Организация работы по самообразованию в контексте ФГОС ДО
консультация
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков необходимы для современного человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ИСКРА»
Консультация для педагогов:
«Организация самообразования
на 2014-2015 учебный год».
Подготовила:
старший воспитатель
Надбитова О.В.
п.Яшкуль 2014г.
Введение:
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков необходимы для современного человека.
Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство. Чтобы успеть за научно- техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества, надо постоянно заниматься самообразованием. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого успешного человека. Она актуализируется в процессе работы с источниками информации, самоанализа, мониторинга своей деятельности и анализа деятельности коллег.
Причины, чаще всего тормозящие занятие самообразованием,- самоуспокоенность. Уверенность что «я все знаю», отсутствие времени, нехватка источников информации и др.Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого профессионала.
Мотивами для самообразования могут быть следующие:
- быть в курсе последних изменений в науке и практике профессиональной деятельности;
- конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.
В советское время администрация требовала от педагогов завести тетради по самообразованию, в которых надо было написать тему самообразования и какую литературу они будут изучать по этой теме. Это прошлый век, во имя контроля было придумано: «если есть -значит самообразовывается». Но на самом деле инициатива должна исходить от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня творчески работать нельзя. Здесь уместно вспомнить слова Ч.Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех окликается на изменения». Если воспитатель или специалист умеет себя организовать, он обязательно найдет время для самообразования.
Самоорганизовать себя совсем непросто - это означает выработать в себе необходимость проектировать свою деятельность не только на день, неделю, месяц, но и на год, т.е. перспективу. Развивать способность у взрослого человека сложно. Должна присутствовать устойчивая мотивация. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.
Основная часть:
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольной организации могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с задачами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
- Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОО;
- Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОО и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОО.
Основные направления деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Искра» в 2014 – 2015 учебном году: - физическое развитие; - художественно- эстетическое развитие
Цель:
- Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Задачи:
1.Охрана сохранения и укрепления физического и психического здоровья у
детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима в рамках
реализации ФГОС ДО.
2.Совершенствовать художественно-эстетическое развитие у дошкольников в
процессе непосредственно образовательной деятельности.
3.Формировать основы патриотизма дошкольников через приобщение к
общечеловеческим ценностям, расширять знания детей об истории Великой
Отечественной войны, о ее героях.
4. Создание условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости,
гордости за полученные результаты.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. Рекомендуется чтобы тема самообразования соответствовала опыту педагога и педагогическому стажу: педагогам без специального образования – овладение методикой работы с детьми; молодым специалистам – изучение реализации индивидуального и дифференцированного подхода; можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОО; опытные, творчески работающие воспитатели занимаются поисковой и экспериментальной работой.
Таким образом, тематикой самообразования может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение/ интерес;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2 недель до 5 лет. Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой.(приложение №1, приложение №2).
Источники, используемые в процессе самообразования:
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- видео-, -аудиоинформация на различных носителях;
- курсы, семинары, мастер-классы;
- проведение исследовательской, поисковой деятельности;
- посещение театров, выставок, музеев, концертов;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.
Если педагог определил для себя какую-либо тему, то должен продумать, с какой целью она будет изучаться, что из этого получится, т.е. создать некий продукт. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее ничего не создается или нет каких – либо достижений. В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.
Это могут быть:
- подготовка статей, сообщений, сценариев;
- участие в педагогических конкурсах, внутрисадовских и райионных методических мероприятиях;
- проведение тренингов, мастер-классов;
- разработка методических пособий по теме самообразования;
- комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
- комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);
- составление терминологического словаря по предметной теме;
- создание банка данных игр, загадок, стихов;
- разработка комплекта тематических родительских собраний, мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);
- проекта организации и занятий кружковой работы;
- базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования;
Самый эффективный способ показать свои результаты педагогического мастерства – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.
В процессе работы над темой самообразования и после ее завершения педагог представляет наработанный материал. Практический выход(форма представления) могут быть различны:
- выступление на заседании МО,ПС;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- открытый просмотр НОД;
-доклад/сообщение;
- программа;
- дидактический материал;
- методическое пособие;
- методическая разработка.
Весь систематизированный и обобщенный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Результаты работы по самообразованию – источник пополнения методического кабинета различными материалами. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован ДОУ к распространению на районном уровне.
Заключение:
Педагогу не обойтись без серьезных знаний, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности: о новых подходах к воспитанию и обучению дошкольников, об изменениях в структуре и содержании образования, овладения современными технологиями обучения. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольной организации.
Можно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить и не погибнуть в водовороте, приспособиться к этой сутолоке. Происходящей вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло(т.е.иметь специальное образование), но еще иметь общее образование, уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужны умение мыслить и понимать, широта кругозора, высокий уровень развития.
Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время на себя, чтобы «не отставать от жизни». Сравнивая процесс самообразования с бизнесом, говорят, что надо инвестировать в себя.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искра»
Индивидуальный план по самообразованию
Ф.И.О. Куангалиева Байирта Нарновна
Образование : среднее специальное
Какое учебное заведение окончено и когда:
Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова
п..Яшкуль
Индивидуальная тема самообразования
«»
Когда начата работа над темой 07.09.2012г.
Когда предлагается закончить 13.03.2014г.
Цели и задачи:
I.План работы над темой:
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1.Организационно-ознакомительный (диагностический) | - постановка проблемы - подбор и изучение литературы по проблеме. - определение целей и задач работы над темой - планирование работы по самообразованию | |
2.Основной (практический) | - теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) - практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования, | |
3.Заключительный (обобщающий) | -подведение итогов - оформление результатов работы по теме самообразования - представление материалов. - использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. -распространение |
Литература по теме самообразования:
Время работы с материалами | Название, автор | Источник (сайт, издательство, год издания) | Результат |
Творческое сотрудничество:
Практический выход: компьютерная презентация (выступление на МО)
Изучение передового опыта, где и когда выступал со своим опытом:
Выводы по окончанию работы:
II. Поэтапно – творческий перспективный план по теме самообразования
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования (НИТ)» на 2014-2015 учебный год.
Месяц | Дети | Педагоги | Родители | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май |
Приложение № 3
План отчета педагога по теме самообразования:
- Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность?)
- Программы, методики, изученные в процессе работы над темой. Авторы. Использование методических рекомендаций, изучение передового педагогического опыта.
- Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой (на занятиях, вне занятий, в кружковой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности детей и пр.)
- Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной теме (игры, нетрадиционное оборудование, разработанные самостоятельно).
- Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат.
- Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОО?
- Проекция на будущее (предлагаемый результат). (что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?)
Использованная литература:
- А.Кочетова, Т.В.Комардина. Справочник старшего воспитателя/-В.:Издательство Учитель, 2013.-301с.
- А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И. Кобитина. Старший воспитатель детского сада/ - М.: Просвещение,1990.-143с.
- Журнал «Управление ДОУ»/-М.: Издательство «ТП Сфера», 2012.-127с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация образовательной деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО"
"Организация образовательной деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО"...
Презентация "Организация образовательной деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО"
"Организация образовательной деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО"...
Педагогический совет "Организация литературного образования детей в контексте ФГОС ДО"
Презентация...
Организация работы с родителями в контексте ФГОС ДО
В соответствии с Законом РФ "Об образовании в РФ" № 273 ФЗ от 29.12.2012 Родители (законные представители )несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей пе...
Управленческая основа организации платного дополнительного образования в контексте ФГОС ДО.
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении- это неотъемлемый компонентвыполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федера...
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ в контексте ФГОС ДО.
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ в контексте ФГОС ДО....
Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС
Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС...