«КАЛЕЙДОСКОП» программа деятельности детского общественного объединения «РОДНИК»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Николаева Ольга Васильевна

Программа ориентирована на повышение общественного статуса детского объединения, обновление содержания и структуры деятельности на основе отечественных традиций и современного опыта,  внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в деятельность детского объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_rodnik.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Шатковского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шатковская средняя образовательная школа №1.

Детское общественное объединение «Родник»

Принято:        

на СДО «Родник»

протокол от 03.09.2014 г. № 1

Согласовано:

директор

МОУ Шатковская СОШ №1

____________ М.А.Инжутов

«КАЛЕЙДОСКОП»

программа деятельности детского общественного объединения

«РОДНИК»

возраст детей: 8 - 14 лет

срок реализации: 3 года

Составитель:

Николаева Ольга Васильевна

старшая вожатая

р.п. Шатки

2014г.

Паспорт программы

1

 Полное название программы «Калейдоскоп»  

Программа деятельности детского

 объединения

2

ФИО руководителя                                                

Николаева Ольга Васильевна - старшая вожатая

3

Руководитель МОУ

Инжутов Михаил Алексеевич - директор школы

4

Территория для реализации программы

МОУ Шатковская средняя общеобразовательная школа №1

5

Название детского объединения

«РОДНИК»

6

Адрес объединения (школы)

607700 Нижегородская обл.

Р.п. Шатки ул. Учительская 1.

7

Телефон

(883190)41656

8

Форма проведения

Коллективно-творческая и обучающая деятельность

9

Цель программы

Создание условий для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.

10

Задачи программы

- выявление и развитие лидерско-организаторских  качеств учащихся

- воспитание социально-активной личности

- повышение уровня удовлетворенности детей работой детского объединения

11

Специализация

Программа деятельности детского объединения

12

Сроки реализации

2014-2017гг.

13

Официальный язык программы

Русский

14

Общее количество участников программы

320

15

География участников, возраст

Учащиеся, родители, педколлектив

16

Условия участия

Добровольность

17

Краткое содержание программы

Основные направления:

- спортивно-оздоровительное

- гражданско-патриотическое

-социальное

- «Общение и досуг»

- Образовательное (школа актива «Лидер»)


Пояснительная записка

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях.   Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса детского объединения, обновление содержания и структуры деятельности на основе отечественных традиций и современного опыта,  внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в деятельность детского объединения.

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.

Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния  деятельности детского объединения в МОУ Шатковской СОШ № 1, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.

Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время.

Исследования показали, что растет количество детей(47%) с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных(63%) хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью. ( см.приложение )

Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний, но вместе с тем невысок уровень включенности учащихся в самоуправление. Это подтвердили и данные диагностики «Определение уровня развития коллектива» по методике А.Н. Лутошкина (см. приложение) и исследования  уровня самоуправления по 6 направлениям с использованием  методики М.И.Рожкова. ( см. приложение). Так же были определены четыре основные группы общественной активности учащихся (упражнение Джеффа ). Во- первых, это дети, являющиеся лидерами- активистами, выступающие в роли организаторов мероприятий и социально значимой деятельности, к которым всегда могут присоединиться ребята, обладающие такими же качествами. Эта группа составила 15% от общего числа входящих в детское объединение. Во-вторых, активные участники – инициативные, подвижные, помощники организаторов мероприятий -40% учащихся. В-третьих, основные участники мероприятий (зрители, группы поддержки и реже активные участники) -40% учащихся. И, наконец, в- четвертых, те ребята, которые не  интересуются жизнью детского объединения в силу своих особенностей-5% учащихся.

 

Полученные результаты диагностик и наблюдения позволили выявить  затруднения  в организации воспитательного процесса.

Таким образом, мы выделили следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:

  • неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
  • формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
  • недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
  • необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
  • дефицит социально-значимых дел, однообразие  школьных дел.

Для решения этой проблемы разработана данная программа.

Программа «КАЛЕЙДОСКОП» ориентирована на детей в возрасте 10–14 лет и проходит под девизом «За Родину, добро и справедливость!». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.

