Мы такие разные, но все мы дети
материал на тему
Родительское собрание на тему воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый вечер уважаемые родители.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Дошкольное образование уделяет значительное место нравственному воспитанию детей. Мы учим детей уважать друг друга и старших, принимать других такими, какие они есть, чтить и хранить традиции своего народа и народов других стран.
Давайте задумаемся, а что же такое толерантность и попробуем вместе дать определение этому слову.
Упражнение «Что такое «толерантность»
Цели: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать многоаспектность понятия «толерантность».
Материалы: Определения толерантности. (Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность-это…», а на другой – определения. Все определения в виде лепестков цветка. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.
Время на проведение: 10 минут.
Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.
В русском языке Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Предлагаю вам упражнение «Чем мы похожи» с помощью которого мы сможем показать нашим детям, что в каждом человеке не похожем на него можно найти, что-то схожее.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Татьяна Николаевна, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с вами одинаковый цвет волос» (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.), Татьяна Николаевна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из группы таким же образом. Игра продолжается до тех пока все не окажутся в кругу.
Сегодня понятие толерантность предполагает уважение к чести и достоинству каждого народа. Великая культура любого народа складывалась тысячелетием, у каждого свои традиции, обычаи, обряды и праздники. Но в наше время многое утеряно или забыто. А ведь именно фольклор это и есть наша культура, наше наследие. В детском саду ребят знакомят с народными играми, возрождаются праздники - Масленица, Рождество, дети слушают народную музыку. Применяя, в своей речи, пословицы народов разных национальностей родители подводят детей к пониманию общности народов в их стремлениях, моральных качеств. Сейчас мы с вами разобьемся на группы по 2-3 человека и попробуем подобрать к пословицам того или иного народа русский аналог.
- Вражда и дружба-сестры. (Кыргызстан)
- От ненависти до любви-один шаг. (Россия)
- Где нянек много, там дитя безного. (Белоруссия)
- У семи нянек дитя без глаза. (Россия)
- Два арбуза не удержишь. (Кавказ)
- За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. (Россия)
- От рябины яблок не жди. (Латвия)
- От осинки не родятся апельсинки. (Россия)
- Нерадивый дважды делает. (Татарская республика)
- Семь раз отмерь-один отрежь! (Россия)
- В чей обоз сел, те песни и пой. (Казахстан)
- В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Россия)
- Больше знай, меньше болтай. (Татарская республика)
Больше думай, меньше говори. (Россия) - Неторопливый осел раньше достигает цели, чем резвый жеребенок. (Узбекистан)
Тише едешь – дальше будешь. (Россия) - Один утренний час лучше двух вечерних. (Украина)
Утро вечера мудренее. (Россия) - Тот не заблудится, кто спрашивает. (Эстония)
Язык до Киева доведет. (Россия)
Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов в образовательную среду и адаптация в ней. Вхождение таких детей в коллектив не всегда проходит гладко и спокойно. Для вовлечения в игры дошкольников используются коллективные дидактические игры и коллективное художественное творчество, методы арт-терапии, такие как песочное рисование. Это один из способов общения с собой и окружающим миром, уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность ребенка-инвалида в себе и открыть в нем новые пути развития. Предлагаю вам пройти к песочным световым столам и попробовать порисовать.
И закончить наше собрание мне хочется притчей.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам с вами надеяться на успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-824011-1475416021.jpg)
Тема недели "Мы такие разные, но все мы Дети одной Планеты" с 31.10.2016 по 03.11.2016г.
Социально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитие...
Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)
В данной разработке представлены цели, задачи работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-877768-1641544112.jpg)
Сценарный план НОД "Осень такая разная " по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Сценарный план НОД "Осень такая разная " по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/15/picture-1425719-1665856117.jpg)
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/11/picture-1440111-1728629773.jpg)
Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»
Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...