"Воспитание любви к матери посредством сказки"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
В сообщении раскрывается система работы по воспитанию любви к матери с детьми всех возрастных групп посредством сказки, но особое внимание уделяется старшему дошкольному возрасту – именно в этом возрасте дети начинают активно осваивать нормы морали, у них формируются нравственные основы.
Воспитание ребенка – главная обязанность матери. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но, если ребенок не приобретет в первые годы своей жизни опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери – в детях, а сердце ребенка – в игрушках и камешках».
В современном обществе остро стоит вопрос связи поколений, поэтому в дошкольных учреждениях стало необходимо «обучать» взаимопониманию родителей и детей.
Работа по воспитанию любви к матери проводится в нашем саду с детьми всех возрастных групп, но особое внимание уделяется старшему дошкольному возрасту – именно в этом возрасте дети начинают активно осваивать нормы морали, у них формируются нравственные основы.
Старший дошкольный возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Он связан как с большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, общении с взрослыми и сверстниками, так и с достигнутым уровнем нравственной воспитанности. Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к матери. Он считается наиболее сенситивным периодом для нравственного развития и воспитания ребенка. Формирование чувств ребенка, в т. ч. сопереживания, сочувствия с первых лет жизни является важной педагогической задачей. И то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают.
Во время общения и психологического обследования мы выявили, что у некоторых детей достаточно ярко выражены чувства тревожности, эгоизма и даже враждебности по отношению к своим родителям, и в частности к маме, проявляющиеся в высказываниях, творческой деятельности, поступках. Эмоциональная «закрытость» родителей, несоответствие бодрых слов и печальной мимики, голоса и жестов, порой излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем или просто нежелание делиться своими переживаниями (взрослые не видят в детях достойных собеседников) приводят к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства, что выражается в его полной индифферентности к самым родным и близким людям.
В своей работе мы попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании нравственно здорового ребенка. Ребенка, не только любящего своих родителей, и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами. Данная работа велась по трем направлениям: с воспитателями, родителями и детьми. Воспитателям был предложен вопросник, проведено анкетирование родителей. Но, прежде всего, была осуществлена диагностика детей по выявлению сформированности знаний о маме и отношения к ней. В ходе данной диагностики детям было предложено ответить на ряд вопросов, нарисовать семью, одного человека, которого он любит, поиграть в специальные игры.
После анализа результатов, полученных в ходе данных текстов, педагоги приступили к работе со сказкой.
Вся работа со сказками была построена таким образом: сначала детям рассказывалась сказка, а затем вокруг ее содержания разворачивались различные виды детской деятельности. Работа со сказками проходила в несколько этапов на протяжении всего учебного года.
1-й этап. Детям были предложены сказки о силе материнской любви, ее жертвенности. Они знакомились со сказками "Легенда о матерях" Ивана Панькина, "Разноцветная бабочка" Андрея Платонова и "Синица" Алексея Толстого, рисовали на тему сказки "Легенда о матерях". Вся дальнейшая работа строилась на основе материала сказок.
2-й этап. На следующем этапе дети знакомились со сказками разных народов: "Кукушка" (ненецкая сказка), "Айога" (нанайская сказка), "Три дочери" (татарская сказка), "Недобрая Ладо" (нивхская сказка). Они учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней, отзывчивости, умению сочувствовать и сопереживать.
В беседе о прочитанном было отмечено, что непослушные дети, не заботящиеся о своих мамах, не отвечающие любовью и вниманием на материнскую заботу, обязательно заслуженно наказываются.
3-й этап. Позже детям были прочитаны знакомые им сказки "Крошечка-Хаврошечка" и "Морозко". Акцент был сделан на то, что героини этих сказок — сироты. Сказки развивают чувство сострадания к сиротам, помогают понять, как трудно и горько остаться ребенку без мамы. Сравнение мамы и мачехи воспитывает у детей внимательное отношение к маме, формирует потребность быть ей опорой и помощником.
4-й этап. Далее дети знакомились со сказками "Хлеб да соль" Алексея Логунова и "Материнская любовь" (корейская сказка). В этих сказках дети встречаются не только с любовью и заботой, нежностью и лаской мамы к своим детям, но и с ее материнской мудростью, жизненным опытом, которые помогают детям вырасти достойными людьми.
