Мастер-класс по ознакомлению детей дошкольного возраста и формированию основ патриотизма.
материал (подготовительная группа) на тему

Лидия Николаевна Блинникова

 

Мастер-класс

по ознакомлению детей дошкольного возраста и формированию основ патриотизма

(воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи, города, страны).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_konspekt_master_klassa.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по ознакомлению детей дошкольного возраста и формированию основ патриотизма

(воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи, города, страны).

                                                             Разработала и провела:

                                               воспитатель подготовительной  группы,

                                                     муниципального бюджетного дошкольного

                               образовательного учреждения

                          «Детский сад «Солнышко»,

г.Таруса Тарусского района Калужской области,

                                     Блинникова Лидия Николаевна 

Таруса 2011

  Тема: «Наша  страна»
(для  воспитателей старшего дошкольного возраста)

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение теоретического и практического опыта  в практической деятельности педагога-воспитателя.
Участники: воспитатели - слушатели курсов усовершенствования педагогической квалификации. Г. Таруса.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Задачи  занятия:
1. Рассмотрение  теоретических  аспектов патриотического воспитания дошкольников Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;

2. Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к деятельности взрослых.
3.Построение модели современной познавательной  совместной игровой деятельности  при ознакомлении дошкольников с культурой и историей своей Родины, ее  прошлому и богатому наследию, воспитанию чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей страны, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны и, как следствие, привитие любви к Родине, через любовь к своему краю, городу, семье.

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с  тем, как организовать работу по воспитанию у детей любви к Родине, помочь увидеть в Родине нравственную ценность, которая не позволила бы в будущем «торговать» ее богатствами, историей, честью и достоинством, памятью предков? Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе и надо его усилить точным, чистым тоном. А возникший резонанс поможет ребенку проявить, выразить это чувство – одно из самых благородных в человеке.

Девиз: «  Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой!»


План проведения мастер класса.
Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:
1.Представление теоретического блока  .
2.Проведение адаптационной, лингвитической игр.
3. Тематическая беседа (слайд – фильм;  совместная игровая деятельность; просмотр мультфильма познавательско-исторического характера )
4. Сказка (маленький кукольный спектакль, помогающий раскрытию основной темы встречи).

 5. Музыкальная часть – упражнения на развитие слуха, чувства ритма, культуры пастики, а также народные песни, попевки, элементы танцевальной культуры;

6. Рефлексия

7. Совместная трапеза с принесенными из дома угощениями.

  1. Теоретический блок.

Как организовать работу по воспитанию у детей любви к Родине, помочь увидеть в Родине нравственную ценность, которая не позволила бы в будущем «торговать» ее богатствами, историей, честью и достоинством, памятью предков? Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе и надо его усилить точным, чистым тоном. А возникший резонанс поможет ребенку проявить, выразить это чувство – одно из самых благородных в человеке.

 Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; историю, территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ee глубиной. Каждый человек – рано или поздно, осознает он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определенный отпечаток на формирование ее гражданских черт. Ибо Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению.

    Родина! Это слово приходит к нам из детства и сопровождает всю жизнь. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, ею гордимся и мы – их дети и внуки.

    Да, мы любим свою Родину за ее славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе отстаивала свою независимость многочисленных захватчиков, за то, что она представляет всем нациям страны равные права; за то, что это наше прошлое и будущее; за ее величавую и разнообразную природу; за ее героический и трудолюбивый народ.

    В одной из восточных притч рассказывается: «Европейцы, приехав в одну из стран Востока для изучения ее природы, языка и культуры, были приглашены властелином во дворец.

    Когда они пришли, властелин поздоровался с ними, угостил их и одарил щедрыми дарами.

    По дороге на побережье их с почестями сопровождали дворцовые слуги.

    Когда европейцы собрались сесть на корабль, слуги попросили их остановиться и снять обувь. Они счистили с их подошв землю, а затем возвратили обувь ее владельцам. Те, растерялись, не зная, что и подумать о таком странном обычае.

   - Зачем вы это делаете? – удивились они.

Тогда слуги ответили?

 - Наш властелин желает вам доброго пути и просит передать: «Вы приехали сюда из далекого могучего государства. Вы своими глазами увидели, что наша страна, наша земля – самая прекрасная на свете. Эта земля дорога нам. На ней мы сеем и хороним своих близких. Мы ложимся на нее, чтобы отдохнуть, и пасем на ней наш скот. Тропинки, которые вы видели в горах, в долинах, в полях и лесах, протоптаны нашими предками, нами и нашими детьми. Это земля – наш отец, наша мать и наш брат. Мы оказали вам гостеприимство и одарили дорогими подарками. Но наша земля – самое драгоценное, что у нас есть. Это – золотая земля. Потому-то мы не можем никому отдать ни единой песчинки».

    Да, для всех наций, народов, этносов своя земля, своя страна, своя Родина – это действительно золотая земля, земля предков. И любовь к своей земле красной нитью проходит через народную педагогику. Это то, что нельзя купить ни за какие деньги; это то, что «в любых испытаниях у нас никому не отнять».

