Ознакомление детей дошкольного возраста с государственными символами как часть воспитания начало патриотизма.
методическая разработка на тему
«Необходимо с детских лет прививать молодёжи уважение к славной истории Отечества, Государственному Гербу, Гимну, Государственному флагу страны…»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с государственными символами как часть воспитания начало патриотизма.
Воспитатель семейного детского сада высшей квалификационной категории Бакакина Светлана Геннадьевна
при МБДОУ детский сад № 215 «Калинка».
Эпиграфом к работе можно отнести слова из государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации»
«Необходимо с детских лет прививать молодёжи уважение к славной истории Отечества, Государственному Гербу, Гимну, Государственному флагу страны…»
Актуальность данной проблемы имеет свою историю. Её значимость подчёркивали в высказываниях выдающиеся люди.
Великий академик Д.С. Лихачёв, являясь истинным патриотом, писал, что
- любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
А.С. Макаренко поддерживал данную позицию и отмечал, что
- правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Так великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал, что:
- готовясь к беседе о гражданственности, - я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл того, о чём будут рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, чтобы всё по – новому пережить. Это очень важное правило воспитательного влияния.
Именно в детском возрасте формируется любовь к родным местам и гордость за свой народ, уважение к защитникам Отчизны, уважение к государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины – т.е. те чувства, которое мы называем патриотизмом. Свою работу над воспитанием начал патриотизма я простроила с учётом комплексного подхода, чтобы полученные детьми знания пронизывали все виды деятельности дошкольника, находили отражение в повседневной жизни, в организованной и не организованной деятельности детей и в семье.
Я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна, так как, знакомя детей с главными государственными символами, мы воспитываем патриотов.
Изучение нормативных документов, методической литературы и базисных программ показало, что:
- Проблема ознакомления детей с геральдикой представлена достаточно широко: обозначены цели, задачи, формы работы с детьми, раскрыто содержание и методика.
- Данная проблема рассматривается в общей системе приобщения детей к истории и культуре России, преимущественно в аспекте социально-коммуникативного развития.
- Ознакомление детей с геральдикой страны является составной частью патриотического воспитания.
С целью выявления знаний у детей среднего дошкольного возраста о государственной символике в октябре я провела опрос и определила уровень знаний своих воспитанников.
Результаты на начало года были следующие. Из 10 детей
- узнавали и называли изображение герба России-2 ребёнка
- узнавали и называли изображение флага России-4 детей.
Проанализировав полученные результаты, я сделала выводы, что необходима
- планомерная системная работа по каждому этапу знакомства с государственной символикой, начиная с младшего дошкольного возраста;
- целенаправленная работа по взаимодействию с семьёй в данном направлении;
- сотрудничество с социумом.
В результате проведённой предварительной работы чётко обозначилась цель:
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с государственными символами как часть патриотического воспитания.
Из данной цели я выделила следующие задачи:
- Формировать положительное эстетическое восприятие Государственных символов нашей страны.
- Создать условия для патриотического воспитания детей через организацию предметно – развивающей среды.
- Обеспечить целенаправленную работу по взаимодействию с семьёй.
Проведя обследование детей среднего дошкольного возраста, я наметила для себя следующие этапы работы:
1. Подготовка и подбор оборудования и материалов, создание предметно – развивающей среды.
2. Определение содержания, форм и методов работы с детьми.
3. Целенаправленное взаимодействие с семьёй и социумом.
1 этап. Проанализировав среду в группе, я убедились, что материала по ознакомлению детей с государственными символами, присутствующего в группе, недостаточно, он не систематизирован. Для реализации поставленной цели я решила создать «Уголок России». За основу взяли разработанные творческой группой нашего детского сада критерии:
1.Учёт требований программы.
2.Соответствие возрасту и полу ребёнка.
3.Оптимальность размещения.
4.Многофункциональность.
5.Эстетичность.
В «Уголке России» разместила материалы по знакомству детей с бытом, культурой, природой, особенностями нашей страны, это различные энциклопедии о животных и растениях, фото с вышивками, альбом города Н.Новгорода, предметы народных промыслов России, нашего края (области), изображения русских национальных костюмов, предметов старинного русского быта.
Почётное место в уголке заняли флаг (рисунок и уменьшенная копия-макет триколора), изображение герба.
Помогли закрепить знания детей о государственной символике: детская познавательная и художественная литература, которую я вносила в книжный уголок по мере ознакомления; дидактические игры, репродукции и иллюстрации живописных произведений картин природы России, исторических полотен, наглядные пособия и материалы: монеты советского периода и современные российские, монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, значки с изображением различных символов.
Таким образом на первом этапе работы, была создана предметно- развивающая среда, материалы которой оптимально размещены, многофункциональны и эстетично оформлены с учётом требований программы и содержания работы с детьми. По мере прохождения материала среда изменялась.
2 этап я обозначила как, определение содержания, форм и методов работы с детьми. Основное содержание этапа - это описание системы работы. Основной формой работы в данный период были различные мероприятия. Особое внимание уделялось на закрепление, представлению о российском флаге, познакомила с государственным гербом, сравнивали цвета российского флага с красками родной природы, с образом солнца в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке.
Так как ребенку-дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы, их яркость и красота, то я часто использовала фольклорный материал и народное декоративное творчество для воспитания положительного отношение к государственному гербу и флагу. Также рассматривали народные костюмы, вышивки, росписи, глиняные игрушки, разучивали народные песни, игры, читали и инсценировали сказки, рассказывали детям о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цветов в декоративном творчестве и на полотнищах государственного флага, объясняла так же, что золотой двуглавый орел - это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры.
