Семинар-практикум для педагогов «ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
опыты и эксперименты

Бахарева Алёна Юрьевна

Цель: освоение организации  экспериментальной  деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

1. Способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка.

2. Сформировать у педагогов мотивацию на использование поисково – исследовательской деятельности для развития познавательной  активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_igry_eksperimenty.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Семинар-практикум для педагогов

«ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составитель: Бахарева А.Ю

Воспитатель  I  кв. категории

г.Аша, 2020 год

Цель: освоение организации  экспериментальной  деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

1. Способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка.

2. Сформировать у педагогов мотивацию на использование поисково – исследовательской деятельности для развития познавательной  активности дошкольников.

Оборудование:

- трубочки для коктейля на каждого;

- стакан с водой на каждого;

- два пустых стакана;

- карандаши на каждого;

- скрепки, резиновые игрушки, булавки, гвозди, пуговицы, монеты на каждом

столе;

- воздушные шары на каждого;

- цветы лотоса на каждого;

- два таза с водой;

- 2 панно лилия в пруду;

- бумажные кораблики на каждого;

- магниты на каждого;

- иголки на каждого.

Ход:

Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; наблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы - «зачем?», «как?», «почему?». Именно в ходе поисково-исследовательской деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании.

Самой доступной и интересной формой поисково-исследовательской деятельности является экспериментирование. В повседневной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами. Многие увлекательные

игры-исследования начинаются с таких действий как, измерение глубины луж и наблюдение бензиновых пятен на луже, переливание воды, пересыпание песка, шуршание листьями. Все это в значительной мере и есть

проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску. Но

когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.

Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Например, я свои занятия провожу в форме игры – «Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники.

По моим наблюдениям, знания, полученные в ходе эксперимента, опираются на живой интерес, любознательность, на высокий эмоциональный подъем.

Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, какие звуки он издает, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.

Я предлагаю вам самим в этом убедиться. Пример с яблоком.

- Что это? (половина яблока).

- Что с ним произошло? (оно потемнело).

- Можно ли его есть?

- Что такое железо? (железо-это металл).

- Почему я начала беседу о яблоке? Яблоко содержит железо. Давайте вместе проверим. Показываю ржавый гвоздь. Ржавчина образуется на железе, если оно долго полежит в воде или на воздухе.

- Какого ржавчина цвета? (соскабливаю ржавчину на бумагу) ржавчина рыжего, коричневого цвета. Вернемся к яблоку. Темные пятна на яблоке тоже ржавчина. Это проявилось железо. Железо содержится в яблоке.

- В чем полезность железа для организма человека? (чтобы быть крепкими, здоровыми).

Для того чтобы детям доказать, что железо – твердый металл, предлагается изучить свойства металла, посредством опытов. Часто у взрослых возникает проблема, как подхватить любознательность ребенка, как ему помочь познать окружающий мир и радостно провести свободное время.

Сегодня я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут вам расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.

После того, как мы поговорили с детьми о железе, как металле, можно перейти к изучению магнита.

Как можно рассказать ребенку о магните и явлении магнетизма.

Что такое магнит? Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.

Какие предметы притягивает магнит? Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

- Давайте проверим, может ли действовать магнит на

металлические предметы через другие материалы?

Опыт №1. Мы — фокусники

Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.

- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?

Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло?

Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока

не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко

достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и

сквозь стекло, и сквозь воду.

– Где человек использует это свойство? Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и

ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и

прокладывать кабель или держать под рукой инструмент (прокладывание

под водой нефтепровода – используют магнит).

«Лилия в пруду»

Внимание! Хочу показать вам фокус.

Беру картон и привожу в движение лилию с помощью магнита.

- Как это происходит? Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлическую скрепку, прикрепленную к лилии и приводя лилию в движение. Попробуйте провести этот эксперимент сами.

- Какой вывод мы сделаем? Сила магнита действует через картон и бумагу.

- Это свойство магнита использует человек, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

- Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

Опыт №2. «Магнитная регата»

Возьмите бумажные кораблики, сверху прикрепите мачту из гвоздя и опустите кораблики в таз с водой. Мы будем управлять кораблями, двигая

магнит над тазом (не касаясь их).

Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

- Какой вывод мы сделаем? Сила магнита действует даже на расстоянии.

- Я недавно вычитала в Интернете, что, благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических

и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень

чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

Игры - эксперименты с водой

«Цветы лотоса»

- Для этого опыта нам понадобится бумага, карандаши, ножницы и таз с водой. Я вам приготовила из цветной бумаги цветы, и вы с помощью карандаша закрутите лепестки к центру, как это сделала я, а теперь опустите

цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).

- Почему это происходит? (бумага намокла и стала тяжелее).

«Без помощи рук»

- Возьмите воздушный шарик и стакан на четверть наполненный водой.

Попробуйте перенести стакан с водой к другому краю стола, не дотрагиваясь до него руками.

- Как это удалось сделать? (Вложили шарик в стакан и надули его так, чтобы он плотно прилегал к внутренним стенкам стакана. Зажали отверстие шарика, чтобы из него не выходил воздух, и перенесли его в другое место).

Соломинка-пипетка

- Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь

стакана руками?

Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля, стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку

сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем

перенести всю воду из одного стакана в другой.

- А сейчас предлагаю провести соревнование «Чей стол быстрее наполнит пустой стакан водой». Под музыку вы начинаете наполнять пустой стакан до отметки, как только музыка остановится, вы должны закончить.

- Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Все эти игры и опыты легкодоступны и очень интересны. Наш семинар-практикум помогает научить взрослых развивать любознательность ребенка, его стремление к маленьким «открытиям».

Рефлексия «Пирамида знаний».

Для того чтобы собрать пирамиду, надо дать несколько ответов на предлагаемый вопрос. У вас на столах находятся кольца пирамиды. Одно кольцо – один ответ.

Вопрос:

- Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры –эксперименты?»

- Вершину «Пирамиды знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому

мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность

показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках».

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...

Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)

Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....

Мастер - класс для педагогов «ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в созданииусловий для развития познавательной активности ребенка....

Мастер-класс для педагогов «Игры- эксперименты для дошкольников»

XXI век требует от человечества универсальности знаний о самых разных знаний окружающей действительности, поэтому педагогу необходимо  научить добывать их. Исследовать, открывать, изучать &ndash...