Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной программы "ПОЗНАНИЕ" на тему Хина Мацури (Этнокалендарь)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Каждый народ дорожит своими святынями,своей историей,стремится к благу каждого,желает мира себе и своим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khina_matsuri_2.docx | 184.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира»
на тему «Хина –Мацури»
в старшей группе
Составила и провела:
Васильева Е.В.воспитатель
Цель: 3
Расширять знания о континентах нашей Земли.
Задачи:
1.Познакомить с государством– Япония, с местоположением на карте мира,традициями.
2.Развивать любознательность и стремление изучать и уважать традиции народов Земли;
3.Воспитывать любовь к истории;
4.Обогащать словарный запас: государство ,Япония, океан, острова,народ и нардности, традиции, кимано,иероглифы ; Хина Мацур
Цель : формирование межкультурной талерантности.
Материалы и оборудование: глобус,кула в национальной одежде
.Выставка кукол посредством предметного материала воспитателя и детей.
Этнокалендарь.
. Интеграция образовательных областей: «Познание» «Чтение художественной литературы» «Социализация» «Музыка»»Коммуникация»
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Ход занятия :
Детям предлагается просмотр презентации о стране Япония, Ведется повествовательный рассказ о местоположении страны на глобусе.
Природа Японии удивительна и красива,Главной достопримечательностью является вулкан Фудзияма.
. Высота горы — 3776 м. В настоящее время вулкан считается слабо активным, последнее извержение было в 1707—1708 году.
Сакура — национальный символ Японии. Слово «сакура» вошло и в другие языки. Если древние японцы говорили просто «цветы», это означало именно сакуру. Аллеи из деревьев сакуры высаживались перед храмами. За цветением сакуры с напряженным вниманием следят ныне все мыслимые средства массовой информации, ежедневно сообщая, куда — с юга на север — сегодня продвинулся ее цветущий пенно-розовый фронт; И стоит сакуре распуститься (в конце марта или в начале апреля), как толпы вполне серьезных в другой жизни людей спешат расстелить под ней нечто полиэтиленовое и предаться вульгарному, казалось бы, пьянству под цветущим деревом. Все вместе это называется «любование сакурой»
Дети в Японии
В три года ребенка отдают в сад. Их выделяют несколько видов. Хойкуэн – государственное учреждение, где малыш может находиться весь день. В етиэн ребенка можно оставлять только на 7 часов. Обычно такими садами пользуются мамы, которые работаю по 4 часа в день. Самыми престижными считаются сады при университетах. Их называют элитными. Чтобы попасть в них, нужно вложить немало средств. Зато потом ребенка без проблем возьмут в хорошую школу и университет.
Кстати, в садах предусмотрены ясли, но отдавать в них маленького ребенка считается предосудительным в обществе. Поэтому, мало кто на это решается.
Войдя внутрь детского сада, россияне удивятся. Там нет ничего лишнего. Все игры, занятия, приемы пищи проходят в одной и той же комнате. Большое внимание уделяется детскому питанию. Так, если вся группа отправляется на целый день на какую-нибудь экскурсию, мама обязана дать ребенку с собой обед, состоящий из 24 продуктов питания.
Хина мацури
Среди народных праздников в марте у японцев весьма популярен хина мацури, праздник девочек. Это один из пяти госэкку, традиционных праздников японцев.
В преддверии праздника в Отделе японской культуры выставлена "горка", на которой размещены куклы, изображающие императора и императрицу, их придворных. Сама "горка" украшена фонариками, миниатюрными деревцами, изящной мебелью и утварью. Это традиционное украшение к празднику Хина Мацури, которое называется "Хина Нингё".
Что такое Хина мацури?
Хина мацури - дословно "праздник кукол" ("хина" - кукла, "мацури" - праздник). Праздник имеет еще несколько названий: "Дзёси-но сэкку" - Праздник первого дня змеи; Момо-но сэкку - Праздник цветения персика. В настоящее время обычно употребляется название Хина мацури, которое в русском переводе звучит как Праздник девочек.
Какова история праздника?
Происхождение Хина мацури относится к очень давнему времени, когда в Японии существовал обряд очищения от болезней и злых сил с помощью соломенных или бумажных кукол. Во время обряда человек дул на куклу и потом тер ею свое тело для того, чтобы загрязненность души и тела перешла на фигурку. Затем куклу бросали в ближайший ручей или реку: считалось, что с ней уплывали все болезни и невзгоды. Постепенно этот обычай претерпел изменения. Кукол уже не выбрасывали, а хранили дома, размещая на полках, что и породило современность Праздника кукол. Первоначально праздник отмечался только при дворе и среди воинского сословия, но вскоре быстро распространился и в народе. Национальным он стал в 18 веке, тогда же добавился обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображающих жизнь и обычаи
императорского дворца эпохи Хэйан (794 - 1185 гг.).
Когда отмечается праздник?Праздник отмечается 3 марта. Приблизительно за две недели до этого в домах выставляют кукол на специальной подставке, состоящей из трех, пяти и семи ступеней и покрытой ярко-красной материей. Кукол убирают сразу же после праздника, иначе, согласно поверью, это отдалит желанный час замужества.
Как располагаются куклы на "горке"?
