верхний дух.
— А если ты Верхний дух, почему же в таком плохом доме живёшь?
— Чем же наш дом плох? — удивился Топал-Ойка. — Мне наш дом нравится.
— У людей точь-в-точь такие дома. Это для Верхнего духа стыдно. Построй новый, просторный, высокий, чтобы все удивлялись, все его хвалили.
— А из чего же я такой дом построю? — спросил Верхний дух Топал-Ойка.
— Хорошо бы из костей, — посоветовала жена.
— Да где же столько костей взять?
— Очень просто, — отвечает жена. — Собери всех зверей, птиц, рыб и убей. Из костей новый дом построишь.
— Что ж, это можно, — говорит Топал-Ойка. — Так и сделаем.
Рыб собирать щуку послал. Зверей — юркого горностая. Птиц созывать велел длинноногому куличку.
Немного прошло времени — приплыли рыбы, прибежали звери, прилетели птицы. Вышел Топал-Ойка, пересчитал всех и говорит:
— Звери все тут, рыбы все. А птицы не все — совы не хватает. Ты, куличок, сову видел?
— Нет, не видел,— куличок отвечает.
— Ну, беги, найди её,— говорит Топал-Ойка.— Убивать, так всех сразу.
Побежал длинноногий куличок сову искать. Долго искал, наконец нашёл. Она на высоком кедре сидела.
— Ты что, сова, сидишь? Разве не слышала, тебя звали!
— Кто звал?
— Топал-Ойка, Верхний дух. Он всех рыб, птиц, зверей собирает.
— А зачем?
— Всех убьёт. Из наших костей новый дом построит. Старый дом жене Топал-Ойки не нравится.
— Ах, вон оно что! — говорит сова.— Ну тогда ты иди, я потом прилечу.
Куличок обратно побежал.
— Нашёл сову? — спрашивает Топал-Ойка.
— Нашёл,—отвечает куличок.
— Где же она?
— На кедре сидит. Говорит, потом приду. Ждут, ждут сову — не летит. Топал-Ойка опять куличка посылает.
— Беги скорей. Что её так долго нет? Побежал длинноногий куличок. Сова всё ещё на кедре сидит.
— Что ж ты нейдёшь? — кричит куличок.— Все тебя ждут.
— В таком деле торопиться незачем,—отвечает сова,— ещё немного подумаю. И за себя, и за вас мне ведь думать приходится, раз вы сами за себя не умеете. Иди, я следом за тобой полечу.
Побежал назад куличок, от усталости еле дышит. Отдышался, сказал:
— Сова следом за мной летит.
Опять все ждут сову. А её нет и нет. Рассердился Топал-Ойка на куличка.
— Беги за совой, да смотри, без неё не возвращайся!
В третий раз пустился куличок. А сова ещё лапами по ветке не переступила. Как сидела, так и сидит. Куличок ей говорит:
— Ноги меня уже не держат, не могу больше за тобой бегать. И Топал-Ойка гневается.
Сова взмахнула крыльями, сделала круг над куличком.
— Видишь, лечу. А ты уж в последний раз, ног не жалея, беги вперёд да скажи, пусть жена Топал-Ойки окно в доме растворит.
Прибежал куличок.
— Сова за мной летит. А вы окно в доме распахните — так она сказала.
Распахнули окно. Тут как раз и сова явилась. Села на окно, хвостом внутрь дома, клювом — наружу.
— Ты где пропадала? — спрашивает Топал-Ойка.
Сова молчит.
— Что ты молчишь? — сердится Верхний дух.
— Я думаю,— отвечает сова.
— О чём же? — спрашивает Топал-Ойка.
— А вот думаю: чего на земле больше — сухих деревьев или зелёных?
— Глупо ты думаешь,— говорит Топал-Ойка.— Зелёных деревьев на земле больше.
— Хэ!—говорит сова.—Так только кажется. А я считаю: если у дерева сердцевина высохла, оно всё равно скоро засохнет, хоть ещё и зелёное.
— Это ты правильно говоришь, это ты умно думаешь,— сказал Топал-Ойка.—Уж раз начало дерево сохнуть — высохнет, ничего не поделаешь!
— И ещё я думаю,—говорит сова,— если взять всех птиц, рыб, зверей, кого среди них больше: живых или мёртвых?
—• Ясное дело— живых,—отвечает Топал-Ойка,— зачем и спрашивать?
— Вот и нет,—говорит сова,—Ты собрал нас тут, чтобы убить, себе новый дом построить. Мы уже всё равно что мёртвые. Скоро совсем живых не будет.
— Так и есть,—закричал Топал-Ойка.—Как же я раньше не догадался!
Сова опять молчит. И все молчат. Наконец Топал-Ойка не вытерпел:
— Неужели ты думать не кончила?
— Не кончила,— отвечает сова.—Как по-твоему: кого на свете больше — мужчин или женщин?
— Тут и думать не надо,—засмеялся Топал-Ойка.— Мужчин больше. Что, не правда, скажешь? Сова покачала головой:
— Это как считать! Рассуди сам: если мужчина чужим умом живёт, можно его назвать мужчиной?
— Не мужчина такой человек,— сказал Верхний дух.
— А ведь это ты о себе говоришь, Топал-Ойка,— сказала сова — Не мужчина ты!
— Как это не мужчина?! — закричал Верхний дух.
— А вот так! Когда зверей, птиц, рыб создавал, никого не спрашивал. Тогда был мужчиной. Теперь глупую свою жену послушался. Ей на прихоть хочешь нас всех погубить. Меня-то не убьёшь, я нарочно так села — хвост назад, клюв вперёд. Взмахну крыльями и улечу. Всем, кого ни встречу, кричать буду: не мужчина Топал-Ойка, умом глупой женщины живёт, не своим!
Стыдно стало Топал-Ойке.
— Подожди, не улетай! — сказал он сове,—А вы, рыбы, птицы, звери, идите, откуда пришли. Не стану вас убивать. Мне и в старом доме хорошо. А жена как хочет.
Обрадовались все. Рыбы уплыли, птицы улетели, звери убежали.
А сова сидит, жёлтыми глазами светит.
— Ну, что скажешь, сова? — спрашивает Топал-Ойка,— Теперь не будешь про меня говорить, что я не мужчина?
— Теперь, пожалуй, не буду, — сказала сова. Верхний дух Топал-Ойка очень обрадовался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту – инсценировке по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста.
Инсценировка имеет целью развитие коммуникативных умений детей с применением технологий сказкотерапии, технологии невербального общения, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, самомассажа и ...
Инсценировка Хантыйских сказок
Приобщение детей к культуре народов севера....
Инсценировка хантыйской сказки "Кукушка"
Сказку смотреть здесь; http://www.youtube.com/watch?v=6dOB0apCWDc&feature=youtu.beЦель: воспитывать интерес к устному народному творчеству. народов Севера...
Проектная работа "Секреты хантыйских и мансийских сказок" с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Сказки народов манси и ханты очень интересны, красивы, познавательны. Тема сказок разнообразна, но в каждой из них отражена жизнь народа, мудрость народа, его мечты. В мансийских и хантыйских сказках,...
Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста хантыйскому языку "Поговорим по-хантыйски"
Программа дополнительного образования «Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски») создана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Программа рассчитана ...
Проектная работа «Секреты хантыйских и мансийских сказок». Старшая группа.
Данная работа посвящена формированию представлений о сказках народов ханты и манси....
Мастер-класс "Пальчиковый театр из фетра для сказок"
Пальчиковый театр представляет собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Известно, что благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в св...