«Край родной»
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Край родной».
Цель: познакомить с историей названия города, познакомить детей с расположением области и района на карте, с граничащими областями, познакомить с названиями наиболее крупных рек, формировать любовь и интерес к малой родине. Активизировать речи, память, мышление.
Оборудование: карта России, Тульской области, Белёвского района.
Ход занятия.
Ребёнок.
Обойди хоть сто дорог;
Обогни планету,
Невелик наш городок,
А дороже нету.
Ветерок несёт с реки,
И туман чуть зримый,
Ой, Белёв, ты мой Белёв,
Город наш любимый.
Ребёнок.
Здесь мне всё знакомо: улицы и люди,
Каждая тропинка, каждый тротуар.
Я люблю свой город в праздники и в будни,
Не хочу, чтоб кто-то Белёв наш покидал.
Воспитатель. Ребята, у каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной. Для многих из нас – это наш город Белёв.
- А кто-нибудь знает, откуда такое интересное название?
- Бытуют несколько легенд, но с одну из них я вам расскажу. По дну глубоких оврагов протекала речка Белёва (Белёвка). А сейчас там бьют ключи, а истории реки находятся в самом городе по улице Лебедева, там остался маленький пруд. Имя реки Белёва произошло от того, что вода в ней чистая и прозрачная.
- Ребята, а теперь посмотрим на карту. Мы должны будем найти Тульскую область. А почему я прошу найти именно Тульскую область? (Так как наш город Белёв расположен в Тульской области).
- Давайте посмотрим, с какими областями соседствует наша? (Московская, Рязанская, Липецкая, Орловская, Калужская).
- Если посмотреть внимательно, то можно увидеть разноцветные островки – это цветом выделены районы, их 23. Давайте посмотрим какие? Может в каких-нибудь вы были с родителями.
- Вот посмотрите, где находится Белёвский район? (Дети по одному показывают район на карте области).
- Посмотрите на эту карту (показывает физическую карту России). Можем ли здесь найти наш район? (Нет)
- Правильно, здесь мы можем найти только наш областной город Тула, так как карта очень мелкая.
- Ведь чем больше площадь, тем мельче карта.
- Вторым по величине городом Тульской области является г. Новомосковск. Есть ещё такие города как Алексин, Узловая, Щёкино, Ефремов и т.д. Каждый город имеет свои достопримечательности, каждый уникален.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А сейчас, ребята, давайте отдохнём и поиграем в игру «Города». Я буду называть разные города. Если город расположен в нашей области, вы должны похлопать, если нет, то потопать ногами. (Дети встают)
- Молодцы, хорошо запомнили города нашей области.
Над тихой речкою на круче
Стоит купеческий Белёв.
Висит над городом тягучий
Протяжный звон колоколов.
- А какой реке идёт речь, как вы думаете? Конечно о реке Оке. Если вы внимательно посмотрите на карту, то увидите, что она пересекается лентами рек. Давайте посмотрим какими?
- Это Ока, Упа, Снежедь, Дон и др. А всего по территории Тульской области протекают 1682 реки.
- А вы знаете, какая рыба водится в наших реках? Наиболее ценные: стерлядь, судак, лещ, щука, сом. Один вид занесён в Красную книгу – это бычок – подкаменщик.
- Ещё много интересного вы узнаете на следующих занятиях о нашем городе.
- А сейчас скажите, что вы узнали сегодня?
Тема: «Наш древний Белёв»
Цель: укреплять любовь к родному краю, его историческому прошлому, закреплять знания о гербе Белёва, обогащать и активизировать словарь.
Оборудование. Герб Белёва, виды древнего города, гербы других городов, доска, мел.
Предварительная работа. Рассматривание альбомов, открыток с видами города, экскурсии по городу, чтение стихов о родном городе.
Ход занятия.
- Что мы называем Родиной? (Место. Где родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья). Правильно! Послушайте стихотворение о родине.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый. Золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звезды мира над кремлём.
- Место, где мы родились, и есть Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром говориться: «Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома лучше», «своя земля и в горе мила». Дети, а вы любите наш город, свою Родину?
- Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своём городе, тем больше будем любить его.
- Ребята, мы с вами знаем, что каждое государство имеет свой герб. Но и каждый город его имеет, это отличительный знак. Герб – это как бы символ города.
- Знаете ли вы, о чем говорит герб нашего города? Ведь каждый герб – это своеобразная шкатулка с секретом: если подобрать к ней ключик, можно узнать массу нового и интересного о том месте, где живёшь, выяснить, чем занимались люди, основавшие когда-то поселение. Герб каждого города может рассказать историю , предание, легенду о событии, произошедшем в давние годы. Эта маленькая ёмкая картинка поможет узнать и о природе, окружающей город.
Обо всём, что любо городу,
Обо всём, что ему дорого,
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
Город может гордиться ткачами,
Кузнецами, швеями, врачами.
Город может природой гордиться,
Редким зверем и редкою птицей.
Город может историю чтить,
Может память о предках хранить.
Обо свеем, что свято городу,
Обо всем, что ему дорого,
Герд вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
-А вы разве не любите разгадывать секреты? Нужно лишь научиться «читать» гербы.
- Давайте рассмотрим наш городской герб.
- Какую форму имеет герб: квадрат, треугольник, щита?
- На сколько частей он разделён?
- Каковы основные цвета этих частей?
- Как вы думаете, о чем он рассказывает?
- «В голубом поле представленный ячменный сноп, из которого выходит пламень» - писал о гербе г. Белёва В.А. Левшин.
- В нашем древнем городе издавна были развиты такие промыслы, как : кружевоплетение, производство пастилы и пивоварение. Символом последнего и является изображение ячменного снопа на городском гербе.
- Сын знаменитого Михаила Вязмитина, изготовлявшего столовые ножи, которые способны были перерубить ружейный ствол, посвятил себя пивоваренному делу. Его пиво находили замечательным.
- Василий Визмитин пользовался древнейшими рецептами, которые не дошли до наших времён. Традицию белёвских пивоваров продолжил Белёвский пивоваренный завод.
-Сейчас завод закрылся, однако, на белёвском гербе до сих пор гордо красуется ячменный сноп.
ИГРА «Найди сходства и различия»
Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает рассмотреть гербы нескольких городов и найти в них сходства и отличия. За каждый правильный ответ ребёнок получает фигурку. Побеждает тот, у кого фишек больше.
ИГРА «Говорящие гербы»
Материал. Гербы городов с говорящим названием.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что городам часто давали «говорящие названия», т.е. уже в самом названии указывалось, чем славится город.
Воспитатель раскладывает изображения гербов перед детьми и предлагает найти герб, название которого он произнесёт. (Стародуб, Серпейск, Елец, Лебедянь, Великие Луки, Каиышин, Сычёвка, Зубцов, Звенигород, Орехово – Зуево, Старица, Крапивна)
Затем воспитатель убирает гербы, оставляя только один, и предлагает воспитанникам самим придумать названия городу, который могбы иметь такой герб. Выслушиваются все варианты, из них выбирается наиболее интересный. Затем дети узнают настоящее название города, сравнивают его со своими предложениями и вспоминают, чьё из них было наиболее близко к правильному ответу.
- А теперь посмотрите на стенд. Если внимательно присмотреться, то можно узнать наш город. Но это фотографии древнего города.
- Наши предки жили именно в таком городе. Сейчас он преобразился, много построили, многое разрушилось. (Воспитатель рассказывает по фотографиям)
- Древний город Белёв – ровесник Москвы. Белёв включён в список 115 исторических городов страны, имеющих памятники истории, культуры и архитектуры.
- Поэтому мы должны гордиться своим городом и любить его.
ИГРА «Город будущего»
Игровое задание: придумать и построить город будущего.
Оборудование: доска или ватман для записей
Воспитатель предлагает детям помечтать, каким будет Белёв через сто лет. Дети предлагают идеи: город должен стать безопасным, уютным, красивым. Педагог пишет на бумаге какое-нибудь слово, размещая его вертикально (как в кроссворде). Участники игры должен подобрать к каждой букве этого слова определения, каким город не должен быть в следующем веке. Придуманные слова располагаются по горизонтали. Затем к придуманным словам подбирают антонимы, и дети описывают город таким, каким он должен стать.
