«Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с государственными праздниками России»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotk1.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ившина Наталья Александровна
Воспитатель
ГБОУ АО «Архангельский детский дом № 2»
Г. Архангельск
Методическая разработка «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с государственными праздниками России»
Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.
Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий.
Свою работу по ознакомлению детей с государственными праздниками реализовываю в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а так же использую методическую литературу таких авторов как: Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников; Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду; Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, и др.
Целью работы является - формирование системных знаний и представлений старших дошкольников о государственных праздниках России в процессе организации различных видов взросло – детской партнёрской деятельности. Формирование патриотического отношения к Родине.
Задачи:
- Содействовать расширению и углублению знаний детей о родной стране, о государственных праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы»; «День народного единства»
- формировать интерес детей к коллективной, познавательной, игровой, продуктивной, творческой, художественно - речевой деятельности в рамках данной работы.
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности в рамках данной работы;
- содействовать развитию чувства гордости за свою страну, любви к ней.
В основе работы лежит комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, тесно связанный с принципом интеграции организационных форм различных видов детской деятельности, с учетом возрастных особенностей детей и предметно – развивающей среды: оформление тематического уголка, дидактические игры; подборка предметных игрушек, наглядно – дидактического материала, художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок, музыкальных произведений, различных материалов для продуктивной деятельности детей, атрибутов для сюжетно – ролевых игр. В ходе занятий применяются различные методы и приемы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, пояснения, поощрение, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика. Для повышения познавательной активности детей с ОВЗ, наряду с традиционными картинками и иллюстрациями, включены мультимедийные презентации. Заключительным этапом по ознакомлению детей с государственными праздниками является развлечение, праздник и оформление выставки детского творчества.
Тематический план работы:
23 февраля – День защитника отечества Задачи:
| |||
Образовательная область | Образовательная деятельность | ||
Познание | - Просмотр презентаций «Кто такие защитники Отечества», «Военная техника». - Экскурсия в детскую библиотеку (книжно – иллюстрированная выставка посвященная Дню защитника Отечества - Организация тематического уголка «23 февраля – День защитника Отечества - Конструирование из счетных палочек «Танк» | ||
Социализация | - Дидактическая игра "Собери картинку" - Сюжетно-ролевая игра «Наши защитники» - Игры с военной техникой и солдатиками - Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы», «Аты- баты, шли солдаты..» | ||
Коммуникация | - Беседа по картинкам «Армия России. Надёжный щит Родины» (о видах и родах войск в Российской армии, профессии военных) использование методического пособия - Составление рассказа по набору игрушек военной тематики. | ||
Чтение художественной литературы | - Выставка книг в книжном уголке « Как солдат стал солдатом». - Пословицы и поговорки о любви и защите Родины, ее защитниках, смелости и храбрости солдат, солдатской дружбе и товариществе - Чтение; С. Маршак «Февраль», отрывки из произведений: Б.Никольский "Солдатская школа", -Л.Кассиль "Твои защитники", А.Митяев «Почему армия родная?» - Заучивание стихов к празднику | ||
Труд | - ручной труд «Самолет» | ||
Художественное творчество | - Лепка «Бравые солдаты» - Рисование «Солдат на посту» - Раскраски по видам вооруженных сил - Изготовление коллажа «Наша армия самая сильная» - выставка детского творчества | ||
Здоровье | - Беседа на тему «Польза зарядки и закаливания» - Утренняя гимнастика с флажками (под музыкальное сопровождение на данную тему) - Динамическая пауза «Как я буду служить в армии» - Дыхательное упражнение «Ветер» | ||
Физическая культура | - Подвижные игры: «Кто быстрее», «Самый меткий», «Полоса препятствий» - Строевые упражнения «Готовлюсь быть солдатом». | ||
Музыка | - Слушание музыки: русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки», А. Филиппенко «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна», В. Модель «Бескозырка белая». - Разучивание песен «Будем в армии служить», «Все мы моряки». - Музыкально- литературная композиция «Будем в армии служить» | ||
9 Мая –День Победы Задачи:
| |||
Познание | - Просмотр презентаций «Детям о Великой Отечественной войне», « Архангельск – город воинской славы», « Символы Дня Победы». - Просмотр мультфильма «Солдатская сказка». - Экскурсия в школьный музей «Боевой славы» (ознакомление с экспозицией «ВОВ»). - Организация тематического уголка «9 Мая – День победы» - Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам. - Возложение цветов к памятнику погибшим воинам - землякам. - конструирование из палочек «Цветок» | ||