Ориентиром в создании данной программы послужили направления программы СПО – ФДО «Игра – дело серьёзное»:

  • «Игра как условие создания детских разновозрастных объединений».
  • «Игра в школе».
  • «Игры, конкурсы, состязания».
  • «Настольная, семейная игра».

В основу данной программы положена концепция Олега Семеновича Газмана. Понятие «воспитание» в этой концепции определяется как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.                                                 Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желания индивида) и объективные возможности семьи, школы,  общественности, государственной власти на местах.

Будучи приверженцем гуманистических идей. О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Содержание воспитательного процесса строится на четырех важнейших сферах: «Человек», «Общество», «Природа», «Ноосфера».  Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным  предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы  по оказанию помощи детям  в их развитии и саморазвитии  мы разработали программу деятельности ДО по пяти направлениям.    

Цель программы: создать условия для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.

Задачи: 

  • содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
  • способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
  • выявить и развить лидерско - организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;
  • обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;
  • повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.

Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;
  • добровольное привлечение к процессу деятельности;
  • чередование коллективной и индивидуальной работы;
  • свободный выбор вида деятельности;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих  и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К  10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к  тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.

Реализация программы проходит через игру «КАЛЕЙДОСКОП», разработанную на основе программы СПО-ФДО «Игра – дело серьёзное».

Игра для детей – это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Она стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений.

Основные формы работы в рамках программы «КАЛЕЙДОСКОП» – акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Программа «КАЛЕЙДОСКОП» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по пяти направлениям:

  • спортивно-оздоровительному
  • гражданско-патриотическому
  • социальному
  • «Общение и досуг»
  • образовательному (школа актива «ЛИДЕР»)

В реализации программы принимают участие дети и подростки от 10 до 14 лет. Срок реализации программы – 3 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:

  • подготовительный
  • основной
  • итоговый 

Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.

Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных  ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.

Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива «ЛИДЕР», что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.

В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в классных коллективах, но и в Совете старшеклассников, с которым активно взаимодействует детское объединение.

Формы подведения итогов:

1. Проведение мониторинга

Аспекты изучения

Используемая методика

Сформированность познавательной и творческой активности.

Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся».

Уровень развития самоуправления в детском коллективе.

Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе».

Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива.

А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».

Сформированность нравственного потенциала личности ребенка.

Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте».

Выявление мотивов детей в деятельности.

Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».

2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты  концерты, КТД, акции, праздники.

3. Итоговые зачёты в Школе актива «ЛИДЕР», итоговый Сбор в конце года.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
  • Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
  • Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
  • Овладение методикой КТД.

Для оценки результативности процесса  обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «РОДНИК».

Условия реализации программы:

  1. Наличие материально-технической базы: пионерская комната отсутствует, актовый зал (в здании начальной школы на 50 человек), спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
  2. Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
  3. Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинский работник, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «РОДНИК».  

Содержание программы

Содержание программы «КАЛЕЙДОСКОП» предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям:

  • образовательному
  • спортивно-оздоровительному
  • гражданско-патриотическому
  • социальному
  • «Общение и досуг»

1. Образовательное направление – школа актива «ЛИДЕР»  

Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.

Задачи направления: 

  • формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
  • учить общаться,  самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
  • способствовать развитию коллектива.

2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье – это здорово!»

Среди членов детского объединения есть ребята с различными заболеваниями: ослабленное зрение, сколиоз, в том числе с хроническими, поэтому спортивно-оздоровительное  направление  программы – одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим дня, питания.

Задачи направления: 

  • укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
  •  способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
  • развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.

 

3. Гражданско-патриотическое направление «Мы – патриоты Родины!»

В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и  желание принимать активное участие в жизни посёлка, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах.

Задачи направления: 

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
  • создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
  • развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.

4. Социальное направление «Добро есть жизнь!» 

В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьники, воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.

Задачи направления: 

  • развивать детскую  инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
  • продолжить сотрудничество с подшефным детским садом «КОЛОКОЛЬЧИК», младшими школьниками, соцзащитой;
  • оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
  • способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек – человек»: образование, воспитание, медицина.

5. Направление «Общение и досуг» – «Каждое дело творчески – а иначе зачем?»

Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях  является одной из основных  черт ребёнка 10–14 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы.
Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.

    Задачи направления: 

  • способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
  • привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
  • помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
  • способствовать становлению и развитию коллектива.

Особенность программы «КАЛЕЙДОСКОП» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста - «Высоты».

Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». «Высоты» – это путь от умения к умению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике. 
Главная ценность в «высотах» – мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.
Детское общественное объединение «РОДНИК» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует со всеми учащимися, Советом старшеклассников, педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, работу с подшефными и соревнования, соцопросы и КТД.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ШКОЛА АКТИВА «ЛИДЕР»

Учебно -тематический план первого года обучения.

№ п/п

Наименование темы

Количество занятий

Количество часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие «Будем знакомы»

Из истории пионерской организации

Символы, ритуалы, атрибуты ДО

Правовые основы деятельности ДОО

Шаги организатора

Организация и подготовка массовых мероприятий

2

3

4

3

3

3

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

2

Итого:

18

10

8

2.2. Учебно – тематический план второго года обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество занятий

Количество часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Программа СПО-ФДО и ФДО  «Юная Россия»

Методика организации и проведения КТД

Методика организации и проведения игр

Познание себя и окружающих          

Как вести за собой?

Итоговое занятие: игровой зачет

2

4

         3

4

4

1

2

2

2

2

2

-

-

2

1

2

2

1

Итого:

18

10

8

2.3.учебно-тематический план третьего года обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество занятий

Количество часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Социальное проектирование

Организация и проведение КТД

Как вести за собой?

Наш коллектив

Навыки конструктивного общения

Итоговое занятие: игровой зачет

4

3

4

         2

         4

1

2

-

2

1

2

-

2

3

2

1

2

1

Итого:

18

7

11

«Совет лидеров»

3.1.Содержание  изучаемого курса первого года обучения

Тема: Вводное занятие «Будем знакомы»

Теория

Практика

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами  деятельности по программе. Знакомство с ДО «Родник».

Работа по направлениям: игры на знакомство и  взаимодействие, анкетирование. Разучивание песен.

Тема: Методика организации и проведения КТД

Теория

Практика

Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения КТД(по И.П.Иванову)

Викторина по изученному.

Тема:  Методика организации и проведения игр 

Теория

Практика

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Разучивание и проведение игр, составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных программ в ГПД.

Тема: Правовые основы деятельности детского объединения

Теория

Практика

Конвенция ООН о правах ребенка. Положение общественного объединения «Родник»

Работа в группах, анализ предложенных ситуаций.

Тема: Шаги организатора

Теория

Практика

Тема: Организация и подготовка массовых мероприятий

Теория

Практика

Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенностей организации массовых мероприятий.

Работа по направлениям, организация  и подготовка массовых мероприятий.

3.2.Содержание изучаемого курса второго года обучения

Тема: Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия»

Теория

Практика

Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский орден милосердия», «Игра –дело серьезное» и др.

Работа в группах, викторина по изученному.

Тема: Методика организации и проведения КТД

Теория

СПО-ФДО Практика

Что такое КТД? Понятие , структура, виды.

Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД.

Тема: Познание себя и окружающих

Теория

Практика

Я и Я, Я и другие – «Забота, милосердие и доброта». Взгляд в будущее: «Я здоровье берегу -сам себе я помогу».

Тестирование, тренинги на взаимодействие, по толерантности. Творческие практические задания.

Тема: Как вести за собой

Теория

Практика

Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы.

Работа в группах, тренинг, тестирование. Работа по направлениям.

Итоговое занятие : игровой зачет

Содержание изучаемого курса третьего года обучения

Тема: Социальное проектирование

Теория

Практика

Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом.

Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.

Тема: Коллективная творческая деятельность

Теория

Практика

Работа по направлениям: разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору.

Тема:  Как вести за собой?

Теория

Практика

Правила организаторской работы. Собрание: сущность, участники, этапы проведения.

Деловая игра «Лидер». Работа по направлениям: подготовка и проведение собраний.

Тема: Наш коллектив

Теория

Практика

Коллектив: понятие, стадии развития (по А.Н. Лутошкину)

Упражнения и игры на сплочение коллектива.

Тема: Навыки конструктивного общения

Теория

Практика

Правила межличностного общения. Особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений.

Тренинги на знакомство, представление собеседников, деловые игры (знакомство с правилами активного слушания).

Итоговое занятие: игровой зачет

        ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ        

«МЫ – ПАТРИОТЫ РОДИНЫ!»

     

№ п/п

Мероприятие

Сроки

 Ответственные

 

1.

Урок знаний, посвященный 20-летию Российской конституции

сентябрь

 СВ , классные руководители

2.

Участие в конкурсе «История выборов в Нижегородской губернии»

октябрь

СВ, руководитель направления

3.

Участие в конкурсе «Шаг в мир выборов»

октябрь

СВ, руководитель направления

4.

Встречи с инспектором ГИБДД, инспектором ПДН «Я и мои права»

ноябрь

Руководитель направления

5.

Тимуровская работа (оказание помощи ветеранам )

декабрь

СВ

6.

Единый классный час «Урок Конституции»

декабрь

СВ, руководитель направления

7.

Участие в военно-патриотических играх: «Зарничка», Смотр строя и песни.

Январь-февраль

СВ, классные руководители

8.

Акция «Подарок ветерану»

март

СВ, руководитель направления

9.

Конкурс патриотической песни и поэзии «Этот день Победы»    

Экскурсии в школьный музей, районный, мемориал «Детям войны»

апрель

СВ, руководитель направления

10.

Поздравление ветеранов ВОв с праздником.

Участие в праздничном шествии 9 мая

май

СВ, руководитель направления  

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЗДОРОВО!»

1.

«Осенний кросс»

сентябрь

СВ, руководитель направления

2.

Шефское мероприятие по ПДД «Мой друг светофор»

Октябрь

СВ, актив ДО «Родник»

3.

Спортивные соревнования «Быстрее! Выше! Сильнее!»

ноябрь

Учителя физкультуры

4.

Всемирный день борьбы со СПИДом, школьная акция «Будь здоров!»

декабрь

Руководитель направления

5.

Выпуск бюллетеней «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

январь

Руководитель направления

6.

Конкурс агитбригад по пропаганде ЗОЖ

февраль

Руководитель направления

7.

Общешкольные соревнования по баскетболу.

март

Руководитель направления

8.

Спортивная игра, посвящённая всемирному дню здоровья.

апрель

Руководитель направления

9.

Пробег на приз газеты «Новый путь»

май

Руководитель направления

10.

Спортивный марафон – эстафета «Вокруг света – памяти Пьера де Кубертена»

сентябрь-январь

Социальное направление «Добро - есть жизнь!»

1.

Организация шефской работы для ГПД

сентябрь

СВ, актив ДО

2.

Мероприятия ко дню Матери «Семейная гостиная»

ноябрь

Руководитель направления

3.

Организация новогоднего представления для учащихся начальной школы

декабрь

СВ, актив ДО

4.

Встречи с социальным педагогом

в течение года

Руководитель направления

5.

Классные огоньки поздравления с праздником 23 февраля

февраль

актив класса

6.

Классные огоньки – поздравления с 8 марта

март

актив класса

7.

Акция «Чистый двор»

апрель

актив класса, ДО

8.

Акция «Подарок ветерану»

май

руководители кружков

Направление «Общение и досуг» - «Каждое дело творчески, а иначе зачем?»

1.

Выборы органов самоуправления

сентябрь

актив класса

2.

Смотр-конкурс классных уголков

октябрь

актив класса

3.

Вечер отдыха «Осенняя катавасия»

ноябрь

актив ДО

4.

«Новогодний хоровод» праздничные программы

декабрь

актив ДО, СВ

5.

«Святочные забавы»

январь

актив класса, ДО

6.

День сюрпризов от Амура

февраль

актив класса, ДО

7.

Праздничный концерт «Для Вас»

март

актив ДО, СВ

8.

Викторина «Этот непростой этикет»

апрель

актив класса

9.

Районный праздник детских объединений «Здравствуй, друг!»

май

актив ДО, СВ


Список литературы

Список литературы, используемый педагогом

1.Конвенция ООН «О правах ребёнка».

2.Федеральный закон от 13.01.1996  №12-ФЗ «ОБ образовании».- Вестник образования.№7\1996.

3.Федеральный закон от 20.07.2000 №102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.16 Закона РФ «Об образовании». – Вестник образования № 18\2000.

