Методическая разработка серии конспектов занятий по сенсорному развитию для детей раннего возраста.
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_serii_konspektov_zanyatiy_po_sensornomu_razvitiyu_det._r.v.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Светлячок» с.Таремское
Методическая разработка
«Серия конспектов занятий по сенсорному развитию для детей раннего возраста»
Группа раннего возраста
Воспитатель: Куликова О.Г.
Объяснительная записка.
Важную роль в процессе познания ребенком окружающей действительности играет его чувственный опыт. Организация такого опыта – цель сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование у детей психических процессов: ощущений, восприятия. Именно два этих познавательных психических процесса являются основой всего интеллектуального развития ребенка. Успешность умственного, физического, социального воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Значение сенсорного развития и воспитания детей трудно переоценить. Актуальность выбранной темы определяется именно этим, т.к. перед практикой дошкольного воспитания стоит задача разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Значимость выбранной темы определяется и стремлением качественного выполнения государственных образовательных стандартов, в которых есть критерии, напрямую связанные с сенсорным воспитанием детей раннего возраста.
Сенсорное воспитание осуществляется в предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте. Трудно переоценить значение первых предметных игр с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ним.
Дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.
Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.
Занятия с дидактическими игрушками направлены не только на решение чисто сенсорных задач – развития зрения, слуха, осязания, они развивают познавательную активность детей, затрагивают более широкий круг интересов маленького ребенка, стимулируют его умственную активность.
Предлагаемая серия конспектов занимает важное место в педагогическом процессе, решая задачи сенсорного воспитания. Серия конспектов состоит из трех занятий, взаимосвязанных между собой. В этих занятиях используются сборно-разборные игрушки – матрешки. Занятия с ними способствуют развитию мыслительной деятельности, пространственной ориентировки, ознакомлению с величиной, умению составлять предмет из двух частей, развитию мелкой моторики пальцев ребенка.
В системе занятий используются рекомендации Л.Н.Павловой, которые помогают воспитателю последовательно обучать детей действиям с матрешками: одноместной, двухместной и трехместной.
Конспект №1
«Занятие с двухместной матрешкой».
Программное содержание:
1. Учить действовать со сборно-разборной игрушкой (матрешкой), состоящей
из двух однотипных частей, выполняя рассоединение и соединение с учетом
соотношения их величины и положения в пространстве.
2. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев ребенка.
3. Воспитывать интерес к играм с матрешками.
Словарная работа:
1. Активизация словаря: матрешка, машина.
2. Обогащение словаря: спрятать, прятки.
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с народной игрушкой (матрешкой), игры с матрешками, обучение действиям рассоединения.
Материал: разборная (высота 10-12 см) и неразборная (2-3см) матрешки из одного комплекта (на каждого ребенка), машина (игрушечная).
Методические приемы: сюрпризный момент, рассматривание, показ, метод пассивных движений, художественное слово, выполнение игровых действий, поощрение.
Ход занятия:
(5-6 детей сидят за 2-мя столами. Загудела машина)
- Ой, ребята, что такое гудит? (машина, «би-би»).
- Дети, давайте посмотрим. (ввожу машину, в которой сидят маленькие матрешки).
- Кто к нам в гости приехал? (матрешка, кукла).
- Матрешки приехали к вам в гости, они хотят с вами поиграть.
- Хотите с ними поиграть? (да).
(Раздаю матрешки, приговаривая)
- И Насте матрешку.
- И Ксюше матрешку.
(Дети рассматривают матрешкек, играют с ними. Предлагаю детям поставить матрешек на середину стола. Опять загудела машина).
- Ой, ребята к нам еще кто-то едет. Кто это? (матрешки). Я вам сейчас дам и большие матрешки. И тебе, Алина, и тебе Юля…
(Когда каждый ребенок получит по одной игрушке и рассмотрит ее, показываю, как поворотом и оттягиванием верхней части открыть ее).
-Давайте откроем матрешку. Вот так!
(Если у кого-то это действие не получается, прибегаю к методу пассивных движений: накладываю руки ребенка на предмет, направляю их, передавая через тыльную сторону ладони легкое нажатие, необходимое для рассоединения частей. Открытые части игрушки располагаю одну против другой. Это облегчит затем детям их соотнесение и совмещение. Затем учу вкладывать малые предметы в большие).
