Родная природа - неиссякаемый источник любви к своему Отечеству.
статья на тему
Представленный материал раскрывает источники патриотических чувств и стремится показать, что воспитывая у нашей детворы любовь к родной природе, мы закладываем в них первые ростки большого чувства любви к своему Отечеству, к России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_priroda.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида № 95» г. Воронеж
Родная природа – неиссякаемый источник любви к своему Отечеству
Воспитатель ВКК
Смирнова
Светлана Юрьевна
Сегодня Россия нуждается в национальном воспитании русского ( российско-
го) духовного характера , основу которого составляют любовь к Отечеству, граж-
данские обязанность и ответственность перед ним, национальный дух, справед
ливость, вера, совесть и честь. В новых концепциях воспитания особое место от-
водится чувству любви к родному очагу, к своей Родине, своему народу, т.е. пат-
риотизму. Патриотизм – это и чувство национальной гордости, одно из благо –
родных качеств, присущих цивилизованным народам.
Источники патриотических чувств многогранны и многолики: это историко –
культурное наследие, язык, искусство, традиции, труд, семья и в первую оче –
редь – природа.
Любовь к родной природе- драгоценное качество характера человека, кото –
рое взращивается в нём с ранних детских лет. И взращивать нужно не призыва-
ми. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о её тай –
нах и разгадывая их, оберегая природу и вкладывая свой труд в её укрепление.
То, что нам дарит наша Земля и родная природа – рассветы и закаты, пение
птиц, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные
узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны жу –
равлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды, плоды – всё
это бесценное достояние нашего народа , и мы должны не только любить, це –
нить, восхищаться этим, но должны понимать, что за ежедневной суетой нынеш-
ней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хра –
нить.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остают
ся в памяти человека на всю его жизнь. Об эмоциональном воздействии приро -
ды на воспитанников писал К.Д.Ушинский: « А воля, а простор, природа, прекра-
сные окрестности городка, а душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень – разве не были нашими воспитателями? Зовите меня
варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеж –
дение, что прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние
на развитие молодой души, с которым трудно соперничать педагогу».
И, действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, - с улицей, по которой хо-
дил, двором, где посадил молодое деревцо; кустом сирени, через который сол-
нечные блики будили его по утрам; речкой, в которой он плескался, ловил рыбу.
К.Симонов в стихотворении « Родина» пишет:
« Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал».
Перед педагогами, родителями, знакомящими дошкольников с природой
стоят следующие задачи:
*воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и пони –
мать красоту природы, формировать эстетические чувства;
*развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особеннос-
тях своего края ( элементы краеведения), о природном разнообразии страны;
* формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охра –
нять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Следовательно, знакомя детей с природой, взрослые должны не только сооб-
щать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе
каждого ребёнка гуманные и эстетические чувства, воспитывать экологическую
культуру.
Чтобы дошкольники могли успешно освоить программу экологического обра-
зования необходимо правильно организовать педагогический процесс и соз –
дать соответствующую предметно- развивающую среду. Педагогический про-
цесс включает: непосредственно образовательную деятельность( организован-
ные формы обучения),совместную деятельность педагога и детей и самостоя-
тельную деятельность детей.
Специально организованное обучение:
*экскурсии( здесь важны вопросы детей, развивающие любознательность, по-
знавательную активность, а также вопросы, вызывающие добрые чувства);
*занятия по познавательному развитию , изодеятельности ,развитию речи,
художественной литературе.
Совместная деятельность педагога и детей может включать следующее:
* диагностика экологической воспитанности дошкольника,
* наблюдения в уголке природы, на участке, у окна и т. д.;
* целевые прогулки в природу ( особенно важны в младшем и среднем воз-
расте;
* игры (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные);
* рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы с детьми
на экологическую тематику;
*рассматривание дидактических , сюжетных картинок, иллюстраций о природе
*поисково- познавательная деятельность, опытническая работа;
*сбор различных коллекций: семян, камней, осенних листьев;
* труд в уголке природы и на участке;
*работа с экологическими моделями, мнемотаблицами;
*просмотр видеофильмов, презентаций, видеороликов;
* ведение календарей природы, дневников наблюдений;
*различные виды изодеятельности на экологические темы;
*создание книг- самоделок , экологических плакатов;
* экологические досуги и праздники.
Труд воспитателя будет бесплоден, если самые высокие мысли, самые вдох-
новенные чувства не воплотятся в добрые дела. Чтобы воспитание было дейст –
венным, надо учить детей не только мыслить, метать о добре, но и постоянно творить его. Маленький ребёнок далеко не безучастен к делам и заботам своей
большой Родины. Он может и должен принять посильное участие в том , чтобы
делать её богаче и прекрасней. Естественно, чем старше дети тем выше их само-
стоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе(иг-
ры, экспеременирование, уход за растениями и животными уголка природы и т.д). Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятель
ности в природе обусловлена созданием в ДОУ( и дома ) экологически развива-
ющей среды.