4.Закон РФ «Об общественных объединениях»(от 19.05.1995).

5.Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».- Проблемы школьного воспитания.

6.Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных объединений в образовательных учреждениях» -Вестник образования, № 9\2000.

7.Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 №2419 о реализации решения коллегии от 29.05.2001 №11\1 «ОБ опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений».

8.Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000г.г. (приказ Министерства образования РФ от 18.10.1999 №574) –Внешкольник, №1 2000.

9.Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Москва,2002Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.

10.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: «Сфера», 2000.-128.

     11.М.И.Рожков   Программа «Лидер».  Москва-1992.

12.М.И.Рожков. А.В.Волохов   Детские организации: возможности выбора.

13.А.Н.Лутошкин. Как вести за собой.- М.: Просвещение, 1986 с. 208

   14.Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организаций отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт.-сост. А.А. Маслов – Волгоград: Учитель, 2007.

15. Тебе, вожатый! Выпуск 4: Путеводная звезда вожатого/ авт.-сост. И.И. Фришман. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2005 .

16. Хочу быть лидером! Выпуск 4: /авт.-сост. Л.Г. Нещерет. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2006.

17. Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ. Кипарис-11. Учебно – методическое пособие /под ред. И.Н. Хуснутдиновой. – М.: Педагогическое общество России,2005.

18. Проблемы школьного воспитания№2/2002. Приложение к журналу «Педагогическое обозрение»

19. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия/авт.-сост. Е.В. Ведрова.- Волгоград: Учитель, 2007.

20. Теория. Опыт. Методика.- Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2006.

21. Команда нашего двора (социоигровые технологии деятельности активиста общественного движения неравнодушных родителей «Солнечный круг» во дворе)/ сост. А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.Ф. Фришман, С.Н Щеглова.- Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии»,2006.

22. Игротека. Лидер XXI века. / сост. Л.А. Побережная. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2006.

23. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович.- Волгоград: Учитель, 2006г.

24. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Авт.-сост. Н.Л. Кряжева – Ярославль: «Академия развития», 1997.


Список литературы, рекомендуемый для детей

1.Алексеев Ю.А., Зуев Н.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина.- Россия, 2002.

2.Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие, 1997 г.

3.Гайдар А.П. Тимур и его команда.

4.Голубые очи планеты. А.Муранов.

5.Детская энциклопедия «Я познаю мир», 2000 г.

6.Калейдоскоп юбилейных дат.

7.Современная энциклопедия для девочек. Автор – составитель Волчек Н.М,1997г.

8.Пионеры – герои (рассказы).

9.С.В.Бакка, И.В.Борисов. Красная книга Нижегородской области.

10. «Шатки. Поэты родного края» Сборник стихов.

11.Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями, 2001 г.

12.Энциклопедия хороших манер. Составитель В.Пивовар, 1999г.

13.Праздник в школе: игры, турниры, сценарии: для уч-ся 6-11 кл.-    М.:РОЛЬФ, 2007

14.Как стать хорошим./ авт.-сост. В.В. Волина.- С-Пб: изд-во Дидактика плюс,2001.

15.Детский праздник в школе, лагере, дома. Подсказки организаторам досуговой деятельности./ сост. Л.Г. Нещерет. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое пособие "Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны"

Практическое пособие "Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Умелые ручки»

Программа содержит:1.    Пояснительная записка2.    Учебно-тематическое планирование3.    Содержание программы            ...

ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Формирование у воспитанников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....

Программа детского творческого объединения «Волшебные пальчики» (художественно-эстетическое направление) для средних групп

Цель  работы детского творческого объединения: формирование творческой активности, художественного вкуса, чувства цвета, через создание условий для совершенствования зрительного и мускульног...

Программа обучающего семинара «Методическое сопровождение детского театрального объединения (театрального коллектива, студии, группы)»

Программа обучающего семинара«Методическое сопровождение детского театрального объединения (театрального коллектива, студии, группы)» Цель семинара: формирование единого понимания сис...

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В тезисах рассматриваются компетенции общественных объединений в образовательных организациях....

Программа реализации деятельности детского объединения "Юные краеведы"

Программа содержит план работы с детьми на 2 года, план работы с родителями и социальными партнерами....