- Маленькие матрешки сейчас спрячутся. Где у вас маленькие матрешки? Покажите мне их. (Поощряю детей за верный выбор) Молодец, умница, это маленькая матрешка, правильно. Давайте спрячем их.
(Предлагаю детям поместить маленьких матрешек в раскрытые части больших, затем закрыть их. Помогаю выполнить, совмещая сама части рисунка)
- Где наши маленькие матрешки? (дети стараются показать)
-Давайте поиграем с матрешками. (показываю, как можно потрясти большую матрешку).
-Послушайте, как стучат маленькие матрешки, они спрятались в большие матрешки. Их не видно. Вот, как они нам стучат.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
-Поиграйте еще матрешками. А машина уедет в гараж.
Конспект № 2.
«Занятие с двухместной матрешкой».
Программное содержание:
1. Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками разной
величины, составлять предмет из двух однотипных частей, ориентируясь на
два свойства – их величину и положение в пространстве.
2. Развивать у детей внимание и наблюдательность; ручную умелость,
глазомер.
3. Воспитывать желание выполнять задание взрослого и интерес к играм с
матрешками.
Словарная работа:
1. Обогащение словаря: юбочки, красивая, нарядная.
2. Активизация словаря: большая, маленькая, сестрички.
Предварительная работа: предыдущее занятие, игры с матрешками.
Материал: две разборные матрешки высотой 10-12см и 5-6см (на каждого ребенка).
Методические приемы: игровой момент, загадка, показ, объяснения, сравнение,
игровые действия детей.
Ход занятия:
(Дети сидят за столами 5-6 человек. На столе стоят 10 матрешек, накрытых красивым покрывалом).
- Ребятки, отгадайте-ка загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Хоровой или индивидуальный ответы детей - матрешки. Раздаю детям по две матрешки – большую и маленькую на каждого ребенка).
- Две матрешки – две сестрицы, большая и маленькая. Давайте посмотрим какие у них кофточки и юбочки, красивые, нарядные. И у Насти матрешка в юбочке, и у Вани… Давайте раскроем их. Сначала у большой матрешки юбочку снимем, а потом у маленькой.
(Помогаю некоторым детям, у которых не получается действие рассоединения, раскрывать матрешку, показывая как поставить верхнюю (где платочек) и нижнюю (где юбочка) части игрушки - одну против другой, соотнеся их по величине – большая и маленькая).
-А давайте теперь, ребятки, соберем наших матрешек. Давайте сначала матрешку-малышку. Возьмите юбочку и наденьте матрешке. (помогаю действиям соединения и соотнесения рисунка, вначале тем детям, которые сами закрыли матрешку и пытаются соотнести рисунок. Остальным помогаю закрывать и сама соотношу рисунок.)
- А большая матрешка тоже хочет надеть юбочку. Поможем ей.
- Хотите поиграть с матрешками в прятки. Кого спрячем, какую матрешку (маленькую). (Закрепляю умение раскрывать большую матрешку и вкладывать в нее маленькую, закрывая большой).
- Где наша маленькая матрешка? Спряталась? (Да)
- Что-то ее не слышно? Кто услышит, как она стучится?
(продолжение игр детей с матрешками).
Конспект № 3.
«Занятие с трехместной матрешкой».
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение действовать со сборно-разборными игрушками
трех размеров: большой, поменьше, маленькой.
2. Учить составлять предметы из частей, ориентируясь на их величину и
положение в пространстве, подбирая их в порядке: большая, поменьше,
маленькая. Учить находить промежуточный по величине предмет.
3. Развивать ручную умелость и глазомер. Развивать наблюдательность,
зрительное восприятие, умение сравнивать по величине.
4. Воспитывать желание заботиться об игрушках и бережно играть с ними.
Словарная работа:
1. Обогащение словаря: кофточка, яркая.
2. Активизация словаря: большая, поменьше, маленькая.
Предварительная работа: предыдущее занятие, игры с матрешками.
Материал: три матрешки высотой 10-12см, 7-9см, 4-6см (на каждого ребенка), кукла большая с корзинкой.
Методические приемы: сюрпризный момент, выполнение действий сопоставления, помощь детям, поощрение, художественное слово.
Ход занятия:
(Обращаю внимание на куклу, которая пришла в гости к детям и принесла корзинку).
- Ребята, к нам в гости пришла кукла Оля. Давайте поздороваемся с ней. (Здравствуй).
