Родная природа - неиссякаемый источник любви к своему Отечеству.
статья на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Представленный материал раскрывает источники патриотических чувств и стремится показать, что воспитывая у нашей детворы любовь к родной природе, мы закладываем в них первые ростки большого чувства любви к своему Отечеству, к России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_priroda.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 95» г. Воронеж

Родная природа – неиссякаемый источник любви к своему Отечеству

                                     

                                                                                                      Воспитатель ВКК

                                                                                                      Смирнова

                                                                                                     Светлана Юрьевна

     Сегодня Россия нуждается в национальном воспитании русского ( российско-

го) духовного характера , основу которого составляют любовь к Отечеству, граж-

данские обязанность и ответственность перед ним, национальный дух, справед
ливость, вера, совесть и честь. В новых концепциях воспитания особое место от-

водится чувству любви к родному очагу, к своей Родине, своему народу, т.е. пат-

риотизму.  Патриотизм – это и чувство национальной гордости, одно из благо –

родных качеств, присущих цивилизованным народам.

     Источники патриотических чувств многогранны и многолики: это историко –

культурное наследие, язык, искусство, традиции, труд, семья и в первую оче –

редь – природа.

    Любовь к родной природе- драгоценное качество характера человека, кото –

рое взращивается в нём с ранних детских лет. И взращивать нужно не призыва-

ми. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о её тай –

нах и разгадывая их, оберегая природу и вкладывая свой труд в её укрепление.

     То, что нам дарит наша Земля и родная природа – рассветы и закаты, пение

птиц, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные

узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны жу –

равлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды, плоды – всё

это бесценное достояние нашего народа , и мы должны  не только любить, це –

нить, восхищаться этим, но должны понимать, что за ежедневной суетой нынеш-

ней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хра –

нить. 

      Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остают

ся в памяти человека на всю его жизнь. Об эмоциональном воздействии приро -

ды на воспитанников писал К.Д.Ушинский: « А воля, а простор, природа, прекра-

сные окрестности городка, а душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень – разве не были нашими воспитателями? Зовите меня

варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеж –

дение, что прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние

на развитие молодой души, с которым трудно соперничать педагогу».

      И, действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами,  где он родился и вырос, - с улицей, по которой хо-

дил, двором, где посадил молодое деревцо; кустом сирени, через который сол-

нечные блики будили его по утрам; речкой, в которой он плескался, ловил рыбу.

     К.Симонов в стихотворении « Родина» пишет:

     « Ты вспоминаешь не страну большую, 

        Какую ты изъездил и узнал,

        Ты вспоминаешь родину – такую,

        Какой её ты в детстве увидал».

     Перед педагогами, родителями, знакомящими дошкольников с природой

стоят следующие задачи:

   *воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и пони –

мать красоту природы, формировать эстетические чувства;

   *развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особеннос-

тях своего края ( элементы краеведения), о природном разнообразии страны;

   * формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охра –

нять её  от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

     Следовательно, знакомя детей с природой, взрослые должны не только сооб-

щать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе

каждого ребёнка гуманные и эстетические чувства, воспитывать экологическую

культуру. 

    Чтобы дошкольники могли успешно освоить программу экологического обра-

 зования необходимо правильно  организовать педагогический процесс и соз –

дать соответствующую предметно- развивающую среду. Педагогический про-

цесс включает: непосредственно образовательную деятельность( организован-

ные формы обучения),совместную деятельность педагога и детей и самостоя-

тельную деятельность детей.

     Специально организованное обучение:

   *экскурсии( здесь важны вопросы детей, развивающие любознательность, по-

знавательную активность, а также вопросы, вызывающие добрые чувства);

   *занятия по познавательному развитию , изодеятельности ,развитию речи,

художественной литературе.

     Совместная деятельность педагога и детей может включать следующее:

   * диагностика экологической воспитанности дошкольника,

   * наблюдения в уголке природы, на участке, у окна и т. д.;

   * целевые прогулки в природу ( особенно важны в младшем и среднем воз-

расте;

   * игры (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные);

   * рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы с детьми

на экологическую тематику;  

   *рассматривание дидактических , сюжетных картинок, иллюстраций о природе

   *поисково- познавательная деятельность, опытническая работа;

   *сбор различных коллекций: семян, камней, осенних листьев;

   * труд в уголке природы и на участке;

   *работа с экологическими моделями, мнемотаблицами;

                                                 

   *просмотр видеофильмов, презентаций, видеороликов;

   * ведение календарей природы, дневников наблюдений;

   *различные виды изодеятельности на экологические темы;

   *создание книг- самоделок , экологических плакатов;

   * экологические досуги и праздники.

     Труд воспитателя будет бесплоден, если самые высокие мысли, самые вдох-

новенные чувства не воплотятся в добрые дела. Чтобы воспитание было дейст –

венным, надо учить детей не только мыслить, метать о добре, но и постоянно творить его. Маленький ребёнок далеко не безучастен к делам и заботам своей

большой Родины. Он может и должен принять посильное участие в том , чтобы

делать её богаче и прекрасней. Естественно, чем старше дети тем выше их само-

стоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе(иг-

ры, экспеременирование, уход за растениями и животными уголка природы и т.д). Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятель

ности в природе обусловлена созданием в ДОУ( и дома ) экологически развива-

ющей среды.