Социализация | - Сюжетно-ролевые игры «Военный госпиталь», «Праздник в семье» - Дидактические игры "Четвертый лишний", «Где предмет?» - Игры с дидактическими игрушками по военной тематике(солдатики и пр.) - Пальчиковые игры: «Аты-баты, шли солдаты..», «Пароход», «Самолёт» | ||
Коммуникация | Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме: «Что ты знаешь о войне?», « Символы победы», «Что я видел?» (памятники воинам) | ||
Чтение художественной литературы | Чтение произведений: Митяева А. «Дедушкин орден», П.Лесников «Наш флажок», О. Высоцкая «Салют», Л.Кассиль "Твои защитники", С.Баруздин «Шёл солдат по улице», Л. Кассиль «Памятник солдату» Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий), «Салют победы» (Ю. Непринцева) и др. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе. Разучивание стихотворений к празднику | ||
Труд | Ручной труд «Медаль для героя» | ||
Художественное творчество | - Лепка (коллективная) «Сражение на поле боя» - Аппликация (коллективная) «Знамя Победы» - Рисование: «Букет цветов для ветерана» - Рисование «Портрет героя» - Выставка детского творчества «Никто не забыт, ничто не забыто». | ||
Здоровье | - Беседа на тему «Здоровое питание» - Утренняя гимнастика с флажками (под марш) - Динамическая пауза «Пограничники» - Дыхательное упражнение «Салют» | ||
Физическая культура | - Подвижные игры «Стенка-мишень», «Собери салют», «Перетягушки» - Военно – спортивная игра «Зарничка» | ||
Музыка | - Слушание музыки: «Военный марш» (Ф. Шуберт), «Прощание славянки» (В. Агапкин), «Марш» (муз. Д. Кабалевского). - Слушание песен военных лет - Пение «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко). - Праздничный утренник «9 Мая – День Победы» | ||
4 ноября – День народного единства Задачи:
| |||
Познание | - Просмотр презентаций «Родина – моя Россия», «Символы России», «Россия многонациональная» - экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с экспозицией «Народный костюм») - Организация тематического уголка «День народного единства» - Конструирование «Крепость», «Кремль» | ||
Социализация | - сюжетно – ролевые игры «Праздник разных народов», «Защитники» - Дидактические игры «Собери картинку», «Родина у нас какая?», «Найди лишнее», «Собери матрешку» - пальчиковые игры «Берегите Россию», «Дружат в нашей группе» | ||
Коммуникация | Ситуативные разговоры и беседы по картинкам «Что мы Родиной зовем?»», «О разных народах и национальностях», «Что ты знаешь о дружбе?» | ||
Чтение художественной литературы | - Чтение произведений: Н. Майданик «День Народного Единства» (отрывок), К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны… », З. Александрова «Родина», А. Прокофьев: «Родина», В. Степанов «Российская семья» - чтение народных и авторских сказок - заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о Родине - рассматривание иллюстраций: «Памятник Минину и Пожарскому»; «Куклы в народных костюмах» | ||
Труд | Ручной труд «Кукла-закрутка» (тряпичная) | ||
Художественное творчество | - Лепка «Хоровод дружбы». - Декоративное рисование «Красота народного костюма» - Рисование «Матрешка» - раскраски «Символы России» - выставка художественного творчества «Мы родной страной гордимся!» | ||
Здоровье | - Беседа на тему « О пользе закаливающих процедур» - Утренняя гимнастика «Дружно делаем зарядку…» - Динамическая пауза «Большой хоровод» - Дыхательное упражнение «Флажок» | ||
Физическая культура | - Подвижные игры народов России «Обыкновенные жмурки», «Подними платок», «Иголка, нитка и узелок» - Спортивно-тематический досуг «Главное-вместе! Главное-дружно!» | ||
Музыка | - Слушание: Государственный гимн РФ, Струве Г. «Моя Россия», «С нами друг», З. Роот «Как наша Россия прекрасна», А. Пахмутова «Про нашу любимую Родину» . - Слушание русских народных музыкальных произведений - Пение С.Разоренова «Мы дружные ребята» - танец «Барыня» |
Планомерная систематическая работа с использованием разнообразных средств обучения и воспитания дала положительные результаты и способствовала расширению и углублению знаний детей о родной стране, о государственных праздниках России. Дети вступают в коммуникативные отношения со взрослыми и сверстниками по поводу обмена информацией, задают вопросы на интересующую тему, владеют словарным запасом. Проявляют интерес к приобретаемым знаниям, читают стихи, поют песни, играют в различные игры. Проявляют чувство гордости за свою страну, уважение к ее национальным символам, к народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СИМВОЛАМИ России»
Актуальность темы«Духовно-нравственное развитиеи воспитание личности гражданина России»...
инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом"....
Ознакомление детей дошкольного возраста с государственными символами как часть воспитания начало патриотизма.
«Необходимо с детских лет прививать молодёжи уважение к славной истории Отечества, Государственному Гербу, Гимну, Государственному фла...
Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий"
Развитие представлений детей посредством компьютерных игр представления о людях ближайшего окружения...
Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у дете...
Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологии"
В буклете описаны разработанные авторские игры по изучению детьми костюма, жилища и национальных блюд народов ближнего зарубежья...
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...