     Идеи патриотизма, любви к Родине перешли в письменные памятники народов, их классическую и современную литературу. И здесь мы снова видим многогранность понимания этой темы: это и любовь к родной природе, ее прошлому, народным традициям, культуре, уважение к предкам, забота о будущем, защита Родины от врагов, дружба с другими народами мира, взаимопонимание. Но прежде всего это любовь к своему дому, своему городу и главное к Отечеству.

Младший школьный возраст--это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Я поставила перед собой задачу пробудить любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим у дошкольников, и формировать у детей черты характера, которые помогут стать им гражданами общества. Свою работу я строю по таким  направлениям: «Моя родословная». « Наш дом-наш город-наша страна».«Мир дому моему». «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». «Моя семья - моя Россия».

Сейчас я хочу остановиться на разделе «Наша страна»

  1. Проведение имитационной игры.
    Урок рождается непросто:
    Порой – с наивного вопроса,
    Порой – со странного ответа.
    Он долго зреет в тайне где-то…
    Когда сомнений нет уж боле –
    Он вырывается на волю,
    Нам отдает себя на милость:
    Смотрите! Что-то получилось
    Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.
    (Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу). Проводится упражнение «Приветствие» ( адаптационная игра) .

Что за чудо-чудеса:
раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,
вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!

Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелаем доброго дня.

(Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс).

  1. (на экране мини-фильм «Родина»)

Воспитатель: - Ребята, вы посмотрели небольшой фильм «Родина». Кто скажет, о чём этот фильм?

Дети:(о родном месте, о нашей Родине, )

Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: ( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна, )

Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети: (дети читают полюбившиеся стихи)

Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Давайте вместе с вами проведем экскурсию по ней

Слайд-фильм « Наша Родина»

Наша Родина красива не только своей природой. У нас есть прекрасные русские народные сказки. Каждая сказка запоминается ярчайшим героем. А с какими героями мы встретимся, сейчас  узнаем из игры « Что мы видели не кажем, кого видели- покажем»

(участникам втайне от других  раздаются герои сказок. «Колобок», « Баба-яга», « Хозяйка медной горы», « богатырь», «Курочка-ряба», и т.д.

Наша жизнь не обходится без средств массовой информации. Как наши дети любят мультфильмы! Не воспользоваться этим нельзя. Поэтому давайте направим эту любовь в историческо-познавательное русло. Посмотрим подобные мультфильмы. Практика эта применяется не часто, но эффективно.

Просмотр мультипликационных фильмов из серии «МУЛЬТИ-РОССИЯ. МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ».

  1. Одной из форм работы ещё на мадших ступенях  применяется всем известный настольный театр. При участии деда и бабы (отдать  слушателю) попробуйте вспомнить, что вам показалось самым интересным. (воспитатель надевает на руки кукол «бибабо», и кратко проговаривает яркие интересные моменты)
  2. Познакомиться с богатым наследием русского народа, фольклором можно через красоту русской песни.  Песня сопровождает нас  бездумно. Будь то современные или известные нам от бабушек. Вот и сейчас нам не нужны аккомпаниаторы, музыкальные инструменты. Мы можем вместе с детьми спеть одну из нравившихся нам песен « Во поле берёза стояла» (или предложить иную песню по желанию взрослых).  Исполняется куплет песни.

 6.  Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого на  предложенных вам контурах России, на обратной стороне дайте оценку  и комментарии  соответствующие вашему настроению на нашем занятии, и оставьте на столе .
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем…
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

7.  Ну, какая беседа без вкусного обеда. Прошу всех к столу, отведать чем Бог послал.

Используемые учебники и учебные пособия:

1.    Читаем, учимся, играем. (журнал-сборник сценариев для библиотек), №4 2003 В.Б.Шихова «Ты тоже родился в России…»

Используемая методическая литература: 

2.     Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина Занимательная педагогика народов России (советы, игры, обряды) М., «Школьная пресса», 2001

3.     Вера Пашнина. Жили-были, хоровод водили. (Фольклорные праздники для 5-9 классов), Ярославль, Академия развития, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...

Использование элементов прикладного плавания детей дошкольного возраста для формирования основ собственной безопасности

Перед современными дошкольными учреждениями стоят важные задачи по повышению эффективности процессов обучения и воспитания, развитию творческой и интеллектуальной личности, формированию, укреплен...

Мастер - класс для родителей "Ознакомление детей дошкольного возраста с ПДД в разных видах деятельности"

Цель данного мастер - класса - повышение активности взрослых по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге....

Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.

Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....

Мастер класс по ранней профориентации детей дошкольного возраста по ознакомлению с профессией стоматолог

Данный мастер класс познакомит воспитателей, как разработать и реализовать проект по теме "Кто такой стоматолог", через какие виды деятельности происходит реализация проекта, какой опыт дети...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»

Данный материал поможет педагогам расширить теоретические знания и практические умения в вопросах  сотрудничества с семьями воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного воз...