Народное декоративное искусство- неиссякаемый источник мудрости и красоты.
презентация к уроку по рисованию на тему
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется отрицательным. В связи с этим передо мной стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Познание народного творчества
-положительные эмоции
-развитие образного мышления
-развитие созидательной активности
-формирование эстетических чувств
-формирование художественных и интеллектуальных способностей
ЗАДАЧИ
•Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Народное декоративное искусство- неиссякаемый источник мудрости и красоты.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
При разработке занятий по видам народного декоративного прикладного искусства, я тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнила методы и приемы, используемые при росписи.
Начала с организации развивающей среды. Изготовила практический материал:
- разработала таблицы с элементами народных росписей,
- подобрала и составила картотеку народного фольклора, отражающего особенности народных росписей ;
- создала условия для самостоятельной деятельности детей, точнее возможность выбора элементов росписи и самой композиции, что является, на мой взгляд, очень важным условием при формировании творческости и креативности у детей, вызывает особый интерес, мотивацию и активность по реализации замысла; (доступный материал для творчества – трафареты, элементы росписи, шаблоны предметов для росписи, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги),
- представлен различный дидактический демонстрационный материал,
- приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства,
- модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
Поставила перед собой задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
- Развитие мелкой моторики рук детей;
- Обогащать словарный запас детей.
- Соответствовать тематической недели и тесно взаимодействовать с педагогами групп.
Выбрала следующие направления в работе:
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
- Самостоятельная роспись детьми силуэтов декоративных изделий.
В работе используются различные методы и приемы:
- одномоментности, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, , сотворчество; мотивационный, жест руки.
Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий стараюсь сделать интересными и увлекательными для детей, например, экскурсии на родину умельцев, путешествие волшебной кисточки, превращение в мастеров-художников. В зависимости от возрастных особенностей детей стараюсь использовать различные техники рисования (от рисования пальчиками ягодок на росписи для второй младшей до совместной коллективной росписи лошадок в старшей и подготовительных группах ко дню народной ярмарки во время недели Масленицы) .
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им погрузиться в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни. Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В целях эмоционального отклика со стороны детей, рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, народным фольклором, прибаутками, потешками, которые используют народные мастера, а также применяю музыкотерапию, т.е. прослушивание народной музыки, частушек, песен, которые также оказывают влияние на эмоциональный настрой.
На занятии отрабатываю развитие мелкой моторики, ориентацию на листе бумаги, умение передать предмет, обводя рукой по контуру сначала в воздухе, «жест руки», затем на бумаге. Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким. В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (Городецкая, хохломская росписи). Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла как нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит».
На занятиях у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает мне перенестись с детьми в волшебный мир искусства, который, по сути, является неиссякаемым источником красоты и мудрости.
Вся работа носит системный характер, что дает положительные результаты и помогает раскрыться детям и проявить свою творческую индивидуальность.
Загадки и стихи о народных промыслах
Тук – тук, щёлк – щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки-
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
(Богородская резьба)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
(Дымка)
Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица-
Для маленькой темница.
(Матрешка)
Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз,
Может вывел из мороз?
Что за скатерть получилось!
Может это все приснилось?
(Вологодские кружева)
Ах! Эти барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки
Кавалеры наши.
(Коргопольская игрушка)
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
(Филимоновская игрушка)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
(Хохлома)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит…
(Городец)
На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики нежные.
(Павлово – Посадские шали)
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
(Дымковские барышни)
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки непростые, а волшебно – расписные.
И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду - удивительному чуду
Мы поклонимся не раз, о древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок, красной краскою горя
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг
Птица важная – индюк.
«Водоноска»
За студеною водицей водоноска-молодица
Как лебедушка плывет, ведра красные несет.
На коромысле не спеша
Посмотри как хороша – эта девица краса,
Тугая черная коса, щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво
Водоноска так красива.
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: продаются самовары,
Продаются вилы, санки, и конфеты и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку смотрят долго «не дыша»
До чего же хороша.
«Дымка»
Ой люли, ой, люли
Кони на лужок пошли
Кони удалые, гордые лихие.
Индя, индя, индюшок
Ты похож на сундучок
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой.
Барашек-свисток
Левый рог – завиток
Правый рог- завиток
На груди – цветок.
Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые
Ждем вас на дорожке
Разомните ножки.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски
И всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня.
(Дымка)
«Хохлома»
Наша славна Хохлома всем известна издавна
Златой росписью сейчас удивить хотим мы вас.
Золотые чашки, ложки словно солнышко горят.
Трав затейливы узоры радость людям всем дарят.
Прописали здесь узоры, как пером жар-птицы.
Знают ценят хохлому даже за границей.
Здесь и вазы так стройны и ковши-лебедушки
Изогнули тонки шеи, словно русски девушки .
Есть из хохломской посуды – одно наслаждение.
Хоть окрошку, хоть салат – просто объедение.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши,
Там травка вьется и цветы
Растут невиданной красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем налитые.
(хохлома)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...
Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...
Конспект занятия для средней группы «Знакомство с новым видом народно – декоративного искусства – дымковской игрушкой».
В гости к детям приходит бабушка Маша и знакомит детей с дымковскими игрушками....
Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с народным декоративным искусством и аппликации из ткани на ткани «Красивый платок»
Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах ...
Народно-декоративное искусство
Поделки из папье-маше...
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисованием на ткани «Красота павлопосадского платка»
Конспект НОД по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисованием на ткани «Красота павлопосадского платка»Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом изготовления предмет...