При знакомстве дошкольников с Государственной символикой по ходу рассказа, беседы мы обязательно использовали наглядный материал, это: фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
Для развития познавательной деятельности, психических процессов, особенно таких как: внимание, память, мы старались вызвать интерес детей, продумывали методы активизации, учили детей предполагать, рассуждать, доказывать. Особенно эффективными были сюрпризные моменты (письмо от Незнайки, посылка с неизвестной планеты, подарки в виде игр, открыток, альбомов и т.д.), внесение новых материалов (книг, иллюстраций, значков, флажков и т.д.), проблемные ситуации.
3 этап целенаправленного взаимодействия с семьёй и социумом прошёл под девизом замечательных слов А.С. Макаренко
« В вашей семье и под вашим руководством
растёт будущий гражданин … Всё , что
совершается в стране, через вашу душу
и мысль должно приходить к детям»
Мы понимали, что важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей.
Чтобы получить информацию об опыте семьи по воспитанию у детей любви к Родине в начале года мы провели анкетирование, которое показало, что большинство опрошенных родителей считают необходимым продолжить воспитывать чувство патриотизма у детей и готовы подключиться к этой работе дома.
В октябре месяце я провела ещё одно анкетирование на тему: « Что Вы знаете о Государственных символах России?», которое выявило, что хотя все родители знали, что изображено на гербе России и какого цвета флаг России; но затруднялись ответить, что означает изображения двуглавого орла, что означает всадник на гербе России и что означают цвета Государственного флага.
С учётом запроса родителей мы включили в содержание коллективных консультаций и родительских собраний материалы по истории становления и развития государственных символов, по созданию гербов, приглашали родителей на открытые мероприятия, предлагали детям дома рассказать родителям, о чем они узнали в детском саду.
Мы поддерживали контакт с родителями через такие формы письменного общения, как объявления и информация, через которые постоянно обеспечивали семьи информацией о проводимых мероприятиях, о достижениях детей и т.д. , шкатулка предложений, в которую родители клали записки со своими идеями и предложениями, что позволило им делиться своими мыслями с воспитателями. К сожалению, эта форма оказалось недостаточно эффективной из-за отсутствия должного опыта.
Мы сошлись во мнении с родителями о том, что полученные знания в детском учреждении должны закрепляться в повседневной жизни дома. Однако,
не все родители и не всегда следовали этому совету. Чтобы активизировать родителей мы использовали такую форму работы, как «домашнее задание», в которой мы предлагали придумать интересные вопросы (что нового Вы узнали из книги Баруздина С. « Страна, где мы живём»), ответить на вопрос недели (Что означают цвета флага, Что изображено на гербе нашего города и т.д.), прочитать и обсудить с детьми рассказы, сказки, истории; сделать и принести различные игрушки, пособия, атрибуты для игр, участвовать в праздниках, например, к итоговому мероприятию по теме «Моя семья» , принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).
Постоянно организованные выставки детских работ, способствовали возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
Некоторые семьи по нашей рекомендации использовали прогулки по городу, семейные экскурсии, к памятникам истории и культуры. Семья Чесновых при поездке в Кремль сняла видеофильм. Потом эти материалы были показаны всем нашим детям, а Маша комментировала отснятый материал.
Родители оказали существенную помощь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, в воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
В группе постоянно действует «Библиотека семейного чтения», где родители имеют возможность обменяться литературой.
Наиболее познавательными для детей были следующие мероприятия: выставка – экскурсия по книгам, литературные часы, час пословиц и поговорок «Сундучок пословиц» пословицы и поговорки по теме воспитания любви к родине и защите Отечества.
Итоги проделанной работы порадовали и нас и родителей, т.к.
- у большинства детей систематизированы знания о флаге и гербе России, они узнают и называют их изображение, знают, что означают цвета,
- работа по ознакомлению детей с государственной символикой была построена в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы», уровнем развития детей, их интересами и потребностями,
- качество знаний и умений детей обеспечивали разнообразные формы, методы и приёмы, используемые в работе, а также организованный в группе «Уголок России»,
- созданы условия целенаправленной работы по взаимодействию с семьёй и с социумом.
- Наиболее наглядно динамика продвижений детей видна в сравнительной диаграмме, из которой видно, что из 10 детей
1. узнают и называют изображение герба России - на начало года низком уровне было 50% детей, на среднем уровне 40%, на высоком уровне -10%. На конец года низком уровне 8 % детей, на среднем уровне 80%, на высоком уровне -13%.
2. узнают и называют изображение флага России - на начало года низком уровне было 50% детей, на среднем уровне 40%, на высоком уровне -10%. На конец года низком уровне 7 % детей, на среднем уровне 71%, на высоком уровне -22%.
Планы на будущее:
- продолжить знакомить детей с историей возникновения, символами государственного герба и флага России;
- сформировать представления о различных
- флагах: государственные флаги разных стран, военно –морской флаг России, Знамя Победы
- гербах: городов России, герб родного города, их функции, значение, отличие,
- эмблемах: рода войск, МЧС, МВД и т.д.
- познакомить детей с государственным гимном, его значением и применением.
На своём опыте я убедились, что проблема патриотического воспитания является одной из актуальных и работа над ней должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных организованных мероприятиях, находить отклик в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СИМВОЛАМИ России»
Актуальность темы«Духовно-нравственное развитиеи воспитание личности гражданина России»...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Родины.
Детям старшего возраста, при поступлении в школу, необходимо узнавать и называть герб, флаг и мелодию гимна России. Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильев...
«Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с государственными праздниками России»
Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и...
Мастер-класс по ознакомлению детей дошкольного возраста и формированию основ патриотизма.
Мастер-класспо ознакомлению детей дошкольного возраста и формированию основ патриотизма(воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной актив...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Родины.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие»
Расширяя представления детей о государственных символах страны и ее истории...
Презентация "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации в рамках реализации"
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верн...