Мы такие разные, но все мы дети
материал на тему

Шурыгина Лариса Николаевна

Родительское собрание на тему воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_-_tolerantnost.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер уважаемые родители.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Дошкольное образование уделяет значительное место нравственному воспитанию детей. Мы учим детей уважать друг друга и старших, принимать других такими, какие они есть, чтить и хранить традиции своего народа и народов других стран.

Давайте задумаемся, а что же такое толерантность и попробуем вместе дать определение этому слову.

Упражнение «Что такое «толерантность»

Цели: дать возможность   участникам сформулировать «научное понятие»  толерантности;  показать многоаспектность понятия «толерантность».

Материалы: Определения толерантности. (Написать эти  определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность-это…», а на другой – определения.  Все определения в виде лепестков цветка. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Время на проведение: 10 минут.

Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким.   После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на  доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.

В русском языке Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрениюобразу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

 Предлагаю вам  упражнение «Чем мы похожи» с помощью которого мы сможем показать нашим детям, что в каждом человеке  не похожем на него можно найти, что-то схожее.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Татьяна Николаевна, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с вами одинаковый цвет волос» (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.), Татьяна Николаевна  выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из группы таким же образом. Игра продолжается до тех пока все не окажутся в кругу.

Сегодня понятие толерантность предполагает уважение к чести и достоинству каждого народа. Великая культура любого народа складывалась тысячелетием, у каждого свои традиции, обычаи, обряды и праздники. Но в наше время многое утеряно или забыто. А ведь именно фольклор это и есть наша культура, наше наследие. В детском саду ребят знакомят с народными играми, возрождаются  праздники - Масленица, Рождество, дети слушают народную музыку. Применяя, в своей речи, пословицы народов разных  национальностей  родители  подводят детей к пониманию общности народов в их стремлениях, моральных качеств. Сейчас мы с вами разобьемся  на группы по 2-3 человека и попробуем подобрать к пословицам  того или иного народа русский аналог.

  • Вражда и дружба-сестры. (Кыргызстан)
  • От ненависти до любви-один шаг. (Россия)
  • Где нянек много, там дитя безного. (Белоруссия)
  • У семи нянек дитя без глаза. (Россия)
  • Два арбуза не удержишь. (Кавказ)
  • За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. (Россия)
  • От рябины яблок не жди. (Латвия)
  • От осинки не родятся апельсинки. (Россия)
  • Нерадивый дважды делает. (Татарская республика)
  • Семь раз отмерь-один отрежь! (Россия)
  • В чей обоз сел, те песни и пой. (Казахстан)
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Россия)
  • Больше знай, меньше болтай. (Татарская республика)
       Больше думай, меньше говори. (Россия)
  • Неторопливый осел раньше достигает цели, чем резвый жеребенок. (Узбекистан)
        Тише едешь – дальше будешь. (Россия)
  • Один утренний час лучше двух вечерних. (Украина)
         Утро вечера мудренее. (Россия)
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Эстония)
         Язык до Киева доведет. (Россия)

Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов в образовательную среду и адаптация в ней.  Вхождение таких детей в коллектив не всегда проходит гладко и спокойно. Для вовлечения в игры дошкольников используются коллективные дидактические игры и коллективное  художественное творчество, методы арт-терапии, такие как песочное рисование.  Это  один из способов общения с собой и окружающим миром, уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность ребенка-инвалида в себе и открыть в нем новые пути развития. Предлагаю вам пройти к песочным световым столам и попробовать порисовать.

И закончить наше собрание мне хочется притчей.

Китайская притча «Ладная семья» 
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: 
любовь; 
прощение; 
терпение. 
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил: 
- И все? 
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. 
И, подумав, добавил: 
- И мира тоже.

Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам с вами  надеяться на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такой разный окружающий мир глазами детей

Программа дополнительного образования. Проект...

Такой разный окружающий мир глазами детей

Программа дополнительного образования. Проект...

Тема недели "Мы такие разные, но все мы Дети одной Планеты" с 31.10.2016 по 03.11.2016г.

Социально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитие...

Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)

В данной разработке представлены цели, задачи  работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...

Сценарный план НОД "Осень такая разная " по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Сценарный план НОД "Осень такая разная " по  музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»

Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...