Из опыта работы "Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей 4 - 5 лет"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Материал содержит отписание игр и упражнений для детей 4 - 5 по формированию  звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_pedsovetu_po_zkr.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Текст презентации «Из опыта работы «Игры и упражнения по формированию ЗКР детей 4- 5 лет»

1 слайд - название

2слайд

                В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом, его смысловой и фонетической стороной. Познавая окружающий мир, дети расширяют словарный запас. Они узнают, что каждый предмет обозначается названием (словом). Но самостоятельно переключить своё внимание со смыслового содержания слова на звуковой состав для дошкольника сложно. Особенно трудно для них звуковое различение слова на слух. Вслушиваясь в звуки речи, произнося их и интересуясь ими, ребёнок ещё не осознаёт звуковой состав слова, преднамеренно не задумывается над звуковым строением слова. Необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребёнка необходимо целенаправленное руководство развитием речевой деятельности.

           

3 слайд

 ЗКР является составной частью речевой культуры. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка  к усвоению грамоты, письменной речи. Усвоение звуковой стороны слова – процесс длительный. Он осуществляется во всех видах деятельности: наблюдения, познавательная деятельность, все виды игр, театрализованная деятельность требуют от детей чёткого звукопроизношения, интонационной выразительности, умения говорить внятно, в среднем темпе,  голосом средней силы. У детей среднего возраста интерес к звучанию слова ещё более возрастает, они с удовольствием вслушиваются в слова, находят сходство и различия в их звучании, выделяют рифмующиеся слова, учатся выделять первый и последний звук в слове, овладевают элементами выразительности.

4 слайд

В средней группе мы работаем над реализацией следующих задач:

  • Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
  • Осваивать произношения свистящих и шипящих звуков.
  • Чётко воспроизводить фонетический и морфологический рисунки слова
  • Формировать умение говорить внятно, в среднем темпе,  голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи.
  • Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность как предпосылку к обучению грамоте.

                     

5 слайд

          Особое место в работе с детьми мы отводим словарным упражнениям. Они играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировки детей в звучащей речи. Эти упражнения помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук». Детям предлагаем назвать слова о каком - то предмете или явлении. В д/и «Кто, что делает?», воспитатель предлагает игрушки, а дети описывают их внешний вид, что делает кошка, когда видит мышку или нитку, когда её гладим, /мяукает, выгибает спинку, бегает, подпрыгивает, хватает, подкрадывается, тащит, радуется/. Ребёнок учится чётко произносить звуки родного языка, передавать фонетический рисунок слова, вслушиваться в их звучание, развивается речевая культура, интерес к речи собеседника. К такому же роду игр относятся игры «Назовите разные слова», «Какие бывают слова», «Ты катись комок весёлый». Эти игры можно проводить во время наблюдений при рассматривании различных объектов живой и неживой природы, рукотворного мира, бесед, экспериментирования. Большое место в работе над понятиями «слово» и «звук» отводится играм звукоподражательного характера «Угадай по голосу», «Кто, как кричит?», «Гуси, гуси»,  «Кто, что слышит?» и т. д.

             

6 слайд

     Чтобы дети протяжно произносили слова, прислушивались к их звучанию используем хороводные народные игры с пением, которые воспитывают не только протяжное звучание слов, чёткое произношение звуков, но и внимательное отношение к слову/что говорим, то и делаем/ «Заинька», «Подарки» и т. д. К этому же виду игр относятся игры «Что делаю за ширмой?, «Эхо», когда дети должны выслушать слово товарища и вернуть его без искажения. В этой игре также решаются задачи развития силы голоса, громкости.  В игре «Это слово звонкое или тихое» дети продолжают  получать первичные представления о том, что звуки разные и поэтому слова разные по громкости звучания.  В играх « Подскажи последнее словечко», «Какое слово потерялось?», «Где вы слышали эти слова?», «Опять слова забыли своё место»  мы решаем задачу познакомить детей с тем, что слова в речи произносятся в определённой последовательности.

             

7 слайд

             Достаточно сложно научить детей выделять заданный звук в начале слова, т.к. ещё не достаточно развит фонематический слух, но в этом направлении мы ведём постоянную работу, используя игры «Что повезёт грузовичок?», «Что положим в кузовок?», «Как назовём куклу?».  В этих играх дети упражняются в подборе слов с заданным звуком в начале слова с использованием картинок. Очень хорошо зарекомендовала себя игра «Волшебный кубик» дети бросают кубик с картинками и выполняют звукоподражательные задания /поезд ч-ч-ч, вода с – с - с, жук ж-ж-ж и т.д./. Из этого же ряда игра, «Какой звук потерялся?», когда дети добавляют недостающий в слове звук.

               

8 слайд

              Большое внимание уделяем развитию речевого аппарата,

поэтому регулярно проводим артикуляционную гимнастику. Она укрепляет

мышцы речевого аппарата и учат детей внимательно относиться к артикуляции звука. Эти упражнения проводятся в игровой форме, как сказка  о  весёлом язычке. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения.                                                                                  

9 слайд

             Чтобы произнести слово, фразу необходимо хорошо сформированное речевое дыхание. Для развития речевого дыхания в группе проводится дыхательная гимнастика, игровые упражнения «Мыльные пузыри», «Мыльная пена», «Кораблики»,  «Футбол», «Буря в стакане», «Бабочки порхают», «Горячий чай».

10 слайд

               Так же дети учатся слышать слова сходные по звучанию,

т.е. находить рифму. Для этого есть пособие « Загадочный круг», которое представляет собой круг с наклеенными картинками в количестве семи штук и двумя стрелками разной длины. На данном возрастном этапе мы можем решать задачи находить слова – рифмы, длинные и короткие слова.

11слайд

              Началась работа по  формирование представления о том, что звуки в словах идут в определённой последовательности. Для этого используем звуковые линейки, моделирующие последовательное появление звуков при произнесении слов.

             

12 слайд

               Театрализованные игры, разучивание стихотворений, чистоговорок дают богатый материал для работы над интонационной выразительностью речи, изменением громкости, высоты голоса, ритма речи.

13 слайд

               В своей работе мы используем следующее методическое оснащение Г.А.Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л.Н.Смирнова «Играем со звуками», О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3 -5 лет», А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада», Н. В. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика»

14 слайд

 Большое внимание уделяем педагогическому просвещению родителей: разработана анкета по формированию ЗКР, консультации «Как сформировать интерес к чтению», «Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии речи дошкольников», «Во что играть с детьми пятого года жизни? /игры и упражнения по формированию ЗКР/», «Сказка на ночь». Планируется родительское собрание по теме «Значение ЗКР в подготовке детей к обучению грамоте».

15 слайд

          Подводя итог, хочется отметить, что ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии»,- подчёркивал Д.Б.Эльконин. В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности.

16слайд – конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи...

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи...

Сообщение из опыта работы "Организация игровой деятельности по формированию звуковой культуры речи детей"

Общеизвестно, что основной вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому целесообразно проводить работу по улучшению звуковой культуры речи различными игровыми приёмами. Это заинтересовыва...

Консультация для педагогов . Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи.

Консультация для педагогов.Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи1. Лото «Определи первый звук в слове» ЦЕЛЬ Упражнять детей в выделении первого звука в слове.ИГРОВОЙ МАТ...

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....