- Молодцы, ели вы хотите, чтобы город был таким, он таким и будет. Вы сделаете его таким.
КОНСПЕКТ 3
Тема: «В гостях у кружевниц»
Цель. Расширить представление детей о белёвском кружеве как живой эстетической ценности. В доступной форме познакомить детей с технологией изготовления кружев, с белёвскими кружевницами, с «историческим прошлым» и настоящим белёвских кружев. Воспитывать уважение к традициям прошлого. Вызвать чувство гордости за свою малую родину.
Оборудование: образцы Белевского кружева, иллюстрации с изображением Белевского кружева
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением Белевского кружева.
- Чтение сказки Валерия Пинчука «Кружевница»
- Рассматривание образцов изделий.
- Экскурсия в краеведческий музей.
Ход занятия.
Кто из нас не любит гулять синим заснеженным вечером по старым улицам некогда купеческого Белёва, любоваться крошечными домиками, украшенными разными древними ставнями.
И мне нравится, когда наш город украшен лёгкой дымкой природного кружева.
- Ребята, как вы думаете, когда можно сказать: «Наш город будто в кружевах»? (Когда на деревьях иней, когда лёгкая метелица)
- И сегодня наше занятие будет интересным. А про что, вы сейчас мне скажете.
Скачут коклюшки:
Стук – стук – стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити.
Прекрасно выполнен.
Взгляните.
(Кружева)
- Правильно, сегодня мы поговорит о кружевах.
Плетение кружев на Руси всегда было очень популярным. И наша родная Белёвская земля тоже была известна кружевами. И мал и стар этим испокон века занимались. Искусство кружевное передавалось по наследству, пуще глаза его секрет оберегался. Мне кажется, нельзя оставаться равнодушным к этому искусству. Производство кружев в Белёве было широко распространено, и первые изготовители их были монахини девичьего Крестно – Воздвиженского монастыря. Кружевами украшались церковные облачения, принадлежности церковной службы. Позже изготовлением кружев стали заниматься горожане. Женщины украшали своим рукоделием полотенца, подушки, передники, женские головные уборы.
Торговать белёвским кружевом ездили во Мценск. Так в 1880 г. плетением кружев занимались 2000 мастериц. За один год они вырабатывали 211332 штуки различных изделий: косынок, покрывала для подушек и т.д.
Посмотрите на эти узоры (показ кружев), здесь мы видим и февральские метели, и мартовские капели, и цветы.
Появляются кружева постепенно, для этого нужен не один час и не один день затратить.
А вы хотите знать, как это происходит? Перво-наперво необходим хороший инструмент, на первый взгляд, он простой – подушка, коклюшки, нитки, и в тоже время имеет свой секрет. Вот, к примеру, подушка, на которой кружева создаются. Продолговатая, она дотверда набивается ржаной соломой и обтягивается материей. Тонкие булавочки удерживают ожурный узор.
Истинное русское кружево прежде изготовлялось из золотой и серебряной нити. Иногда мастерицы переплетали узоры всевозможными блёстками, жемчугом и даже перьями. Но в отличии от этого иным выглядит наше белёвское кружево – его плетут из простых белых ниток.
Для удобства в работе они наматываются на палочки, которые называются коклюшками.
Слава белёвских кружевниц ещё в прошлом веке шагнула далеко за пределы Тульской области – нашим кружевницам рукоплескали Париж и Лондон, ими восхищались в Риме и Берлине.
И сейчас с удовольствием увлечённые люди постигают мастерство белёвских кружевниц далеко за городскими пределами.
В наше время традиция кружевоплетения сохранилась. Мастера учат ребят – школьников на кружках этому искусству.
- А вам хочется научиться плести кружева?
- Вот сегодня мы их будем «плести» красками и кистью.
1. Объяснение последовательности выполнения рисунка
- На тёмном фоне мы будем «плести» замысловатые узоры белыми красками или золотом.
- Посмотрите, как я буду рисовать узор. (Показ воспитателя)
- А вот ещё образцы узоров (Показ готовых узоров)
2.Обсуждение работ с целью предупреждения ошибок.
- Ребята, так как кружева плетутся из ниток. Узор прорисовываем кончиком кисти, очень тонко.
- Стараемся занять весь лист узором.
- Самостоятельная работа детей
- Подведение итогов (Анализ детских работ)
КОНСПЕКТ 4
Тема: «Тула веками оружие ковала»
Цель. Познакомить детей с историей Тульского оружейного дела, с мастерами – оружейниками. Показать различные виды оружия, которые изготавливались на тульском оружейном заводе. Вызвать интерес к изучению истории Отечества, его культуре. Прививать любовь к родному краю.
Оборудование. Иллюстрации с изображением оружия, фотографии мастеров оружейного дела.
Ход беседы.
- Самовары, гармонии, пряники… кто не знает, что всё это Тула! Но прежде всего Тула – это оружейное дело. Потому что оружейное дело история и современность нашей Тулы.
- Хорошим оружейником стать непросто. Эта профессия требует особого сочетания человеческих качеств: быстроты ума и ловкости рук, умение точ в точ всё по чертежу делать.
- В Туле есть большой оружейный завод. Но оружие в Туле стало производиться задолго до основания оружейного завода.
- На заводе производилось и холодное оружие – это ножи, шестигранные молотки, топоры, копья. Позже стали делать арбалеты. На Руси их называли самострелы.
- Первое пороховое оружие было очень примитивным. Трубка на палке, зажигаемая лучиной.
- Потом стали делать кремневое оружие. В эту эпоху и возник Тульский оружейный завод. Тула стала основной кузницей оружия Тульской армии.
-Также на заводе производились сабли, кинжалы, шпаги. Парадное оружие украшалось золотом и драгоценными камнями.
- Позже стали изготовлять винтовки, пулемёты.
- Всему миру известны мастера оружейного дела Мосин, Калашников, Пастухов, Дегтярёв и др.
(Чтение стихотворения «Рассказ оружейника» В. Степанова)
- От чьего лица ведётся повествование? (Старого оружейника)
- О чем он рассказывает? (О работе оружейника)
- Давайте прочитаем, как он характеризует работу оружейника?
- Оружейник вспоминает и историю с Левшой, который смог подковать блоху. И Полтавскую битву, где сражались Тульским оружием.
- Гордится ли своей профессией оружейник? Давайте еще раз прочитаю вам эти строки.
КОНСПЕКТ 5
Тема : «Тульское чаепитие» (сладкий вечер)
Цель. Расширить представление детей о Тульских промыслах: тульские пряники и самовары. Познакомить детей с особенностями приготовления пряников. Рассказать, как делаются самовары, об обычаях, связанных и ними.
Вызвать интерес к изучению истории родного края, прививать любовь к Родине.
Оборудование. Выставка книг о самоварах и Тульских пряниках, выставка самоваров, открытки и иллюстрации с изображением самоваров и пряников, накрытый стол для чаепития.
Ход вечера.
Воспитатель.
Самовар раздула
Тула –
Тула – Родина моя –
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до кремля
Самовар гудит и тянет
От него
Тепло сосны.
Всей земле
Тепла достанет
Сказок, песен, тишины…
Представить себе Тулу без самоваров нельзя. Самовар для Тулы – гордость особая. Где и как появились первые самовары неизвестно, но что самовар – это чисто русское изобретение – это не вызывает сомнения.
Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле почти 230 лет назад в Заречье Назаром Лисицыным.
Сложен, многообразен процесс изготовления самоваров. Силёнок требовалось немало, так что занимались этим только мужчины. Изготовление деталей шло вручную.
Самовар стал олицетворением домашнего уюта, символом русского гостеприимства, выражением материального достатка.
Для дворян изготовляли более изысканные, утончённые, для купцов – более тяжёлые и массивные, для крестьян и рабочих – самые скромные и дешёвые самовары.
Самовар несмотря на высокую цену, становился непременным атрибутом каждого русского дома. Брали его и в дорогу, для этого делали дорожные самовары.
В течение столетий менялись и фасоны самоваров (показ иллюстраций)
И сейчас в Туле живут и трудятся самоварных дел мастера. Завод «Штамп» выпускает самовары жаровые, электрические емкостью 1,5 до 45 литров.
