Тематическое занятие "День прав ребёнка" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Обобщение знаний детей о гражданских правах и обязанностях; развитие навыков мировоззрения и нравственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_detey_zanyatie.odt | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 261 «Истоки»
Тематическое занятие
Тема: «День прав ребёнка.»
Составила: воспитатель
подготовительной группы
Войцеховская
Наталья Владимировна.
г. Барнаул, 2010
Тема: «День прав ребёнка».
Программное содержание:
- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Участники: дети подготовительной группы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Возраст детей 6-7 лет.
Характер занятия: закрепляющий с элементами нового материала.
Ожидаемый результат: осознанное понимание пройденного материала, использование знаний в жизни.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений: К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», Н.Носов «На горке», И.Туричин «Человек заболел», В.Осеева «Волшебное слово», русские народные сказки «Снегурочка», «Маша и медведь» и дригие;
- Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребёнка;
- Рисование на тему «Я люблю свою маму»;
- Проведение занятий на тему: «Дом, в котором я живу», «Моя семья».
Оборудование: карточки с буквами Я, иллюстрации о правах ребёнка, календарь, мультимедиа с фотографиями детей по разным правам, музыкальное сопровождение.
Используемая литература: Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию», О.И.Давыдова, С.М.Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребёнка», Е.Н.Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников», А.В.Можейко «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников».
План занятия.
- Организационный момент.
А) Психологический настрой.
Б) Психологический этюд «Солнечный зайчик».
- Сообщение темы и цели.
- Работа по теме.
3.1. Приход Человека Рассеянного.
3.2. Право человека на имя.
3.3. Стихи детей.
3.4. Понятие о праве «Семья».
3.5. Пальчиковая игра «Семья».
3.6. Обязанности детей.
3.7. Игра «Мои обязанности».
3.8. Игровое упражнение «Отгадай и назови».
3.9. Игровое упражнение «Покажи как...»
3.10. Театрализация этюдов.
А) «Волк и семеро козлят».
Б) «Маша и медведь».
В) «Заюшкина избушка».
4. Итог занятия.
4.1. Игровое упражнение «Закончи предложение».
Ход занятия.
- Организационный момент.
А)Психологический настрой. (Звучит спокойная фоновая музыка).
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. Б) Психологический этюд «Солнечный зайчик». (Дети садятся
кружком на ковре). ( Звучит музыка с голосовым сопровождением)
- Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладошками: на лобике, на
носике, на губках, на щёчках, на подбородке; гладь его
аккуратно, чтобы не спугнуть... Он залез за шиворот? Погладь
его там. Он не шалун, он любит тебя. А теперь лучику нужно идти дальше. Возьми его в ладошки, вытяни их как можно дальше вперёд и вверх. Выпусти зайчика. Помаши ему рукой. Какой замечательный зайчик!
2. Сообщение темы и цели.
- Сегодня на занятии мы с вами будем вспоминать уже ранее изученные права и обязанности детей. А в каком документе всё это записано? (Декларация прав детей)
- Работа по теме.
3.1. Приход Человека Рассеянного. (В зал вбегает Человек Рассеянный).
- Привет, малыши! Хелоу, крепыши! Вы что тут делаете?
- Работа над именем человека.
Восп: Подождите. Не спешите. Здравствуйте, молодой человек. Я воспитатель детского сада. Мне зовут Наталья Владимировна. А как зовут вас?
Чел.Рас: Ой, я что-то не так сказал? Исправляюсь. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Степан. Я герой произведения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный». Узнали вы меня?
Давайте познакомимся. Как зовут вас? (Дети называют свои имена)
Восп: Ребята, скажите, какое право человека чуть не нарушил Степан? (права на имя).
Чел.Рас: Я постараюсь не нарушать больше прав человека. И пришёл я к вам не с пустыми руками, я принёс вам подарок (достаёт календарь). Ребята, кто знает, что это такое? А почему в календаре одни числа — чёрные, а другие — красные?
Дети: Красные числа — это праздники, а чёрные — это будни..
Чел.Рас: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?
Дети: Да, есть. 1 июня — День защиты детей.
Чел.Рас: Какие вы молодцы! Правильно, но до этого праздника ещё далеко! Что же нам делать? Кажется, я придумал! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас? И назовём его «День прав ребёнка!»
- 4
Согласны? Внимание! Внимание! Объявляется праздник - «День прав ребёнка!» Ребята, а расскажите, о каких правах ребёнка вы уже знаете? Только рассказывать нужно, глядя на картинку. (На мультимедиа демонстрируется показ слайдов: семья, детский сад, медицинское обслуживание, отдых …)
3.3. Стихи детей.
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны,
Есть права и у детишек.
Например, на чтенье книжек,
Так же на заботу, ласку,
И на жизнь, как-будто в сказке.
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
3.4. Понятие о праве «Семья».
Чел.Рас: Ну, я кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в кармане! (начинает искать в карманах) Где же оно? Ах, вот, нашёл! (находит конверт, а в нём карточки с буквами Я) (7 шт)
(выкладывает их на доске)
- Сколько букв Я? Верно — семь. Семь — Я! Что у нас получается?
Дети: Семья!
Чел.Рас: Расскажите мне, что это за право?
Дети: Каждые ребёнок имеет право на семью; право жить с мамой и папой, иметь братика или сестрёнку, бабушку и дедушку.
