Ознакомление детей дошкольного возраста с государственными символами как часть воспитания начало патриотизма.
методическая разработка на тему

«Необходимо  с  детских  лет  прививать  молодёжи  уважение  к  славной  истории  Отечества, Государственному  Гербу, Гимну, Государственному флагу  страны…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с государственными символами как часть воспитания начало патриотизма.

Воспитатель семейного детского сада высшей квалификационной категории Бакакина Светлана Геннадьевна

при МБДОУ детский сад № 215 «Калинка».

Эпиграфом к  работе можно отнести слова из государственной  программы  «Патриотическое  воспитание  граждан  Российской  федерации»  

«Необходимо  с  детских  лет  прививать  молодёжи  уважение  к  славной  истории  Отечества, Государственному  Гербу, Гимну, Государственному флагу  страны…»

Актуальность данной проблемы имеет свою историю. Её значимость подчёркивали в высказываниях выдающиеся люди.

Великий академик Д.С. Лихачёв, являясь истинным патриотом, писал, что

  • любовь  к  родному  краю, родной  культуре, родной  речи  начинается  с  малого – с  любви  к  своей  семье, к  своему  жилищу, к своему  детскому  саду. Постепенно  расширяясь, эта  любовь  переходит  в  любовь  к родной  стране, к  её  истории, прошлому  и  настоящему, ко  всему  человечеству.

А.С. Макаренко поддерживал данную позицию и отмечал, что

  • правильное  воспитание - это  наша  счастливая  старость, плохое  воспитание - это  наше  будущее  горе, это  наши  слёзы, это  наша  вина  перед  другими  людьми, перед  всей  страной.

 Так великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал, что:

  • готовясь  к  беседе  о  гражданственности, - я  стараюсь  всеми  силами  своей  души  постичь  смысл  того, о  чём  будут  рассказывать, глубоко  осмыслить  самую  суть  гражданской  красоты, доблести, чтобы  всё  по – новому  пережить. Это очень  важное  правило  воспитательного  влияния.

Именно в детском возрасте формируется  любовь  к  родным  местам  и  гордость  за  свой  народ, уважение  к  защитникам  Отчизны, уважение  к  государственному  Гимну, Флагу, Гербу  Родины – т.е. те чувства, которое мы называем патриотизмом. Свою работу над воспитанием начал патриотизма я простроила с учётом комплексного подхода, чтобы полученные детьми знания пронизывали все виды деятельности дошкольника, находили отражение в повседневной жизни, в организованной и не организованной деятельности детей и в семье.

Я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна, так как, знакомя детей с главными государственными символами, мы воспитываем патриотов.

        Изучение нормативных документов, методической литературы и базисных программ показало, что:

  • Проблема  ознакомления детей с геральдикой представлена достаточно широко: обозначены цели, задачи, формы работы с детьми, раскрыто содержание и методика.
  • Данная проблема  рассматривается в общей системе приобщения детей к истории и культуре России, преимущественно в аспекте социально-коммуникативного развития.  
  • Ознакомление детей с геральдикой страны является составной частью патриотического воспитания.

        С целью  выявления знаний у детей среднего  дошкольного возраста о государственной символике в октябре я провела опрос и определила уровень знаний своих воспитанников.

Результаты на начало года были следующие. Из 10 детей

  • узнавали и называли изображение герба России-2 ребёнка
  • узнавали и называли изображение флага России-4 детей.

Проанализировав полученные результаты, я сделала выводы, что необходима

  • планомерная системная работа по каждому этапу знакомства с государственной символикой, начиная с младшего дошкольного возраста;
  • целенаправленная работа по взаимодействию с семьёй в данном направлении;
  • сотрудничество с социумом.

В результате проведённой предварительной работы чётко обозначилась цель:

 Ознакомление детей среднего  дошкольного возраста с государственными  символами как часть патриотического  воспитания.

 Из данной цели я выделила следующие  задачи:

  • Формировать положительное эстетическое восприятие Государственных символов нашей страны.
  • Создать условия для патриотического воспитания детей через организацию предметно – развивающей среды.
  • Обеспечить целенаправленную  работу по взаимодействию с семьёй. 

   

       Проведя обследование детей среднего дошкольного возраста, я наметила для себя следующие этапы работы:

1. Подготовка и подбор оборудования и материалов, создание предметно – развивающей среды.

2. Определение  содержания, форм и методов работы с детьми.

3. Целенаправленное взаимодействие с семьёй и социумом.

        1 этап. Проанализировав среду в группе, я убедились, что материала по ознакомлению детей с государственными символами, присутствующего в группе, недостаточно, он не систематизирован. Для реализации поставленной цели я решила создать «Уголок России». За основу взяли разработанные  творческой группой нашего детского сада критерии:

1.Учёт требований программы.

            2.Соответствие возрасту и полу ребёнка.

3.Оптимальность размещения.

4.Многофункциональность.

        5.Эстетичность.

        В «Уголке России» разместила материалы по знакомству детей с бытом, культурой, природой, особенностями нашей страны, это  различные  энциклопедии о животных и растениях,  фото с вышивками, альбом города  Н.Новгорода, предметы народных промыслов России, нашего края (области), изображения русских национальных костюмов, предметов старинного русского быта.

        Почётное место  в уголке заняли  флаг (рисунок и уменьшенная копия-макет триколора), изображение герба.

        

        Помогли закрепить знания детей о государственной символике: детская познавательная и художественная литература, которую я вносила в книжный уголок по мере ознакомления; дидактические игры, репродукции и иллюстрации живописных произведений картин природы России, исторических полотен, наглядные пособия и материалы: монеты советского периода и современные российские, монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы,  значки с изображением различных символов.

        Таким образом на первом этапе работы, была создана предметно- развивающая среда, материалы которой оптимально размещены, многофункциональны и эстетично оформлены с учётом требований программы и содержания работы с детьми. По мере прохождения материала среда изменялась.

2 этап я обозначила как, определение содержания, форм и методов работы с детьми.  Основное содержание этапа -  это описание системы работы. Основной формой работы в данный период были различные мероприятия. Особое внимание уделялось на закрепление, представлению о российском флаге, познакомила с государственным гербом, сравнивали цвета российского флага с красками родной природы, с образом солнца в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке.

        Так как ребенку-дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы, их яркость и красота, то я часто использовала фольклорный материал и народное декоративное творчество для воспитания положительного отношение к государственному гербу и флагу. Также  рассматривали народные костюмы, вышивки, росписи, глиняные игрушки, разучивали народные песни, игры, читали и инсценировали сказки, рассказывали детям о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цветов в декоративном творчестве и на полотнищах государственного флага, объясняла так же, что золотой двуглавый орел - это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры.

        При знакомстве дошкольников с Государственной символикой по ходу рассказа, беседы мы обязательно использовали наглядный материал, это: фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

        Для развития познавательной деятельности, психических процессов, особенно таких как: внимание, память, мы старались вызвать интерес детей, продумывали методы активизации, учили детей предполагать, рассуждать, доказывать. Особенно эффективными были сюрпризные моменты (письмо от Незнайки,  посылка с неизвестной планеты, подарки в виде игр, открыток, альбомов и т.д.), внесение новых материалов (книг, иллюстраций, значков, флажков и т.д.), проблемные ситуации.

3 этап целенаправленного взаимодействия с семьёй и социумом прошёл под девизом замечательных слов А.С. Макаренко

          « В вашей семье и под вашим руководством

             растёт будущий гражданин … Всё , что

                   совершается в стране, через вашу душу

                   и мысль должно приходить к детям»

                       

        Мы понимали, что важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей.

        Чтобы получить информацию об опыте семьи по воспитанию у детей любви к Родине в начале года мы провели анкетирование, которое показало, что большинство опрошенных родителей считают необходимым продолжить воспитывать чувство патриотизма у детей и готовы подключиться к этой работе дома.

В октябре месяце я провела ещё одно анкетирование на тему: « Что Вы знаете о Государственных символах России?», которое выявило, что хотя все родители знали, что изображено на гербе России и какого цвета флаг России; но затруднялись ответить, что означает изображения двуглавого орла, что означает всадник на гербе России и что означают цвета Государственного флага.

        С учётом запроса родителей мы включили в содержание коллективных консультаций и  родительских собраний материалы по истории становления и развития государственных символов, по созданию гербов, приглашали родителей на открытые мероприятия, предлагали детям дома рассказать родителям, о чем они узнали в детском саду.