Тульские самовары не раз награждались медалями на отечественных и международных выставках.
Дети.
Ходит слава и недаром
Говорят у нас:
«Уголь в Тульских самоварах
Никогда не гас».
Мы всегда готовы чаем
Напоить гостей,
Наливаем, угощаем,
На здоровье пей!
Мы напоим с пылом. С жаром
Если к нам придёшь,
Ты не трогай самовара –
Руки обожжёшь.
(Дети приглашаются за стол)
В крестьянских избах самовары стояли на почётном месте – во главе стола.
Как самое большое лакомство на столе появлялся душистый тульский пряник.
У нас на столе тоже без этого не обойтись.
Ребята, посмотрите, что изображено на пряниках. Как же появляются эти узоры?
Правильно изготавливаются специальные формы.
Тульский пряник удивительный по вкусу и по форме, так как до наших дней пекут его, соблюдая все старинные традиции.
Рисунки, которые изображены на пряниках, сначала вырезывают на досках. Резчики досок создают замысловатые узоры, в которых отражаются луговые травы и цветы, лесные птицы и звери, изображают тульские гербы, крылатые выражения пишутся.
- Ребята, а вы знаете, что с пряниками было связано много народных обычаев. Их дарили в знак чести (уважения) и любви. По народному поверью считалось, что пряник имел целебные свойства и помогали в лечении тяжёлых болезней.
Дети.
Где родился пряник Тульский?
Там, где мёдом в день июльский
Пахнут русские луга,
А зимой метут снега.
Пряник Тульский рос на поле
Там, где пот рубаху солит,
Там, где дождик проливной
Клонит колос наливной.
Пряник Тульский там родился,
Где с любовью потрудился
Возле мельниц и печей
Хлебопёк страны моей.
Пряник мастером замешен
На цвету рябины здешней
И на песнях
Тех, кто пели
Мамы нам у колыбели.
Ты возьми его в ладони,
Аромат земли вдохни
И увидишь: мчатся кони,
Летний вечер
В травах тонет,
По реке плывут огни.
Что нового вы сегодня узнали? Мы должны гордиться традициями своего народа и бережно хранить их.
Тема: «Из истории Тульского народного костюма»
Цель. Расширить представление детей о народной одежде. Выделить особенности тульского народного костюма (детали народного костюма, материалы, техника изготовления, способы украшения). Вызвать интерес к изучению истории отечества, его культуре.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций к книгам по истории Древней Руси. Моделирование элементов русского костюма, шитьё русского сарафана для куклы.
Оборудование. «Старинные сундуки» с русским народным костюмом, иллюстрации с изображением русичей в национальной одежде.
Ход занятия.
Звучит русская народная музыка, входит глашатый в русском народном костюме.
Глашатый. Низкий поклон вам, люди добрые!
Воспитатель. Кто ты и откуда прибыл к нам?
Глашатый. Шел я к вам через горы и леса, через степи и поля и принёс от князя великого грамоту. (Отдаёт грамоту и уходит)
Воспитатель. Посмотрим, какой указ издал князь.
«Всем православным христианам, всякого звания людям! Готовь наряды праздничные к пиру великому!»
- Вот так задача! Выполним указ князя?
- Но прежде давайте вспомним, какую одежду носили наши предки.
- Одежда древних жителей Тульской губернии вплоть до середины 20 века сохранила свою самобытность, особенно женский костюм, который легко можно было узнать среди нарядов жителей России. Хотя среди костюмов жителей разных районов Тульской губернии были свои различия.
- Рассмотрим повседневный девичий наряд Тульской губернии.
- Белая льняная рубаха расшита в красно – розовых тонах. (Показывает). Сарафан с передником – занавеской, ярко расшитым тесьмой и лентами.
- Девичий головной убор – повязка или венец, оставляет верх головы открытым, на конце косы – накосник, который девушка украшала сама с большой любовью.
- И, конечно, разукрашенный цветами платок.
- В день совершеннолетия на девушку, которая до этого ходила в рубахе с пояском, надевали понёву. Первую понёву шила старшая сестра, а одевал его брат на Пасху или на Троицу. Потом одевали её перед свадьбой.
- Ребята, кто знает, как называется одежда по её назначению? (Будничная, праздничная, свадебная, траурная и т.д.)
- Вот праздничным женским нарядом стал сарафан – это длинное женское платье на помочах.
- Как вы думаете, уз какой ткани шили праздничные сарафаны? (Атласа, шёлка, парчи)
- Наши прабабушки строго следили за тем, как украшен их наряд. Низ сарафана всегда оторачивался каймой из кружев. Это было не только красиво, но и по поверьям, оберегало хозяйку сарафана от дурного глаза.
- Особенно много украшений старались прикрепить на груди и на центральной вертикальной полосе.
- Как вы думаете, чем украшали одежду? (Стеклярусом, мехом, вышивкой, бисером, а то и золотом)
- А на будничную понёву нашивались розетки из шёлковых лент с бубенцами в центре.
- Поэтому, когда молодые девушки плясали, по всей деревне слышался весёлый звон, это было главным средством спасения от гадостей и болезней.
- Сегодня мы с вами тоже станем мастерами и будем украшать Тульские народные костюмы.
КОНСПЕКТ 7
Тема: «Украшаем Тульский народный костюм»
Цель. Закреплять умение работать ножницами, закрепить приёмы склеивания деталей, развивать художественный вкус и творческие способности детей.
Оборудование. Штампы сарафанов, головных уборов, ленты, кружева, бисер, мех, фломастеры, клей, образцы украшенный сарафанов записи русских народных песен, магнитофон.
Ход занятия.
- Планирование предстоящих трудовых действий.
- Посмотрите, у вас на столах различные материалы для украшения сарафанов, кокошников, рубах.
- Вы их можете украсить на своё усмотрение, но придерживаясь традиций в украшении Тульского костюма.
- Стеклярус и бисер наклеиваем, кружева, ленты, мех тоже (Показ воспитателя)
- Вышивку рисуем фломастером.
- Посмотрите, как я украсила сарафаны. (Показ образцов)
- Изготовление изделий по намеченному плану.
Воспитатель. В старину за работой мастерицы пели. И слова, и мелодии песен как бы вплетались в узор вышивки. (Включают русские народные песни)
- Оценка выполненных работ.
- Прекрасные наряды получились! Заказ князя готов.
- Князь будет доволен. На прощанье он даёт такой наказ:
Храни огонь родного очага!
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали вам через века!
КОНСПЕКТ 8
Тема: «К юбилею В.А. Левшина» (1746 – 1826 гг.)
Цель. Познакомить с творчество и биографией В.А. Левшина, с некоторыми произведениями автора. Воспитывать чувство гордости за людей, прославивших наш город.
Ход беседы.
- Ребята, сегодня 17 августа исполняется 260 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка, русского писателя Василия Алексеевича Левшина.
- Родился и вырос он в с. Темрянь, которое расположено в 6 км от города Белёва.
- Левшин был не только писателем, но и учёным. Он получил прекрасное образование. Был судьёй в Белёвском уезде.
- Первым его литературным трудом был сборник загадок «Загадки, служащие для невинного изделия праздного времени».
- Неоднократно переиздавался его сборник «Русские сказки». А.С. Пушкин создавал поэму «Руслан и Людмила» под влиянием русских сказок Левшина.
- Одним из лучших произведений является описание Тульской губернии.
- Левшин был первым исследователем, обратившимся к специальному изучению истории Белёва.
- В своих историях он рассказывал об одном из героических эпизодов, когда напали на окрестности Белёва татары. Бывший тогда воевода, узнав о приближении татар, быстро собрал войско под Темрянью у реки Оки и разбил татар.
- Ряд сведений, сообщенных Левшиным о Белёве, уникален. Из его описаний нам стало известно, что белёвские князья чеканили свою монету.
- Умер Левшин 180 лет назад, захоронен в с. Темрянь близ Белёва.
(Чтение сказок Левшина В.А.)
КОНСПЕКТ 10
Тема: «Растительный мир Тульской области» (Деревья и кустарники)
Цель. Закрепить представление детей о деревьях и кустарниках, расположенных на территории Тульской области. Уточнить и расширить представление детей о лесе. Рассказать о разновидности лесов, по преобладающему виду деревьев. Познакомить с новыми словами: «березняк», «осинник», «дубрава». Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа к картинах художников.
Оборудование. Репродукции картин, рисунки и фотографии деревьев и кустарников, гербарии засушенных листьев деревьев, игрушка Старичок – Лесовичок.
Ход занятия.
- Ребята. Сегодня к нам на занятие пришёл старичок – Лесовичок, который хочет узнать, что вы знаете о лесе и, конечно же, сам расскажет много нового.
Лесовичок. Кто из вас был в лесу? Что вы там видели? Что растет в лесу?
- Правильно, ребята, молодцы. Но самые главные жители леса – это, конечно, деревья.
Воспитатель. Очень давно почти вся поверхность нашего края была покрыта лесами, в которых водились не только лисы и волки, но и бурые медведи. Постепенно люди селились по берегам рек. Для строительства жилья они вырубали деревья, а на освободившихся от леса участках занимались сельским хозяйством. Для развития сельского хозяйства требовалось всё больше земли, поэтому лесов становилось всё меньше и меньше. Естественно ветра стали сдувать плодородный слой земли. Поэтому, для защиты полей стали сажать лесные полосы. Тополя, осины, берёзы, акации были посажены вдоль дорог и оврагов.
Большие лесные массивы сохранились лишь в суворовском, Щёкинском, Ленинском, Алексинском и Ясногорском районах.
ИГРА. Какие же деревья растут в нашей области?) Дети делятся на две команды. Раздаются картинки с изображением разных видов деревьев. Нужно выбрать только те, которые растут в нашей области. Далее по очереди команды называют деревья по одному.
Молодцы, справились с заданием.
Когда вы были в лесу вы заметили, что иногда все деревья растут вместе. А бывает. Что встречаются большие участки леса с преобладанием деревьев одного вида.
- Вот, например, берёзовые леса называются березняк.
- А как вы думаете называются леса, в которых преобладают дубы? (Дубрава)
- А осины? (Осинник)
- На какие две большие группы мы модем поделить деревья? (Лиственные и хвойные)
- Какие хвойные деревья вы можете назвать? (Дети называют, воспитатель показывает иллюстрации)
ИГРА «Подбери дереву его листок». Дети делятся на две команды. Каждой команде дается по набору карточек с изображением деревьев и листьев. По команде они должны подобрать к каждому дереву лист (или иголки).
- Деревья растут долго. Осины и берёзы, например, доживают до 90 лет, клён до 200 лет, липы и лиственницы – 300-400 лет, а дубы 500 лет.
- Лес красив в любое время года. В какое время года вам кажется он наиболее красивым? Почему?
- Ребята, какие деревья растут в нашем парке и около детского сада?
- Под кронами деревьев в тишине и прохладе растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (Несколько тонких стволов, низкорослые). Но бывает, что одно и тоже растение встречается как дерево или как кустарник (черёмуха, рябина, ольха, ива).
- Наиболее распространённым в наших лесах является орешник, ольха, бузина, акация, шиповник (Показ)
- Без кустарников лес становится беднее. Они помогают лесу сохранять влагу, их листьями и плодами питаются животные, строят гнёзда птицы.
- Многим кустарникам не нужен лес. Они хорошо приспосабливаются к сухим и открытым местам. Сколько их растёт в садах и парках, вдоль железных дорог, в окрестностях сёл и деревень.
- Перечислите, какие вам известны кустарники? (Боярышник, сирень, рябина, бузина, черёмуха)
- Ребята, мы с Лесовичком довольны вашими ответами. Ещё хочется обязательно сказать, что лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и за ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц.
- Лес надо беречь и охранять. У поэтов рождаются стихи, художники, очарованные красотой, пишут картины. Вот посмотрите картины художников – пейзажистов Шишкина и Левитана. (Рассматривание картин)
- Ребята, вам понравилась выставка? Какая из картин вам запомнилась больше всего?
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
КОНСПЕКТ 11
Тема: «Чистые страницы Красной книги»
Цель. Дать детям представление о том. что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить с Красной книгой, рассказать детям о том, какие животные, птицы и растения Тульской области занесены в красную книгу. Рассказать детям, для чего нужны заповедники. О тех, кто охраняет природу. Воспитывать любовь к природе. Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение природы.
Ход беседы.
Учёные давно обратили внимание на то, что видов растений и животных становится меньше. Основная причина – человек изменяет окружающую среду. Вырубаются леса, осушаются болота, на реках строят плотины, загрязняется воздух и вода. Природа становится всё беднее.
Потому во всём мире были предприняты попытки сохранить то, что нуждается в защите.
- Ребята, а вы знаете, что есть такая книга, в которой указываются данные о численности и о мерах охраны млекопитающих и птиц. Как она называется? (Красная книга)
- В нашей стране тоже есть такая книга, она была издана в 1978г. В ней говорится об исчезающих животных и растениях, число которых заметно сокращается.
- Чтобы предотвратить беду, на этих животных запрещена охота, а цветы нельзя срывать для букетов.
- На территории Тульской области более 60 видов растений взято под охрану, есть ещё редкие птицы и насекомые.
- Вы прекрасно знаете, что все в природе взаимосвязано, что даже небольшие изменения в жизни одних обязательно отразятся на жизни других. (Привести пример)
- Например, в с. Николо – Гастунь лет 30 назад были бабочки аполлоны. Теперь они занесены в «Красную книгу». Так как лес уже стал другим, заросли поляны и просеки, почва прогревается меньше. Изменились условия для жизни бабочек, вот они и исчезли.
- Естественную жизнь природы лучше всего наблюдать в заповедниках. Там нельзя косить траву и рубить деревья, нельзя охотиться и ловить рыбу. Люди не мешают природе, пусть всё будет так, как должно быть. Жать, что в Тульской области нет таких заповедников.
- Охотничьи хозяйства ведут учёт животных, контролируются сроки охоты. Лесники следят состоянием леса. Большие и засохшие деревья вырубают, а их место занимают молодые саженцы.
- Но мы все должны сохранять и оберегать красоту природы. Обидеть лес или луг не так уж трудно. Но прежде , чем сделать что-то, спроси себя: «Хорошо ли это», «Не будет ли кому-нибудь плохо от того, что я сделаю».
- В наших лесах разрешается собирать грибы, орехи и ягоды. Но собирать только те грибы, которые тебе нужны, наклони ветку с орехами, но не ломай её, аккуратно собирай ягоды, не вытаптывай стебли.
- В Тульской области нет зоопарков, где можно было бы поближе рассмотреть животных нашего края. Но есть отделы в краеведческом музеи.
- Будьте природе другом, и она откроет вам свои тайны. Сохраняйте и приумножайте богатство родного края.
- Сегодня на занятии мы будем придумывать плакаты природоохранного содержания. Что мы можем на них изобразить?
КОНСПЕКТ 12
Тема: «Жизнь и творчество В.А. Жуковского» (по страницам биографии)
Цель. Познакомить детей с некоторыми страницами биографии поэта - земляка В.А. Жуковского, с некоторыми его произведениями, вызвать интерес к жизни и творчеству писателя. Воспитывать гордость за малую Родину.
Оборудование. Портрет поэта, рисунки Жуковского, открытки о В. А. Жуковском.
Ход беседы.
Воспитатель показывает портрет В.А. Жуковского
- Ребята, чей это портрет? Чем он знаменит?
В феврале 2007г. исполнилось 224 года со дня рождения замечательного русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Прошло уже более 2 веков. Однако его стихи и сказки – светлые, звонкие. Прекрасные, живут и радуют нас.
Сегодня мы будем читать стихи Жуковского. Но сначала я расскажу вам немного о жизни поэта.
Василий Андреевич Жуковский родился в с. Мишенское, в 3-х километрах от Белёва. Он провёл своё детство в очень культурной семье Буниных. Он жил в большом барском доме, с прудами, большим парком и садом. И уже с ранних лет поражала воображение поэта красота родного пейзажа.
В 10 лет он поступил в Тульское народное училище. Здесь учение шло плохо, особенно по арифметике, и мальчика исключили. Тогда Жуковскому пригласили домашнего учителя.
