Педагогическое проектирование как способ мотивации инновационной деятельности педагогов
статья на тему

Тема педагогического проектирования как способа  мотивации   инновационной деятельности педагогов очень актуальна, особенно в свете новых ФГОС,  поскольку, участие педагога в проектной деятельности мотивирует его на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения и практикоориентирована, что способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_proektirovanie.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА  

 «ПРОГИМНАЗИЯ»

(МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ»)

г. Сургут ХМАО - Югра

Педагогическое проектирование как способ  мотивации   инновационной деятельности педагогов

Подготовила:

Старший воспитатель

МБОУ «Прогимназия»

                                                           Е.О. Симакова

 

Сургут, 2015

Педагогическое проектирование как способ  мотивации   инновационной деятельности педагогов

С 1 сентября 2013 года вступил  в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012  №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом. Законом определяются уровни общего образования, в частности дошкольного и  начального общего образования.  

Особое  внимание уделено инновационной деятельности в сфере образования, разработаны стандарты  для  педагогов, где важное место занимает педагогическое проектирование.  В новых федеральных  государственных стандартах для дошкольников проектная деятельность  выделена как отдельная образовательная область.

Тема педагогического проектирования как способа  мотивации   инновационной деятельности педагогов очень актуальна, поскольку, участие педагога в проектной деятельности мотивирует его на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения и практикоориентирована, что способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации педагога.

        Педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе. Объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во
взаимосвязи с системой в целом. Педагогическое проектирование -продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей  и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности).  Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности.

В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы  работники сферы образования активно участвуют в проектах, т.к. сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, становится способом активизации и реализацией возможностей  в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:

  • на продуктивности воображения;
  • силе и свободе творчества;
  • логичности, последовательности совместной с детьми креативной деятельности;
  • стимулу к развитию социальной активности;
  • эмоциональном окрашивании  жизни и педагогического процесса, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;

 Технология педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.

Элементы проектной деятельности:

·Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия

· Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

· Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

· Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; 

· Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

· Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (ребенок должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Формировать позитивное отношение к работе (ребенок  должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

План работы воспитателя по подготовке проекта

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);

- поиск и обработка информации, материала;

- включение в проект игр и других видов детской деятельности;

- домашние задания для самостоятельного  выполнения;

- презентация проекта, открытое занятие;

- оценка полученных результатов и выводов.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Мама, папа, я – здоровая семья», «Изучение русской культуры через праздники», «Мы – будущие олимпийцы!» и др.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку и педагогу возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию  инновационной  деятельности педагога, который решает типовые, стандартные  и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство.  Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности.  Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.
          Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть: 1)внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.); 2)мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.; 3)профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.); 4)мотивы личностной самореализации. Степень сформированности инновационной деятельности у педагога - педагог осознает необходимость самосовершенствования, целеустремленность, осознание путей и способов внедрения новшеств, педагог открыт новому, ищет и внедряет инновационные способы педагогических решений (примером которым и является педагогическое проектирование), креативный уровень педагога отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам современной педагогики, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, осваивает компьютерное сопровождение мероприятий, презентации, информатизационные технологии, охотно делится педагогическим опытом, участвует в создании и реализации творческих проектов и п
едагогическом проектировании, все это мотивирует  его инновационную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Организация инновационной деятельности педагогов по внедрению инновационной технологии «ЛЭПБУК»

В данной презентации представлено проектирование инновационной деятельности педагогов по внедрению инновационной технологии "ЛЭПБУК" в дошкольной образовательной организации....

Инновационная деятельность педагога, как ресурс повышения педагогического мастерства

Эффективные формы, инновационные подходы и технологии, использующиеся в педагогической практике....