        Мы поддерживали контакт с родителями через такие формы письменного общения, как объявления  и информация, через которые постоянно обеспечивали семьи информацией о проводимых мероприятиях, о достижениях детей и т.д. , шкатулка предложений, в которую родители клали записки со своими идеями и предложениями, что позволило им делиться своими мыслями с воспитателями. К сожалению, эта форма оказалось недостаточно эффективной из-за отсутствия должного опыта.

        Мы сошлись во мнении с родителями о том, что полученные знания в детском учреждении должны закрепляться в повседневной жизни дома. Однако,
не все родители и не всегда следовали этому совету. Чтобы активизировать родителей мы использовали такую форму работы, как «
домашнее задание», в которой мы предлагали придумать интересные вопросы  (что нового Вы узнали из книги Баруздина С. « Страна, где мы живём»), ответить на вопрос недели (Что означают цвета флага, Что изображено на гербе нашего города и т.д.),  прочитать и обсудить с детьми рассказы, сказки, истории; сделать и принести различные игрушки, пособия, атрибуты для игр, участвовать в праздниках, например, к итоговому мероприятию по теме «Моя семья» , принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).

        Постоянно организованные выставки детских работ, способствовали возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

        Некоторые семьи по нашей рекомендации использовали прогулки по городу, семейные экскурсии, к памятникам истории и культуры.  Семья Чесновых при поездке в Кремль сняла видеофильм. Потом эти материалы были показаны всем нашим детям, а Маша комментировала отснятый материал.

        Родители оказали существенную помощь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, в воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

В группе постоянно действует «Библиотека семейного чтения», где родители имеют возможность обменяться литературой.

Наиболее познавательными для детей были следующие мероприятия: выставка – экскурсия по книгам, литературные часы, час пословиц и поговорок «Сундучок пословиц» пословицы и поговорки по теме воспитания  любви к родине и защите Отечества.

Итоги проделанной работы порадовали и нас и родителей, т.к.

  • у большинства детей систематизированы знания о флаге и гербе России, они узнают и называют их  изображение, знают, что означают цвета,
  • работа по ознакомлению детей с государственной символикой была построена в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы», уровнем развития детей, их интересами  и потребностями,
  • качество знаний и умений детей обеспечивали разнообразные формы, методы и приёмы, используемые в работе, а также организованный в группе «Уголок России»,
  • созданы условия целенаправленной работы по взаимодействию с семьёй и с социумом.
  • Наиболее наглядно динамика продвижений детей видна в сравнительной диаграмме, из которой видно, что из 10 детей

1. узнают и называют изображение герба России  - на начало года  низком уровне было 50% детей, на среднем уровне 40%, на высоком уровне -10%. На конец года низком уровне 8 % детей, на среднем уровне 80%, на высоком уровне -13%.

2. узнают и называют изображение флага России - на начало года  низком уровне было 50% детей, на среднем уровне 40%, на высоком уровне -10%. На конец года низком уровне 7 % детей, на среднем уровне 71%, на высоком уровне -22%.

Планы на будущее:

  • продолжить знакомить детей с историей возникновения, символами государственного герба и флага России;
  • сформировать представления о различных
  • флагах: государственные флаги разных стран, военно –морской флаг России, Знамя Победы
  • гербах: городов России, герб родного города, их функции, значение, отличие,
  • эмблемах: рода войск, МЧС, МВД и т.д.
  • познакомить детей с государственным гимном, его значением и применением.

На своём опыте я убедились, что проблема патриотического воспитания является одной из актуальных и работа над ней должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных организованных мероприятиях, находить отклик в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СИМВОЛАМИ России»

Актуальность темы«Духовно-нравственное развитиеи воспитание личности гражданина России»...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Родины.

Детям старшего возраста, при поступлении в школу, необходимо узнавать и называть герб, флаг и мелодию гимна России. Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильев...

«Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с государственными праздниками России»

Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и...

Мастер-класс по ознакомлению детей дошкольного возраста и формированию основ патриотизма.

Мастер-класспо ознакомлению детей дошкольного возраста и формированию основ патриотизма(воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной актив...

Презентация "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации в рамках реализации"

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верн...