Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ: тематические дни.
консультация (подготовительная группа) на тему

Морозова  Елена Владимировна

В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания,

стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ:

тематические дни.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Процесс познания у ребёнка-дошкольника происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Вот почему одной из основных задач дошкольного образования является поиск разнообразных форм работы с детьми, которые способствовали бы полноценному развитию личности.

Поисковая активность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. Организация познавательно-исследовательской деятельности направлена на создание условий, в которых ребенок дошкольного возраста смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств дошкольника.

Известно, что ребенок усваивает  прочно и надолго все то, что слышит, видит, и делает сам.

В основе идеи   проведения  тематических дней положен приём погружения детей в тему, которая позволяет объединить их в деятельности. Наиболее близкие, естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность и детский труд. Используя интегрированный подход при организации тематических дней, т.е. объединяя различные виды детской деятельности  общей темой, становится возможна более эффективная реализация задач воспитания и обучения. Взаимосвязь различных видов деятельности более мощно воздействует на человека, углубляет вызываемые ими впечатления, чувства и процесс их осознания.

Ценность тематических дней заключается в том, что являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать общечеловеческие ценности. При проведении тематических дней дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

Тематические дни в учебном процессе наполняются разнообразными познавательными занятиями, поисковой деятельностью, экспериментированием.

Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическому дню сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение всего дня, впечатлениями, которые наполняют детей.

Каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, внося приемы индивидуально-дифференцированного подхода. Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности.

Тематическая неделя «Хочу все знать!»

Целевые установки

Совершенствование работы детского сада по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в познавательно-исследовательскую деятельность;

развитие познавательной активности и любознательности дошкольников в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности, формирование представлений у детей целостной «картины мира»;

взаимодействие детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.

Образовательный потенциал тематической недели 
 Педагоги

Систематизация работы методической службы дошкольного образовательного учреждения по организации практико-познавательной деятельности; создание условий для эффективной реализации задач данного направления.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности.

Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников.

Организация сотрудничества детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования; использование активных форм и методов взаимодействия.

Дети

Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания.

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, накопление «багажа» исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира, мыслительными операциями.

Формирование представлений о целостной «картине мира», осведомленности в разных сферах жизни.

Развитие самостоятельности, инициативности, расширение кругозора.

Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Родители

Знакомство родителей с направлениями педагогического поиска по проблеме познавательного развития дошкольников; повышение педагогической грамотности родителей.

Развитие практических навыков родителей в вопросах организации  детского экспериментирования.   

Мотивация родителей на сотрудничество с педагогами детского сада по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризация детского экспериментирования как эффективного метода познавательного развития ребенка. 

План тематической недели «Хочу все знать!»

Дни недели.

Содержание

День сюрпризов и загадок «Необычное рядом»

Понедельник

Открытие тематической недели. Музыкальное развлечение «Загадочные гости».

Игровые прогулки на участке. Сюрпризы и загадки.

«Необычное рядом» (рассматривание экспонатов на полочке «неясных» знаний, вечерние занимательные игры).

День экспериментирования «Маленькие исследователи»

Вторник

Занятия с элементами экспериментирования, поисковой деятельности; интегрированные занятия.

Опыты и эксперименты во время прогулки.

Организация экспериментальной деятельности во всех возрастных группах (индивидуальная и подгрупповая работа в вечернее время).

День следопытов и интересных открытий «Искатели приключений»

     

Среда

Занятия-путешествия во всех группах.

Физкультурно-театрализованные развлечения с элементами поисковой деятельности во время прогулки.

Тематическая выставка детских энциклопедий «Хочу все знать!»: работа в вечернее время в книжном уголке.

День викторин и занимательных игр «В гостях у Почемучки»

Четверг

Познавательные викторины,   турниры, игровые занятия.

Тематические прогулки с элементами эвристических бесед «Прогулка с Почемучкой»

Вечерний познавательный досуг  совместно с родителями.

День коллекционеров «Пещера сокровищ»

Пятница

Экскурсии по мини-музеям коллекций (взаимопосещение в группах).

Целевые прогулки по группам «Соберем коллекцию для творчества» (сбор природного и бросового материала).

Закрытие недели. «Путешествие в страну Знаний». Музыкальное развлечение в вечернее время 

Познавательно-исследовательская деятельность  актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....