На верхней ступени устанавливают самых дорогих и красивых кукол -дайрисама, которые изображают императора и императрицу. Они символизируют продолжение человеческого рода, одновременно отражая культ плодородия. По обеим сторонам от главных кукол ставят фонари, а посередине - поднос со священным деревом, украшенным бумажными фестонами.
На следующих полках в порядке очередности размещают трех фрейлин, подающих сакэ; пятерых музыкантов, каждого со своим инструментом; двух телохранителей и трех слуг. На самой нижней ступени ставят миниатюрные лакированные сервизы и другую утварь, а также непременно - рисовые лепешки моти ромбовидной формы. Здесь же устанавливается два маленьких цветущих деревца - вишневое и мандариновое.
Детям предлагается рассмотреть выставку кукол ,организованную в группе силами воспитателей и детей с последующим обсуждением любимых игрушек.
В заключении детям предлагается прослушать стихи для детей –перевод с Японского.
Япония - Страна восходящего солнца.
Есть у японцев для солнца оконца:
Утром посмотрит японец в окно -
И сразу увидит, как всходит оно!
Японские дамы, или откуда дует ветер?
У моря стояла гора Фудзияма.
Под нею гуляла японская дама.
От зноя японка вздыхала
И веером томно махала.
У моря стояла гора Фудзияма.
Выходит вторая японская дама.
Достала свой веер из рукава,
И вот задрожала под ветром трава...
У моря стояла гора Фудзияма.
Пошла прогуляться еще одна дама.
Лишь веер взяла в свои руки -
Поехали крыши в округе!
У моря стояла гора Фудзияма.
Идет на прогулку четвертая дама.
И с легкостью, свойственной даме,
Она учинила цунами!
У моря стояла гора Фудзияма.
Гулять отправляется пятая дама.
Достала из сумочки веер
И встала в японский конвейер.
Выходит не-знаю-какая-уж-дама…
На воздух взлетает гора Фудзияма!!!
Но дамы, заметив, что спала жара,
Изящно сложили свои веера.
ТЕПЕРЬ ВЫ ПРЕДСТАВЬТЕ,
ЧТО МОЖЕТ ПОДНЯТЬСЯ,
ЕСЛИ ВСЕ ДАМЫ -
ОБЪЕДИНЯТСЯ?
!
***
Сын серого козла жил у старой женщины.
В бамбуковую рощу ушел пастись.
Изменчиво все: в этом мире вечны лишь рожки да ножки.
***
В час, когда луч восходящего солнца
Светом своим озаряет подножие Фудзи,
Что снится тебе, броненосец «Микаса»?
*** |
Братья Эникэ и Беникэ
Лакомились суши.
Чем бы ни тешилось дитя,
лишь бы не пило саке.
***
Пожилая женщина
Сеет горох на склоне Фудзи.
Ох.
***
Жадный человек подобен коровьему мясу,
Барабану далекой Турции, соленому плоду огурца.
Все рассказано.
*** |
Рисовую лепешку испек самурай.
Кого угостить?
Самурай, самурай, кого хочешь — выбирай.
***
Сын быка движется неровной походкой.
Вздохни полной грудью — падения не избежать,
Кончаются татами.
***
Собрались простолюдины — кому водить?
C громкой речью шагает вперед
Шишел-мышел-сан.
***
Чичичи-тян, ловкая древесная обезьяна,
Помогает продавцу кирпичей,
Дергает веревку.
Девочка и мальчик вместе гуляют по саду камней. *** |
.
***
Строг этикет самурая:
Кто решит обзываться ругательным словом -
Тот сам называется так.
***
Невозмутимости учит дзенская мудрость:
Обидные слова, что говоришь ты, меня имея в виду,
На себя переводишь.
***
Внимательно вглядись в траву -
Здесь был зеленый кузнечик, похожий на плод огурца.
Ай да лягушка.
*** |
Ихх-не-сан-си-го — беспечен гуляющий заяц.
Попал под удары охотничьих нунчак.
Шлеп-шлеп, ой-ой.
***
В пору осенних тайфунов и грозных цунами
Есть у нас дело — косим бамбук мы
Для икебаны.
***
Игривая летняя муха
Опустилась на блюдце плодов сакуры, сваренной в сладком сиропе.
Вот и закончилось хайку.
Хайку — это жанр традиционной японской лирической поэзии, известный с XIV века. Его цель — емко и достоверно изобразить природу и человека в их нерасторжимом единстве.
Услышали вы дети среди этих хайку знакомые вам стихи ?
Понравилось ли вам путешествие в страну Япония?
Будем ли мы отмечать вместе с японскими детьми праздник Хина Мацури ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»
Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительно й к школе группе на тему «Путешествие по Африке»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области художественное творчество (рисование) в подготовительной к школе группе. Тема: «Гжельские узоры».
Образовательные задачи:Учить детей создавать узоры на листе бумаги в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, точки, завитки;Учить изобр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество» (изобразительная деятельность) на тему: «Весенний подарок кукле Кате».
Конспект по изобразительной деятельности для первой младшей группы....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе «Рада скатерть хлебушку,он на ней как солнышко»
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» разработан д...
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» подготовительная к школе группа
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» разработан для детей подготовительной...
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему: «Морские обитатели»
Учить детей отгадывать загадки. Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение. Пополнить знания детей о подводном мире, его обитателях; расширять словарный запас детей, формировать уме...