Потом мальчик закончил университетский пансион и приехал в родное Мишенское. Начал заниматься литературой.
В 33 года Жуковский покинул родные места. Много путешествовал, но даже в заграничных поездках поэт мысленно обращается к родным местам.
«Там небеса и воды ясны…» (чтение стихотворения)
- Скажите, пожалуйста, какое настроение передает поэт в этом стихотворении? Ему весело или грустно?
- Вот изображены те места , который Жуковский описывает в стихотворении? (рисунки поэта)
- Как вы видите, Жуковский был ещё и художником. Изобразительным искусством он занимался в течение всей жизни, он рисовал о карандашом, и акварелью, и маслом.
- Какие стихи и сказки Жуковского вы знаете и мы читали? («Мальчик с пальчик», «Спящая царевна», «Кот в сапогах», «Вечер», «Жаворонок» и т.д. )
- В своих произведениях он изображает красоту окрестностей Белёва, в час заката – Оку с плывущими по ней баржами, описывает пробуждение утренней природы, описывает своё детство, с грустью вспоминает своих московских друзей.
- В Белёве в честь В.А. Жуковского названы улица, школа №1. Музей назван в честь В.А. Жуковского. Музей в нашем городе был открыт давно. Ещё сын Жуковского, Павел Васильевич, внес предложение об организации в Белёве краеведческого музея. Он размещался тогда в здании, где сейчас медучилище. П.В. Жуковский подарил музею 33 картины, на которых изображены пейзажи природы. Во время войны здание было разрушено, часть экспонатов уничтожена. И только в 1960 г. музей был организован вновь. В здании, где он сейчас находится. Это здание является тоже архитектурным памятником.
- В Белёве Василий Андреевич построил для своей матери дом. Сейчас на этом месте заложен сквер, и установлен мемориальный знак.
- В 1983 году на пл. Революции открыт бюст В. А. Жуковского.
- Краеведческом музе отведён большой зал, где представлен большой материал о Жуковском, имитирована комната Белёвского дома.
- Каждый год в с. Мишенское проводятся литературные чтения памяти В.А. Жуковского. Куда съезжаются гости из разных городов.
- Жуковский очень любил свою родину, где он родился И где бы он не был, он с любовью вспоминал своё родное село.
- Сейчас я прочитаю стихотворение А. Коршунова «Городок», посвящённое нашему городу и В.А. Жуковскому.
Куда ни глянь, кругом одни холмы,
Тут крепко поработала природа.
Расцвечены причудами зимы
Белёв красив в любое время года.
Старинный порубежный городок
Встречавший первым полчища ордынцев,
Он смело на Москву пути стерёг
И бился за российское единство.
Не раз врагами выжженный до тла
Как птица Фенкс, он вставал из пепла
И вновь блистали храмов купола
Стучали топоры и вера крепла.
Здесь на отвесных окских берегах
Где льётся столько ливневого света
Родился сын, прославленный в веках
Учитель гениального поэта.
Безродный небогатый человек
Вскормлённый грудью матери – рабыни
Поэзией своей прославил век
И Пушкина открыл святое имя.
Он сам воспел простор родной земли,
Душой познав гармонию природы,
Его творенья в наши дни вошли
И стали почитаемы в народе.
Хоть этих мест войны коснулась тень
И дом Жуковского сгорел – он ныне с нами.
И в Мишенском цветёт его сирень,
Похожее на огненное пламя.
В её огне сгорает ночи тьма,
И рвётся с губ приветственное слово,
Когда я вижу с древнего холма
Сквозь дымку облик светлого Белёва.
- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? О чем оно? Из этого стихотворения можно узнать всю историю Белёва.
- Что интересного вы узнали о человеке, прославившем наш город?
К РУБРИКЕ «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?»
В числе первооткрывателей Арктики и участников Великой Северной экспедиции в 18 веке были наши земляки Семён Челюскин, Алексей Скуратов, Иван Кошелев и другие, имена которых увековечены на географической карте.
Для нас, белёвцев, примечательно, что Семён Иванович Челюскин проживал в Белёвском уезде. Для нас это гордость. Именем Челюскина названа северная точка нашей Родины – мыс Челюскина.
Тема: «Наш город»
Цель. Учить включаться в коллективную деятельность, развивать навыки межличностного общения, формировать любовь и интерес к малой родине; закреплять представление о достопримечательностях родного города. Активизировать память, речь, мышление.
Оборудование. Фотографии с изображением достопримечательностей города.
Предварительная работа. Посещение достопримечательностей, заучивание стихов о родном городе.
Ход занятия.
Воспитатель и дети строятся в кругу. Воспитатель произносит слово – сигнал: город. Дети сначала называют визуальные образы. Что вы видите, когда я называю слово «город»?
Что вы слышите, когда я называю слово «город»?
А теперь постарайтесь выразить чувства, которые вызывает у вас город?
Много интересного нам удалось увидеть, услышать и почувствовать, находясь в нашем городе. Как он называется?
Кто помнит, почему его так назвали?
А вы любите свой город? Я тоже люблю, потому что здесь родилась и выросла, здесь живут мои родственники, знакомые, друзья. Когда я уезжаю куда – нибудь, то очень скучаю по родным местам и мне хочется побыстрее вернуться. Мне очень нравится одно стихотворение, и я его вам сейчас прочитаю.
Мой город, ты растёшь и хорошеешь
И молодеешь прямо на глазах!
Люблю твои зелёные аллеи
В весенних тёплых солнечных лучах,
И жарким летом, и порой осенней
Живёшь в кольце Белёвских ты садов,
И наслаждаться соловьиным пеньем
К нам едут из огромных городов…
Дети.
Белёв – ты мой город,
Белёв – ты мой сад,
Люблю твой зелёный
Весенний наряд.
Люблю твои парки,
Прохладу аллей
И буйный рассвет
Молодых тополей
После чтения стихотворений воспитатель и дети подходят к стенду, где находятся фотографии с изображением достопримечательностей и улиц города.
Воспитатель. Сейчас я опишу памятник, а вы найдите его фотографию. «Он установлен на главной площади нашего города, он очень высокий, стрелой уходит в небо, вокруг парк.»
Правильно - это стела погибшим войнам- белёвцам. На какой площади она расположена? (Площадь Октября) Какие памятники еще там расположены? Найдите их на фотографиях.
- Памятник Михаилу Георгиевичу Фомичёву – дважды герою Советского Союза.
- Мемориальная стела с героями – белёвцами. Назовите героев, которых вы помните? (Фомичёв, Коростелёв, Азаров, Голосов, Маслаков, Анисёнков, Сухарёв, Титков, Морозов, Чепурнов, Ларкин, Берисюк). Все они уроженцы Белёвского края. Это они прославили наш город во время войны. Они отдали свои жизни ради светлого сегодняшнего дня. Герои не умирают, они живут в сердцах нашего народа. Слава белёвцам – героям Советского Союза.
- Памятник погибшим войнам – около него на мемориальной доске перечислены фамилии погибших солдат и офицеров, рядом могила подполковника Затонского, погибшего в боях за наш город.
Памяти героев посвящено стихотворение Кончаловской:
Добрый памятник прославлен
Тем героям – всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
На гранитном пьедестале
Перед площадью они
Много, много раз встречали
Знаменательные дни.
- В 2006 году в день двадцатилетия со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции, самой крупной в истории человечества техногенной катастрофы, в парке у кинотеатра открыли памятный знак в честь белёвцев, ликвидаторов последствий аварии. На черной мраморной плите – имена тех, кто безвременно ушел от нас, заплатив здоровьем и жизнью за то, чтобы устранить последствия катастрофы, смягчить удар, нанесённый земле в одночасье, силу и пагубное воздействие которого люди ощущают до сих пор.
- Послушайте описание следующего памятника. Наш город любит этого поэта – земляка и хранит память о нем. Родился он в с. Мишенское. На берегу Оки он построил дом для своей матери, сейчас там установлена мемориальная доска.
- Так он писал о своём селе Мишенское:
Там небеса и воды ясны,
Там пенье птичек сладкогласны.
О Родина! Все дни твои прекрасны
Где б ни был я, но все с тобой душой…
- Правильно это памятник Василию Андреевичу Жуковскому.