- Посмотрите, кукла принесла нам корзинку. В ней что-то лежит. Давайте посмотрим. Ой, да здесь куколка, матрешка спит, одеялком прикрытая.
- Сейчас я ее возьму на руки. Смотрите, дети, матрешка проснулась, щечки у нее раскраснелись. Посмотрите, какой у нее на голове красивый платочек. А кофточка какая, а юбочка – красивые, нарядные, яркие. (Слегка встряхиваю матрешку.)
- Дети, что это стучит внутри матрешки? (куколка, матрешка).
- Давайте посмотрим.
(Беру матрешку и раскрываю на глазах у детей).
- Смотрите, да здесь еще одна матрешка точно такая же, как и первая, только поменьше.. И платок такой же на голове, и юбочка, и кофточка на ней такие же красивые, нарядные, яркие. Матрешки красивые, но разные – большая и маленькая.
(Встряхиваю маленькую матрешку).
- Ой, что-то в ней тоже есть.
(Достаю еще одну матрешку, выстраиваю все 3 матрешки в один ряд и подчеркиваю разницу в величине)
-Одна матрешка большая, другая – поменьше, а последняя совсем маленькая.
(Дети внимательно рассматривают матрешек, любуются ими, затем с моей помощью еще раз отмечают, что одна матрешка большая, другая поменьше, а последняя маленькая).
- Посмотрим в корзиночке еще никто не спрятался?
- Ой, да здесь много больших матрешек. А ну-ка, берите их, дети, и посмотрите, может в них еще спрятались маленькие матрешки.
(Раздаю матрешки детям. Дети рассматривают их, а потом начинают открывать матрешки и располагают их части одна под другой. Предлагаю помощь тем, кто не справляется, соотнося детали по величине. Это помогает им правильно выбрать детали при дальнейшем складывании игрушек).
- Матрешки наденут юбочки и встанут рядышком одна большая, другая поменьше, последняя самая маленькая.
(Показываю отдельным детям при необходимости, как надо соединять части, соотнося по рисунку).
- А давайте спрячем маленьких сестричек.
(Дети вновь открывают матрешки. Они учатся последовательно вкладывать меньшие предметы в большие, т.е. собирать трехместную матрешку. При необходимости помогаю малышам, обговаривая все свои действия).
- Ну, вот все матрешки собраны и кукла Оля просит их положить в корзинку, она что-то придумала. (Дети складывают матрешки в корзинку. Кукла Оля благодарит детей и приглашает к сундучку).
- Кукла приглашает нас к нашему сундучку.
(Открываю его и показываю разные предметы)
- Лежат у нас в сундучке разноцветные косыночки, юбочки, фартучки и самые разные бусы. Давайте нарядимся в матрешек, посмотрим на себя в зеркало и споем кукле Оле песенку.
(Дети наряжаются, пою им песенку, сопровождая слова игровыми действиями, побуждая детей к повторению).
Чудная матрешка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек-
Все красиво очень!
Ножками потопаем (топают),
Ручками похлопаем (хлопают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группК нам в гости пришли куклыЦель :- развитие мелкой моторики пальцев с использованием специальной игры;- закрепить знания цвета: красный ,си...
Конспект занятия по сенсорному развитию в группе раннего возраста «Мишка косолапый»
Закрепить величину и основные цвета (Синий, желтый, красный, зеленый) ....
Конспект занятий по сенсорному развитию для детей раннего возраста (с 2-3 лет) «Зайка и геометрические фигуры»
Конспект занятия по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста:«Зайка и геометрические фигуры» Задачи: Познакомить детей с геометрической фигурой – квадрат. Форм...
Конспект занятия по сенсорному развитию для детей раннего возраста (с 2-3 лет)
Формировать умение детей различать основные цвета и называть их.Развивать умение соотносить предметы по цвету Воспитывать доброжелательные отношения....
Серия конспектов занятий по сенсорному развитию в группе раннего возраста: «Машенька и геометрические фигуры»,«Мишка в детском саду»,«Гости».
Задачи:1.Познакомить детей с геометрической фигурой – квадрат. Формировать умениеузнавать предметы по форме (квадрат, круг), обозначать их в речи. 2.Развивать умение анализировать, сравнива...
Конспект занятия по сенсорному развитию для детей раннего возраста «Корзинки для Зайки и Мишки»
Лопатина Юлия Андреевна...
Методическая разработка «Народная игрушка как средств всестороннего развития у детей раннего возраста"
методическая разработка...