     Не останавливаясь на содержании программы в каждой возрастной группе,

отметим, что целесообразно одновременно показать и труд взрослых в природе

Здесь важную роль играет яркое образное слово педагога, его умение вовремя и к месту прочесть стихотворение, загадать загадку, вспомнить пословицу и т.д.

     В моей проектной деятельности « Маленький эколог» красной строкой прохо-

дит раздел « Влияние природы на воспитание человека». Очень важно знако –

мить конкретно с местными природными явлениями, достопримечательностя-

ми, богатствами. Необходимо чтобы дети знали не только животных жарких стран или полярных льдин, а тех , кто обитает в лесах, заповедниках Воронежс-

кого края. Важно отмечать , что природа родного края уникальна, особенна и

оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека, обычаи, традиции

(например, чернозём – сельское хозяйство, р.Дон – судоходство и т. п.). Но глав-

ное – что это часть природы нашей многообразной и огромной России.

     При организации НОД важно учесть, что на занятии много не успеешь, не ох –

ватишь, поэтому такую работу нужно организовывать и проводить и в повседне-

вной жизни, в разных режимных моментах.

     Завершающим этапом работы по ознакомлению  дошкольников с окружаю –

щим миром родной природы и воспитанием любви к своей Родине являются ве-

чера досуга и праздники. Например, осенью – « Воронежская ярмарка», зимой –

« Праздник русской берёзки», весной – фольклорная Масленица, летом – игра –

драматизация « Зелёная аптека» и т.п.

     Маленький эколог – это маленький творец. Поэтому, чтобы не возникало противоречия между представлениями и собственным поведением ребёнка,

когда старший дошкольник красиво рассуждает, созерцает природу, а на деле

делает другое, необходимо проводить большую работу  родителями. Вот что мы

советуем делать в домашних условиях :

   * завести 1-2 комнатных растения ( дети их поливают, моют, черенкуют, расса-

живают). Отростки можно предложить подарить другу, воспитателю, бабушке…

   *очень хорошо , если в доме есть живые объекты( собака, кошка, хомячок,

рыбки, птичка). Но необходимо , чтобы дети непременно участвовали в работе

по уходу за ними, а не просто играли с ними и созерцали.

   *огород на окне. Хорошая хозяйка уже с зимы ставит проросший лук поближе

к свету. Хорошо бы приобщить детей к высаживанию и выхаживанию лука, пет –

рушки, укропа. А затем всем вместе заправлять суп и готовить салаты;

   *вместе с папой сделать кормушки, скворечники;

   *а для того что бы было чем кормить птиц, в начале осени вместе с детьми со-

брать в мешочки корм – семена арбузов, дынь, ягоды рябины, калины, семена сорных растений;

   * рассказать детям о Красной книге;

   *рекомендуем собирать и составлять гербарии . Для дошкольников это тоже труд. Гербарии способствуют воспитанию понимания красоты природы, знако-

мят с растениями ближайшего окружения, родного края;

   * если есть дача, то ребёнок старше 4 лет пусть посадит на ней цветы, овощи,

а осенью с гордостью будет собирать плоды своих трудов со своей грядки;

   * важно рассказать детям о дарах леса , о лекарственных растениях, о зелёной

аптеке. Можно и собирать (вместе со взрослыми) мяту, подорожник, листья ма-

лины, чёрной смородины и т.д.;

   * советуем в этом нелёгком деле приобрести надёжных советчиков и помощ-

ников и их полезные и интереснейшие книги (В.Бианки, М.Пришвин, Г.Скребиц-

кий, Г.Снегирёв, Н.Сладков, Е.Чарушин, В.Сухомлинский и др.);

   * выходные дни по возможности в любое время года проводить с детьми на

природе. Уместно вспомнить высказывание педагога и писателя К.Д.Ушинского

« Хотите научить ребёнка логически мылить- ведите его в природу»;

   *Обязательно проводить с детьми беседы об основных правилах поведения в природе, об охране окружающей нас среды обитания.

    Таким образом очень важно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь

к родной земле. С первых шагов и педагогам и родителям необходимо форми-

ровать у детей черты характера, которые помогут им стать настоящими людьми,

гражданами и патриотами своего Отечества.

 

     

 

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНЬЯ Женские образы в русской живописи

Материал педназначен для педагогов, и  может быть использован на педчасах, как консультация или Педагогическая Гостиная. В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема ...

Народное декоративное искусство- неиссякаемый источник мудрости и красоты.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда ...

«Родная природа - могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления».

В данной статье представлен материал, способствующий возникновению интереса к экспериментированию....

ПРИРОДА – НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ

Выступление в ввиде доклада в городе Казани . О природе и экологии...

Сообщение из опыта работы "Русской народное творчество - неиссякаемый источник речевой культуры"

Русской народное творчество - неиссякаемый источник речевой культуры...

Введение дошкольников в мир культуры и истории малой Родины, как один из этапов осознанной любви к своему Отечеству.

Ознакомление детей с родным краем, это составная часть формирования у него патриотизма....