- А как вы думаете, почему в нашем городе установлен памятник Пушкину А.С. Правильно, Пушкин побывал на земле Белёвской. Жуковский был другом и учителем Пушкина. Его именем названа улица. Где она проходит?
- Фотографии с изображением памятников архитектуры. Какие здания вы узнаёте? (Дом культуры, церкви, краеведческий музей, железнодорожный вокзал).
- Молодцы, много вы знаете о родном городе. А знаете ли вы пословицы и крылатые выражения о нашем городе?
Невелик наш городок, да Москвы ровесник он.
Наш городок – Москвы уголок.
Родной свой край, люби и знай.
Родной свой край – делами прославляй.
Родина любимая – словно мать родимая.
Родина – май, умей на неё постоять.
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Любите свой город, берегите его – это ведь малая частичка большой Родины.
КОНСПЕКТ 14
Тема: «Улицы моего города»
Цель. Закреплять представление детей об улицах (названиях улиц, номер дома, домашний адрес; проезжая дорога и тротуар, разные виды транспорта), о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения (правила пешехода).
Оборудование.
Ход занятия.
На сегодняшнем занятии мы отправимся с вами в путешествие по улицам города. Хотите?
На сначала скажите, на какой улице находится наш детский сад «Ромашка»?
Какие ещё улицы нашего города вы знаете?
В городе очень много улиц 110, а общая их протяженность 66 км. А когда-то давным-давно улиц не было. Люди селились рядом с теми, кто занимался тем же ремеслом или делом, что и они. Так, например, в одном месте жили кузнецы, в другом – рыболовы, в третьем – оружейники и т.д. Поэтому люби стали давать такие названия улицам, как Кузнечная, Ткацкая, Оружейная и др. Улиц становилось больше и люди придумывали им названия. Они были очень разнообразные.
Вот раньше в Белёве была улица Калужская. Как вы думаете, почему она так называлась? Когда-то здесь проходила дорога, по которой можно было добраться до города Калуга. Также появлялись и другие улицы: Дворянская, Воскресенская, Петровская и прочие. И только после революции 1917 года улицы были переименованы в честь революции и названия некоторых остались до наших дней.
Скажите. Кто живёт на улице Советской? Именно ваша улица раньше называлась Калужской. А улица Дворянская была переименована в Пролетарскую.
А почему, как вы думаете, её назвали «Дворянской»?
Кто живёт на Пролетарской улице?
В наше время даже невозможно представить, что там, где возвышаются дома, заводы, школы, детские сады, проходят улицы и дороги, раньше шумели дремучие леса, протекали реки. Например, где протекала река Белёвка – проходит главная улица нашего города. Как она называется? (К. Маркса)
Какие площади находятся на этой улице (пл. Октября и пл. Революции)
- Вы чаете, что улицы еще называли в честь людей, прославивших наш город?
Игра «Улицы моего города»
Дети делятся на две команды, по очереди называют улицы, названые в честь знаменитых людей и пытаются объяснить, чем эти люди прославились.
На каждой улице есть дороги, вдоль которых располагаются здания (по одной стороне или по обеим сторонам); здания могут быть разными: жилые дома, школы, детские сады. Ещё какие?
А какие здания вы видели на ул. Советской, К. Маркса…?
А как мы разбираемся в таком большом количестве зданий, как почтальон узнаёт, кому письмо?
Правильно, у каждого дома есть свой номер. Назовите номер своего дома.
Скажите мне, на какие две части делится улица, относительно пешехода и транспорта? (Проезжая и пешеходная).
По проезжей части едут машины. Кто за рулём машин? (водитель). А где должны ходить люди? (По тротуару) Как называют этих людей? (пешеходами).
Кто же помогает в движении транспорту и людям? (Светофор, пешеходный переход, дорожные знаки).
Рассматривание светофора на плакате, что означает каждый свет.
Где размещают пешеходные переходы? Для чего? (Рассматривание разных вариантов)
Главные помощники водителям на дорогах - дорожные знаки. (Рассматривание дорожных знаков, что они обозначают)
На треугольнике – предупреждающие
На красном круге – запрещающие
На синем круге – разрешающие
На синем квадрате – указательные
Игра «Что означает знак»
Воспитатель показывает знак, а дети должны угадать, что он означает.
Можно ли на дороге кататься, играть?
Расскажите, где можно ездить на велосипедах?
Чтение рассказа Клименко «Зайка - велосипедист».
Почему зайка оказался со сломанным велосипедом?
Для чего нужно соблюдать правила дорожного движения?
О чем вы сегодня узнали на занятии?
КОНСПЕКТ 15
Цикл познавательных рассказов педагога «Знаешь ли ты?»
Тема: «Человек бесстрашного подвига» (О дважды герое Советского союза Михаиле Георгиевиче Фомичёве).
Цель. Познакомить детей с некоторыми фактами жизни человека, имеющего звание «Дважды герой Советского союза», вызвать гордость у детей за нашего земляка, подвести к пониманию таких нравственных и человеческих качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, которые помогли Фомичёву стать знаменитым человеком; воспитывать у детей интерес и уважение к героям ВОВ.
Оборудование. Портрет Фомичёва, фотографии памятника.
Ход занятия.
- Вы все знаете, что на главной площади нашего города стоит памятник Дважды герою Советского Союза М.Г. Фомичёву.
- За что он заслужил такую славу, знаете ли вы?
Послушайте, я вам расскажу о нём.
Михаил Георгиевич Фомичёв родился в 1911 году в деревне Слобода Белёвского района. Окончил Орловское танковое училище и Военную Академию. В годы войны Фомичёв участвовал в боях, дошёл до самого Берлина. За выполнение боевых заданий командование, за мужество и героизм присвоило ему звание Героя Советского союза. Позже он был награждён медалью «Золотая звезда».
После войны он ещё долго служил в рядах Советской армии. Его любили и уважали за смелость, находчивость, доброту, к своим сослуживцам.
Белёвцы чтут память нашего героя и всегда приносят к его бюсту цветы.
А сейчас послушайте рассказ о Фомичеве «Смелый манёвр» В. Смирнова.
- Какая задача стояла перед танкистами Фомичева?
- Что предпринял Фомичёв?
- Где произошёл бой?
- Как сражались танкисты под командованием Фомичёва?
Танкисты освободили многие города. Они не глушили свои танки не днём ни ночью: ревели моторы, строчили пулемёты, , шла напряжённая боевая учёба. Фомичёв учил своих танкистов водить свои грозные боевые машины на высоких скоростях, метко стрелять и днём и в ночное время. Зимой началось наступление. За 10 дней бригада Фомичёва дошла до Берлина. Но штурмовать Берлин ему не пришлось.
- Почёму ему не пришлось штурмовать Берлин? Потому что много было пленных и немцы намеревались всех уничтожить. Вот ему было дано задание, не допускать их уничтожения и освободить их.
- Удалось ли Фомичёву освободить узников? Удалось. Узники вырвались на волю, обнимали своих спасателей и кричали от радости.
- В какой день пришла победа? (9 мая 1945г.)
Фомичёв участвовал в освобождении Праги. Именно здесь Фомичев был награждён «Золотой звездой» Героя Советского Союза. Дважды героем стать не только почётно, но и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, тогда тебя будут уважать и любить. Это очень большая честь.
У наших земляков многому стоит поучиться: смелости, силе, доброте.
КОНСПЕКТ 16
Тема: «Труд людей разных профессий в нашем городе».
Цель. Подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи людей разных профессий; уточнить знания детей о труде своих мам, работников детского сада и людей разных профессий нашего города.; воспитывать уважение к труду людей, желание работать для других, упорядочить представление детей о деятельности людей: профессиональной, бытовой (домашней), хобби и развлечения (отдых).
Оборудование. Картинки и предметы, используемые в разнообразной деятельности людей.
Ход занятия.
- Ребята, как вы понимаете смысл пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»?
- Почему народ считают, что без дела нет радости, становится скучно?
- Давайте вспомним и перечислим, что мы делали вчера с утра до вечера.
