Семинар - практикум с родителями "В стране экспериментов"
методическая разработка на тему

Карфидова Елена Анатольевна

На семинаре мы знакомим родителей с экспериментами, проводимые с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-praktikum_s_roditelyami.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с родителями

«В стране экспериментов»

 «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира»

                                           В. А. Сухомлинский

С самого рождения детей окружают различные явления неживой и живой природы: зелёные леса, трава, яркие цветы, насекомые, движущие облака, падающие хлопья снега, ручейки. Всё это привлекает детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.

Ведь именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире, как едином целом, раскрывает мир начального естествознания, делая его живым, кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления. Зададимся вопросом.

- Какими мыслительными процессами должен владеть ребёнок, чтобы выявлять и понимать природные причинно-следственные зависимости?

/размышлять, сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы/

Предметы и явления живой и неживой природы, входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Наша совместная задача помочь нашим детям понять и осознать мир природы.

- Какими методами вы можете помочь детям понять мир природы?

Да правильно мы можем помочь детям понять и осознать мир природы при помощи наблюдений, бесед, чтения художественной литературы, стихов, рисования, рассматривания иллюстраций, и конечно при помощи исследовательской деятельности.

- Какое значение имеет исследовательская деятельность?

Исследования способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Сейчас на примере занятия мы с вами это увидим.

Практическая часть.

Я принесла вам необыкновенную коробочку.

- Хотите узнать, что в ней находится? (открываю)

- Что вы видите в коробочке? (ничего)

 Я вам сейчас загадаю загадку, а вы по отгадке догадаетесь, что находится в коробочке.

«Он прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой он окутывает нас»

- Как вы думаете: что это за невидимка? (воздух)

- Так что же находится в этой коробочке? (воздух)

Я приглашаю вас в лабораторию, где мы сможем увидеть, услышать и почувствовать воздух.

Ну что ж в путь!

И так мы с вами пришли в лабораторию, где проводят опыты.

- Что вы видите? (глобус)

Давайте рассмотрим его.

- Почему на нём так много голубой краски? (голубой цвет-это вода)

Как много воды на нашей планете. Всё это моря, океаны.

- Кто живёт в океане?

- А где мы живём? (на земле)

Я хочу раскрыть вам одну тайну.

Мы с вами тоже живём в океане, но не в простом водном океане, а в океане воздуха.

- А что такое воздух?

Да мы дышим воздухом, он вокруг нас, мы как будто купаемся в нём.

- А воздух нам нужен?

- Сможем ли мы без него жить?

Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.

Вывод: без воздуха можно задохнуться, он необходим.

- Ребята, вы видите воздух?

- А хотите его увидеть?

Опыт: «Водолазы»

На дно стакана изнутри прикреплена сухая бумажная салфетка. Дети осторожно погружают стакан вверх дном в ванночку с водой. Затем поднимают стакан и сухой рукой достают салфетку.

- Почему салфетка осталась сухой?

Вывод: в стакане был воздух, он и не пустил в него воду.

Опыт: в ванночку с водой, дети ставят стакан дном вверх.

- Почему нет воды в стакане?

Хотя воздух прозрачный, но его можно увидеть.

Отодвиньте стакан.

- Что вы видите? (пузырьки)

Вывод: это выходит воздух, образуя пузырьки.

- А вы бы хотели поиграть с воздухом?

Опыт: игра: «Поймаем воздух».

Дети (родители) берут в руки полиэтиленовые пакеты, встряхивают их, давая воздуху наполнить пакет, и закручивают его.

- Почему пакет раздулся?

Вывод: пакет наполнен воздухом.

- Воздух, какой? (прозрачный, невидимый, бесцветный)

Воздух прозрачный, невидимый, но мы его увидели в пузырьке.

А теперь давайте нарисуем, то что мы увидели. (выполняют задание на карте)

Воздух мы с вами увидели, а теперь давайте услышим его.

Опыт: воспитатель предлагает детям поиграть на духовых инструментах.

- Что мы слышим? (звук)

- Что нам принесло звук? (воздух)

- Услышали мы с вами воздух?

А теперь нарисуем то что слышали. (выполняют)

Мы увидели, услышали воздух, а теперь почувствуем его.

Опыт:  аккуратно открывают баночки, в которых ранее лежали лук, чеснок, лимон, апельсин.

- Что вы почувствовали?

- Какие запахи?

- Как думаете, что там лежало раньше?

- Алёна, что лежало в твоей баночке?

- Наташа, а в твоей баночке, что лежало?

Вывод: воздух запаха не имеет, но он присваивает себе запахи.

- Каким воздухом нужно дышать? (чистым)

- А что даёт чистый воздух? (деревья, растения)

- А в нашем посёлке чистый воздух?

- Почему так думаете?

- Что можно сделать, чтобы в нашем посёлке воздух был ещё чище? (посадить новые деревья)

Итог: - С каким «океаном» мы сегодня с вами познакомились? (воздушным)

          - А что вам особенно понравилось на занятии?

Если вам всё понравилось, возьмите на память солнышко, а если не понравилось – тучку.

 Родители берут награды и возвращаются.

Вот так в ходе опытной деятельности дети учатся размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, т.е. осознают мир.

Мы не можем рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) мы обязаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду"

Методические рекомендации к семинару - практкуму по экологическому воспитанию....

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ “Путешествие в страну сенсорики”.

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ “Путешествие в страну сенсорики”. Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание Семинар – практикум «Путешествие в страну Сенсорики »

Программное содержание:Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, направленных на последовательное развитие у детей цвета, ...

Семинар-практикум "Путешествие в страну Одаренных"

Семинар-практикум "Путешествие в страну одаренных" для воспитателей....

Семинар-практикум для педагогов «ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель: освоение организации  экспериментальной  деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.Задачи:1. Способствовать повышению компетенции...

Семинар-практикум " Путешествие в страну одарённости"

Семинар-практикум "Путешествие в страну одарённости"Цель:- активизация знаний педагогов по развитию одаренности у детей дошкольного возраста,- стимулирование участников к поиску способов раз...

Презентация к семинару-практикуму "Путешествие в страну "Профстандарт"

Представленная презентация разработана педагогами-психологами Луньковой Н.Г. и Медведевой С.А. Данная презентация сопровождала работу специалистов на семинаре-практикуме "Путешествие в страну &qu...