Реб: Я люблю свою семью.
- Маму, папу я люблю.
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
3.5. Пальчиковая игра «Семья».
Раз, два, три, четыре!
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать!
5
Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка,
два котёнка, мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!
- Обязанности детей.
Чел.Рас: Я всё понял, у детей есть право на семью и у меня есть право на семью.
Восп: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть ещё и обязанности. Ребята, давайте поиграем в игру «Мои обязанности!»
- Игра «Мои обязанности». (Дети становятся в круг и поочерёдно называют свои домашние обязанности.)
Дети: я обязан убирать игрушки за собой после игры; я заправляю постель; я помогаю маме в уборке квартиры, я обязан слушаться своих родителей...
- Игровое упражнение «Отгадай и назови».
Восп: Человек Рассеянный, ребята хотят поиграть с тобой ещё. Согласен?
Чел.Рас: Согласен. А что мне нужно делать?
Восп: Тебе нужно быть внимательным и сообразительным!
(Дети, стоя в круге загадывают движение, показывают его).
- Человек Рассеянный с улицы Бассейной прими нас на работу!
- А что вы умеете делать?
- Что умеем мы не скажем, а что делаем покажем!
(Дети имитируют мытьё посуды, стирку белья, уборку по дому и т. д.)
- Игровое упражнение «Покажи как...»
Восп: Ребята, у каждого ребёнка есть право выражать своё мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться. Человек Рассеянный, приглашаю тебя в новую игру «Покажи как...»
(Дети с помощью мимики показывают выражение лица по заданию воспитателя)
- нахмуриться, как — осенняя туча;
- разозлиться, как жадина;
- улыбнуться, как солнышко;
6
- испугаться, как трусливый заяц;
- устать, как трудяга-муравей;
- скривиться, как после укуса кислого лимона.
- Театрализация этюдов.
Восп: А теперь, ребята, давайте поиграем в театр. Посмотрим, какие права нарушаются в сказках. (Дети перевоплощаются в атрибуты к сказкам)
А) Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят».
( Волк стучит в дверь. Козлята боятся и не пускают волка)
Эй, козлятки, отомкните, и меня скорей впустите...
Нет, нет, серый волк, не стучи, уходи...
Восп: Какие права нарушил серый волк? (Он нарушает право на неприкосновенность жилища)
Б) Отрывок из сказки «Маша и медведь» (Появляются дети в шапочках на головах)
Маша: Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека. Помогите мне, пожалуйста.
Восп: А что случилось?
Медведь: Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить, да в избушке убирать — вот и всё.
Маша: Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила, а если убегу, то он поймает меня и съест.
Восп: Давайте поможем героям сказки разобраться, кто прав, а кто — нет.
Дети: Мы знаем, что Миша не прав. Он должен отпустить Машу к дедушке и бабушке. Не имеет право он нарушать право человека на семью.
Миша: Ну, хорошо. Я помогу тебе, Маша, вернуться к дедушке и бабушке.
Восп: Молодцы, ребята, что помогли Маше и Мише.
В) Отрывок из сказки «Заюшкина избушка».
(Вбегают дети заяц и лиса).
Заяц: Помогите1 Помогите же кто-нибудь! Ребята, со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня
7
же и выгнала (плачет)
Лиса: А что, я виновата, что-ли? Мой дом растаял. Ведь был он ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? - Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдёшь.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь право, лиса, меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка! На всё имею права.
Восп: Подождите, лиса, успокойся. Сейчас разберёмся. Мы сейчас у ребят спросим. Скажите, ребята, какое право на жилище имеет каждый?
Дети: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
Восп: Теперь ты поняла, лиса, что ты не имеешь права выгонять зайца из его собственного дома.
Лиса: Ну, хорошо, я больше не буду.
Заяц: Пойдём, лиса, тебе новую норку сделаем, чтобы был у тебя и свой дом. (уходят)
Восп: Молодцы, ребята, помогли сказочным героям в своих проблемах разобраться. Хорошо знаете права!
- Итог занятия.
Восп: Итак, Человек Рассеянный, убедился ли ты в том, как хорошо знают права и обязанности наши дети.
- 4.1 Игровое упражнение «Закончи предложение».
(Дети, стоя в круге придумывают окончание предложения)
Я хочу... ( играть со всеми дружно, всегда помогать маме, всегда быть добрым)
Я умею... ( дружить, помогать девочкам, мыть дома посуду)
( Под звуки спокойной мелодии дети с Человеком Рассеянным уходят в группу, продолжать играть в игры).
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного тематического занятия для детей подготовительной к школе группы посвященного 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда Тема: «Наш любимый Петербург»
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей ст...
Тематический досуг для детей подготовительной к школе группе "День матери"
Данный конспект разработан для проведения Дня Матери с детьми подготовительных групп совместно с родителями...
Доминантно-тематическое музыкальное занятие в подготовительной к школе группе «Пасха в гости к нам пришла»
Пасха – самый радостный праздник. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Именно в эти дни (на пасхальной неделе) мы решили в нашем детском саду провести музыкальное занятие «Пасха в гости ...
Перспективный план работы по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка. ( подготовительная к школе группа.)
Методическая разработка...
Блиц-опрос «Правила безопасности» (подготовительная к школе группа)
Блиц-опрос «Правила безопасности»(подготовительная к школе группа)Цель:1. закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, учить находить выход из сл...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)
Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...