- Я вам расскажу про свои дела за день. (Проснулась, умылась, позавтракала, оделась, пошла в детский сад, подготовила для детей игры, отобрала интересные книги, встречала детей, провела занятия, отвела детей на прогулку… После работы зашла в магазин, купила продукты. Дома приготовила ужин, накормила семью, помыла посуду, проверила уроки сына, посмотрела телевизор и вязала; подготовилась ко сну, легла спать.)
- Много дел я сделала за день? Дел много, но все они разные. Есть дела домашние, есть связанные с моей работой воспитателя, а есть и дела – отдых.
- Назовите среди моих дел те, которые связаны с домашней работой; с работой; с отдыхом.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и предметы, которые связаны с разными видами деятельности людей. Дети называют предметы и указывают его целевое назначение и функцию, относят к определённому виду деятельности людей.)
- А теперь расскажите, где и кем работают ваши мамы и папы? Чем важен и полезен их труд?
- Важен труд каждого человека. Мама Оли учит детей, Васина мама – продавец, а папа – рабочий. Одни работают в школе, другие в парикмахерской – делают людям стрижки, у нас в детском саду воспитатели – воспитывают детей, учат детей, повара – готовят пищу, помощники воспитателя ухаживают за вами, чтобы было чисто в группе, вы росли здоровыми, крепкими, не болели. Некоторые родители работают в одних учреждениях. У кого, поднимите руки?
- Помните, как написано в стихотворении Михалкова «А что у вас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». (Чтение стихотворения).
- Ребята, а как вы думаете, для чего трудятся люди?
- Каждый человек трудится не только для того, чтобы купить себе одежду, еду, чтобы хорошо жить, он также старается работать лучше, чтобы богаче и краше стала наша страна; чтобы все люди жили счастливо и спокойно; чтобы у нас было все необходимое для жизни и труда.
- Какие фабрики и заводы есть в нашем городе? Правильно, на швейной фабрике шьют одежду, на консервном заводе делают варенья, компоты, маринуют огурцы, помидоры, эта продукция идёт на Север. Самое большое предприятие – это трансмаш завод. Что изготавливают на заводе? Чьи родители там работают?
- Вы знаете, что Белёвский завод славится своими садами, полями, где выращивают капусту, морковь, свёклу, картофель. В садах и на полях кто трудится? (Колхозники)
- А животноводы занимаются разведением и выращиванием домашних животных? Каких, перечислите?
(Чтение стихотворения «Всё для всех» Ю. Тувима)
- Стало быть так и выходит: всё что мы делаем – нужно для всех. Значит нужно трудиться честно, усердно, дружно.
- Все труженики: рабочие, колхозники, врачи, учителя, инженеры и другие – это одна дружная трудовая семья. Колхозники стараются вырастить большие хлеба; рабочие сделать прочные машины, лучшие ткани, одежду, продукцию. Мы с детском саду стараемся научить вас хорошему, чтобы вы росли, не болели, были умными, уважали труд своих родителей, наш труд и всех людей, которые трудятся.
- Чтение стихотворения Данько «Про счастье».
- Как вы ответите на вопрос: «Что такое счастье?»
- А как ответил лентяй? Как вы думаете, кто прав? Почему?
- Самых лучших рабочих награждают орденами, медалями, присваивают звания «Отличника». Так что без ерунда – ерунда. Не зря говорят: «Не сиди на печи – будешь есть калачи», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Хорошо трудиться – в жизни пригодиться».
Игра – беседа «Кем я буду и каким» (проводится во вторую половину дня)
Вопросы для беседы:
- Кем вы станете, когда вырастете?
- Сколько профессий может освоить человек?
- Назовите говорящие профессии? (Пожарный, лекарь, учитель)
- Зачем человеку нужна профессия?
- Какая профессия самая лучшая? Почему?
Стихотворение «Разные профессии»
Самолётом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку … (машинист).
Стены выкрасил… (маляр).
Доску выстрогал … (столяр).
В доме свет провёл… (монтёр).
В шахте трудится… (шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всё знает… (молодец).
Продолжение беседы.
- Человек, который не умеет рисовать, может быть художником?
- Бывает ли, что дворник не умеет подметать, продавец – считать, взвешивать?
КОНСПЕКТ 17
Целевая прогулка «Дома, в котором мы живём» (2006, №2. с. 42)
КОНСПЕКТ 18
Тема: «Белый, синий, красный» (старшая группа)
Цель. Дать элементарные представления о происхождении флага вообще, об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни. Формировать эстетическое отношение в цветам российского Флага и знакомить с их символическим значением.
Обогащение словаря. Знамя, стяг, древко, полотнище, навершие.
Оборудование. Иллюстративные материал – изображения старинных и современных знамён. Репродукции живописных произведений: «Богатыри» В. Васнецова, «Александр Невский» П. Корина.
Ход занятия.
Занятие проводится в форме путешествия во времени.
Воспитатель вносит в группу различные флаги и флажки (или иллюстрации с их изображением, а также с изображением кораблей, самолётов, маек спортсменов с символикой и т.д.)
- Знаете ли вы, что это такое? (Флаги, флажки)
- Рассмотрите иллюстрации и вспомните, где вы их могли видеть флаги? (Флаги можно увидеть на зданиях, кораблях…)
- Что же такое флаг и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.
Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши далёкие предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это «сооружение» стягом. Главным его назначением было собрать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. В те времена даже счёт войску вели по количеству стягов, т.е. часть войска называлось стягом.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляя к дереву, а над ним появилось железное навершие – острожник.
- Какие части имеет современный флаг? (Древко. Полотнище, навершие). Чаще всего стяги были ярко – красного или темно – красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая воинам уверенность и мужество.
- Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых, «знаменья» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели различные цветы – зелёные, жёлтые, белые, красные.
- Зачём раскрашивали флаги?
По цвету флага можно было определять, какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой. Может быть, это враги, которые хотят захватить город. Или воины князя- союзника, которые нуждаются в отдыхе.
Если враги захватывали город, они на его сторожевых башнях вывешивали свои флаги. А люди, увидев их, сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.
- Что было бы, не было флагов?
- Что было бы, если бы все флаги были одинаковые?
На флагах изображали лики святых, звёзды и кресты; их украшали богатыми узорами – золотом и серебром. Иногда для полковых знамён использовали сочетание белого, синего, красного.
Мы точно не знаем, почему наши предки остановили свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, эти цвета использовались в древнем гербе московских князей: белый – святой Георгий Победоносец, синий – развивающийся плащ всадника, красный – фон, щим герба. Изображение всадника, копьём поражающего черного дракона, означает победу добра над злом.
И в те времена, и сейчас цвету придаётся особый смысл.
- Что означают цвета на флаге?
Белый цвет означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Расположение полос на флаге символизировало строение земли: вверху расположен Божественный мир, воплощённый в белом небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.
Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси.
Воспитатель предлагает детям вставить нужные слова: «Мы говорим синее… (море), белый… (свет), весна…(красна), красная… (девица), т.е. красивая».
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Конечно, в наше время не надо высоко поднимать флаг, чтобы собрать всех воинов. Но флаги всё равно необходимы.
- Как вы думаете, для чего? Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолёт. На хвосте у него обязательно изображается флаг.
Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит.
Во время спортивных соревнований по флагам мы модем определить, каике страны будут участвовать в них. Флаг страны изображён на майке спортсменов. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою Родину.
Конструирование из бумаги Российского флага.
КОНСПЕКТ 19
Тема: «Герб – двуглавый орёл и всадник» (старшая группа)
Цель. Познакомить с историей Российского герба, его значением в прошлом и настоящем. Воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России.
Материал. Монеты советского периода и современные Российские, монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, удостоверения , дипломы, рисунки с изображением герба России, Москвы, города Белёва.
Ход занятия.
На прошлом занятии мы узнали, что такое флаг и для чего он нужен. (Выставляет изображение гербов)
- А кто знает, что это? Как называются эти изображения?
- Где вы видели такие изображения?
- Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.
История герба так же, как и флага, началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. - - Какие виды старинного оружия вы знаете?
- А что защищало самого воина?
Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один у знаменосца. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различать было трудно. Как определить свой это или чужой?
Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали различные знаки отличия: плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите – гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на которое хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило о том, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям и внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.
Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря – хозяина становился не только его личным, но и всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Любой гость – путешественник, увидев герб, знал, что у этого города есть надёжная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, хитёр, как лиса.
Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то сможете узнать много интересного. Чаще всего герб по – прежнему имеет вид щита. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.
Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои гербы и флаги.
Герб – это отличительный знак страны. Золотой двуглавый орёл – эмблема или символ России.
Вы знаете, где устанавливают государственный герб? Правильно, на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, приезжающие из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело – сине – красный флаг на границе Российской Федерации.
Что было бы, если бы не было герба у каждой страны?
Что было бы, если бы все гербы были одинаковыми?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный герб и рассказать о нем. Дети рассказывают то, что видят, воспитатель помогает и уточняет их высказывания.
Золотой двуглавый орёл изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (Жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения).
В его левой лапе – держава (государство). (Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху). Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
Стимулирование детских вопросов
Воспитатель вносит в группу волшебный сундучок, где лежат монеты, печать, гербы Российской Федерации и Белёва. Объясняет детям, что здесь находятся предметы, связанные с символикой государства, и по вопросам дети должны отгадать, что там находится.
- Монеты.
Дети рассматривают современные Российские монеты.
- А вы знаете, почему монеты называли копейками? Копьё святого Георгия Победоносца дало название монетки – копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьём, поражающего змея. Воспитатель предлагает детям сравнить современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные монеты.
- Чем они отличаются?
Герб нужен для того. Чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков.
- Печать.
Что это такое?
Для чего нужна печать?
Что на печати изображено?
Необходим герб и для печатей, подтверждающих подлинность важных документов.
- Модель Российского герба
Какой формы герб?
Из каких частей он состоит?
Какие цвета есть на гербе?
Что изображено на нем?
4 Герб Белёва
Кроме гербов стран существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы. (Можно предложить детям дома с родителями на рисовать свой семейный герб)
Дидактическая игра «Собери герб»
Воспитатель предлагает детям собрать по образцу знакомые им гербы (из фрагментов разных форм и размеров).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ГОРОДОМ
№ | Название игры | Цель | Материал к игре |
1. | Где находится памятник? | Учить ориентироваться по карте – схеме города, закреплять знания о памятниках города | Карта – схема города, указка, фотоматериалы видов города |
2. | Найди отличия | Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. | Фотографии и иллюстрации, изображающие улицы и людей старого и современного города |
3. | Знатоки Белёва | Закреплять знания детей о достопримечательностях города, обогащать словарный запас детей | Фотографии видов города, главных достопримечательностей |
4. | Собери из частей целое | Учить из частей составлять целое (из фрагментов – вид города) | Разрезные картинки |
5. | Пройдёмся по улицам города | Учить ориентироваться по карте – схеме города, закрепить знания о названиях улиц города. | Фотоматериал, карта города, указка. |
6. | Как зовут тебя, деревце? | Учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, произрастающих в городе. Развивать память, речь, мышление | Разрезные картинки видов деревьев, произрастающих в нашем городе, а так же их листьев, плодов и семян. |
7. | Городской лабиринт | Закреплять умение детей ориентироваться в условиях города, находить выход из любой ситуации | Карта – лабиринт города, фишки, кубики. |
8. | Логическая цепочка «Мир профессий и организаций» | Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, организацию, в которой эта профессия нужна | Загадки – картинки (врач – больница, учитель – школа, воспитатель - детские сады) |
9. | Экскурсия по городу | Закреплять у детей навыки ориентировки, знание административных и культурных зданий, жилых кварталов | Фотовыставка (ребенок в игре является гидом) |
10. | Вот моя улица, вот мой дом | Учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать, в честь кого они названы | Фотографии центральных улиц, карта города |
11. | Птицы нашего города | Закреплять представление детей о птицах нашего города; уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни | Картинки с изображением птиц |
12. | Интервью | Учить детей составлять небольшие связанные рассказы по теме: «Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими | Микрофон, бейдж с надписью «Корреспондент газеты» |
13 | Игровое упражнение «Продолжи» | Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного; запоминать, составлять собственное высказывание; закреплять знания о достопримечательностях города | - |
14 | Город будущего | Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улицам города, уметь объяснять, почему именно так названа улица | - |
15. | Так бывает или нет? | Учить находить и исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление, воображение | Карточки с составленными неточными рассказами о городе, его достопримечательностях |
16 | Что? Где? Когда? | Закреплять представление детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно согласно возрасту формулировать ответ | Открытки с изображением старого или нового города |
17 | Я - фотограф | Развивать у детей творческое воображение, стремление «увидеть» и «показать» всем собственный город | Игрушка – фотоаппарат, листы бумаги, карандаши |
18 | Загадки о городе | Формировать речевые навыки | Загадки о городе |
КОНСПЕКТ 20
Тема: «Символика России» (подготовительная группа)
Цель. Закрепить знания детей о государственном флаге и гербе России. Познакомить с гимном России. Воспитывать патриотические чувства – любовь к родине, уважение к флагу, гербу, гимну.
Оборудование. Карта России, герб, изображение флага, запись гимна РФ.
Ход занятия.
Воспитатель вносит карту России.
- Ребята, посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как называется наша страна? (Россия)
Показывает границы России указкой и читает стихотворение о России
Наша Родина
Если долго – долго- долго
В самолете нам лететь,
Если долго – долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Дети рассматривают карту и показывают границы России.
- У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы из знаете?
- С российской символикой вы уже знакомы.
- Из каких цветов состоит полотнище флага? (Белого, синего, красного)
- Что напоминает вам белая полоса? (Белоствольные берёзы, ромашки на лугу, снег и т.д.)
- Что означает синяя полоса? (Реки, моря, озёра, небо)
- Что обозначает красная полоса? (Огонь, тепло, солнце, любовь).
Когда же впервые появился отечественный флаг?
Когда в России правил царь Александр Михайлович, отец Петра I , по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно – «Орёл». На его борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге, и для него потребовался опознавательный знак.
Из старинных документов известно, что для изготовления морских знамён и вымпелов «Орла» царь Алексей Михайлович приказал отпустить плотную и прочную шелковую материю – красную, белую и лазоревую.
Именно с этого времени и начинается история Российского флага. Долгое время флага в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение полос бело – сине – красного цвета ввел Петр I.
В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный договор, начала войну с советским союзом (так раньше называлась наша страна). В течение долгих четырёх лет мужественно сражался наш народ с врагом. В тяжёлых сражениях освободил он свою родину от фашистских захватчиков. Над куполом главного здания Берлина – рейхстага – взметнулось красное знамя с белым серпом и молотом. Это красное знамя стало символом великой победы. В наши дня Знамя Победы – это так же символ памяти, благодарности и уважения к людям, очень дорогой ценой завоевавшим возможность мирной жизни для всех нас.
Мы храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах ВОВ, патриотизм в тылу врага. Мы помним о трудовых подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших боевую технику, оружие, танки, самолёты, снаряды. Не можем мы забыть и о тех лишениях и страданиях, которые пришлось пережить людям в годы войны.
- Когда вывешивают государственный флаг?
- Как вы думаете, в какие праздники вывешивают Знамя победы?
- Еще один отличительный знак страны – герб.. Есть слова, которые имеют похожее значение. – «эмблема», «символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орёл – эмблема, или символ России. Зачем же нужен герб?
Герб – это отличительный знак страны. Золотой двуглавый орёл – эмблема или символ России.
Вы знаете, где устанавливают государственный герб? Правильно, на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, приезжающие из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело – сине – красный флаг на границе Российской Федерации.
Что было бы, если бы не было герба у каждой страны?
Что было бы, если бы все гербы были одинаковыми?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный герб и рассказать о нем. Дети рассказывают то, что видят, воспитатель помогает и уточняет их высказывания.
Золотой двуглавый орёл изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (Жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения).
В его левой лапе – держава (государство). (Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху). Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Есть ещё один символ страны. Кто знает какой? (Гимн). Гимн России – это главная песня страны Если герб и флаг мы видим, то гимн мы слышим.
- Где он обычно звучит?
- Гимн слушают стоя. (Дети слушают гимн России)
- Какие чувство у вас вызвал гимн?
Мы должны гордиться своей символикой, потому что мы любим свою Родину, мы патриоты России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....