Выбор сказки как средства воспитания у детей любви к маме не случаен. Ежедневное повторение взрослым, «что такое хорошо и что такое плохо», не трогает детскую душу. Ему сложно справиться со своей экспрессией, эгоизмом. Но, обратившись к сказке, прочувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно может соотнести свое поведение с поведением героев и без лишних нравоучений принять душой нравственные основы человеческого общества.
Социальная, художественная и педагогическая ценность сказок общепризнанна. Сказка – это тот источник духовности, который воздействует на три ведущих «аспекта» души: чувства, разум и волю.
По мнению педагогов, психологов, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Недаром интерес к народной сказке, сохраненной и переданной из поколения в поколение, не иссякает, а в последнее время заявляет о себе с новой силой. Наряду с чтением сказок педагогами велась другая работа. Выяснив при помощи вопросников и психологических тестов, что многие дети не интересуются жизнью своей мамы (где и кем она работает, чем занимается на работе, не знают ее увлечений), была организованна работа по приобщению детей к жизни своих мам. Эта работа включает в себя разнообразные игры, беседы, занятия, экскурсии.
Полученные знания о мамах помогли провести одну из ключевых бесед на тему: «Нет милее дружка, чем родная матушка». Ее целями было создание образа матери – хранительницы семейного очага, создающей теплую атмосферу, уют, ощущение родного дома, а также формирование представления о том, что мама выполняет множество социальных ролей: дома – она любящая мать, на работе – умелая труженица, а в свободное время – спортсменка или читательница.
Постепенно напитываясь новыми знаниями и представлениями о своих мамах, эмоционально переживая прочитанные сказки, дети стали более внимательно и чутко относиться к своим мамам.
Им было предложено нарисовать портрет своей мамы или всей семьи. Дети с большой радостью и желанием занимались этой работой, старались передать всю свою любовь к маме в портрете.
Совместно с некоторыми родителями были организованы экскурсии на работу к мамам: в спортивную школу, библиотеку, больницу. Дети обогатили свои знания о профессиях мам, а также испытали чувство гордости за то, что их мамы заняты необходимой для других людей работой. Они увидели значимость маминого труда и уважение этого труда окружающими.
Наряду с беседами, занятиями, экскурсиями, проведение ежегодного весеннего праздника мам и бабушек в работе используются бытовые ситуации и любая возможность обсуждения тем: «Почему мама расстраивается, огорчается», «Как сказать маме о плохом поступке», « Чем я порадовал маму».
Для пополнения словарного запаса детей нежными, ласковыми словами о маме была введена игра «Ласковые фанты».
Все играющие садятся в круг. Водящий начинает цепочку из ласковых слов: мамочка, следующий продолжает – родная, третий – красивая, четвертый – нежная, пятый – ласковая и т. д. Когда цепочка закончится, тот, на ком она прервалась, кладет фант в корзинку. Игра снова возобновляется. Важное условие – не повторяться! В конце игры разыгрываются фанты.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей. В ходе наблюдений за детьми было отмечено желание детей проявить волевое усилие и сдержать капризы, желание помочь маме и близким, сделать что-то приятное.
«Любите маму», - обращался к своим воспитанникам В.А.Сухомлинский. Он считал, что воспитывая у детей любовь к матери, педагог решает несколько важных задач - формирует у детей чуткость, отзывчивость, ответственность.
Костенко Ольга Николаевна, Ясненский район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к матери у детей старшего дошкольного возраста.
Начало начал патриотического воспитания-родное гнездышко, дом, родные и близкие, а в частности мамочка, именно здесь начинает формироваться любовь, доброта и забота. Мама-самый родной и бл...
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Тема моего проекта « Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни Родари « Сказ...
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказкиСтаршая группа Месяц Экономическиекатегории...
Статья: "Воспитание любви к матери"
Материал раскрывающий опыт работы по теме "Воспитание любви к матери"....
Воспитание любви к Родине посредством ознакомления с природой родного края
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы патриотического воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это слож...
воспитание любви к матери
консультация для воспитателей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по теме: «Воспитание любви к Родине посредством декоративного рисования».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по теме: «Воспитание любви к Родине посредством декоративног...