Не останавливаясь на содержании программы в каждой возрастной группе,
отметим, что целесообразно одновременно показать и труд взрослых в природе
Здесь важную роль играет яркое образное слово педагога, его умение вовремя и к месту прочесть стихотворение, загадать загадку, вспомнить пословицу и т.д.
В моей проектной деятельности « Маленький эколог» красной строкой прохо-
дит раздел « Влияние природы на воспитание человека». Очень важно знако –
мить конкретно с местными природными явлениями, достопримечательностя-
ми, богатствами. Необходимо чтобы дети знали не только животных жарких стран или полярных льдин, а тех , кто обитает в лесах, заповедниках Воронежс-
кого края. Важно отмечать , что природа родного края уникальна, особенна и
оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека, обычаи, традиции
(например, чернозём – сельское хозяйство, р.Дон – судоходство и т. п.). Но глав-
ное – что это часть природы нашей многообразной и огромной России.
При организации НОД важно учесть, что на занятии много не успеешь, не ох –
ватишь, поэтому такую работу нужно организовывать и проводить и в повседне-
вной жизни, в разных режимных моментах.
Завершающим этапом работы по ознакомлению дошкольников с окружаю –
щим миром родной природы и воспитанием любви к своей Родине являются ве-
чера досуга и праздники. Например, осенью – « Воронежская ярмарка», зимой –
« Праздник русской берёзки», весной – фольклорная Масленица, летом – игра –
драматизация « Зелёная аптека» и т.п.
Маленький эколог – это маленький творец. Поэтому, чтобы не возникало противоречия между представлениями и собственным поведением ребёнка,
когда старший дошкольник красиво рассуждает, созерцает природу, а на деле
делает другое, необходимо проводить большую работу родителями. Вот что мы
советуем делать в домашних условиях :
* завести 1-2 комнатных растения ( дети их поливают, моют, черенкуют, расса-
живают). Отростки можно предложить подарить другу, воспитателю, бабушке…
*очень хорошо , если в доме есть живые объекты( собака, кошка, хомячок,
рыбки, птичка). Но необходимо , чтобы дети непременно участвовали в работе
по уходу за ними, а не просто играли с ними и созерцали.
*огород на окне. Хорошая хозяйка уже с зимы ставит проросший лук поближе
к свету. Хорошо бы приобщить детей к высаживанию и выхаживанию лука, пет –
рушки, укропа. А затем всем вместе заправлять суп и готовить салаты;
*вместе с папой сделать кормушки, скворечники;
*а для того что бы было чем кормить птиц, в начале осени вместе с детьми со-
брать в мешочки корм – семена арбузов, дынь, ягоды рябины, калины, семена сорных растений;
* рассказать детям о Красной книге;
*рекомендуем собирать и составлять гербарии . Для дошкольников это тоже труд. Гербарии способствуют воспитанию понимания красоты природы, знако-
мят с растениями ближайшего окружения, родного края;
* если есть дача, то ребёнок старше 4 лет пусть посадит на ней цветы, овощи,
а осенью с гордостью будет собирать плоды своих трудов со своей грядки;
* важно рассказать детям о дарах леса , о лекарственных растениях, о зелёной
аптеке. Можно и собирать (вместе со взрослыми) мяту, подорожник, листья ма-
лины, чёрной смородины и т.д.;
* советуем в этом нелёгком деле приобрести надёжных советчиков и помощ-
ников и их полезные и интереснейшие книги (В.Бианки, М.Пришвин, Г.Скребиц-
кий, Г.Снегирёв, Н.Сладков, Е.Чарушин, В.Сухомлинский и др.);
* выходные дни по возможности в любое время года проводить с детьми на
природе. Уместно вспомнить высказывание педагога и писателя К.Д.Ушинского
« Хотите научить ребёнка логически мылить- ведите его в природу»;
*Обязательно проводить с детьми беседы об основных правилах поведения в природе, об охране окружающей нас среды обитания.
Таким образом очень важно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь
к родной земле. С первых шагов и педагогам и родителям необходимо форми-
ровать у детей черты характера, которые помогут им стать настоящими людьми,
гражданами и патриотами своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНЬЯ Женские образы в русской живописи
Материал педназначен для педагогов, и может быть использован на педчасах, как консультация или Педагогическая Гостиная. В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема ...
Народное декоративное искусство- неиссякаемый источник мудрости и красоты.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда ...
Статья. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
«Родная природа - могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления».
В данной статье представлен материал, способствующий возникновению интереса к экспериментированию....
ПРИРОДА – НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ
Выступление в ввиде доклада в городе Казани . О природе и экологии...
Сообщение из опыта работы "Русской народное творчество - неиссякаемый источник речевой культуры"
Русской народное творчество - неиссякаемый источник речевой культуры...
Введение дошкольников в мир культуры и истории малой Родины, как один из этапов осознанной любви к своему Отечеству.
Ознакомление детей с родным краем, это составная часть формирования у него патриотизма....