«КАЛЕЙДОСКОП» программа деятельности детского общественного объединения «РОДНИК»
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа ориентирована на повышение общественного статуса детского объединения, обновление содержания и структуры деятельности на основе отечественных традиций и современного опыта, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в деятельность детского объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_rodnik.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Шатковского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шатковская средняя образовательная школа №1.
Детское общественное объединение «Родник»
Принято: на СДО «Родник» протокол от 03.09.2014 г. № 1 | Согласовано: директор МОУ Шатковская СОШ №1 ____________ М.А.Инжутов |
«КАЛЕЙДОСКОП»
программа деятельности детского общественного объединения
«РОДНИК»
возраст детей: 8 - 14 лет
срок реализации: 3 года
Составитель:
Николаева Ольга Васильевна
старшая вожатая
р.п. Шатки
2014г.
Паспорт программы
1 | Полное название программы «Калейдоскоп» | Программа деятельности детского объединения |
2 | ФИО руководителя | Николаева Ольга Васильевна - старшая вожатая |
3 | Руководитель МОУ | Инжутов Михаил Алексеевич - директор школы |
4 | Территория для реализации программы | МОУ Шатковская средняя общеобразовательная школа №1 |
5 | Название детского объединения | «РОДНИК» |
6 | Адрес объединения (школы) | 607700 Нижегородская обл. Р.п. Шатки ул. Учительская 1. |
7 | Телефон | (883190)41656 |
8 | Форма проведения | Коллективно-творческая и обучающая деятельность |
9 | Цель программы | Создание условий для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала. |
10 | Задачи программы | - выявление и развитие лидерско-организаторских качеств учащихся - воспитание социально-активной личности - повышение уровня удовлетворенности детей работой детского объединения |
11 | Специализация | Программа деятельности детского объединения |
12 | Сроки реализации | 2014-2017гг. |
13 | Официальный язык программы | Русский |
14 | Общее количество участников программы | 320 |
15 | География участников, возраст | Учащиеся, родители, педколлектив |
16 | Условия участия | Добровольность |
17 | Краткое содержание программы | Основные направления: - спортивно-оздоровительное - гражданско-патриотическое -социальное - «Общение и досуг» - Образовательное (школа актива «Лидер») |
Пояснительная записка
Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса детского объединения, обновление содержания и структуры деятельности на основе отечественных традиций и современного опыта, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в деятельность детского объединения.
Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.
Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния деятельности детского объединения в МОУ Шатковской СОШ № 1, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.
Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время.
Исследования показали, что растет количество детей(47%) с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных(63%) хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью. ( см.приложение )
Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний, но вместе с тем невысок уровень включенности учащихся в самоуправление. Это подтвердили и данные диагностики «Определение уровня развития коллектива» по методике А.Н. Лутошкина (см. приложение) и исследования уровня самоуправления по 6 направлениям с использованием методики М.И.Рожкова. ( см. приложение). Так же были определены четыре основные группы общественной активности учащихся (упражнение Джеффа ). Во- первых, это дети, являющиеся лидерами- активистами, выступающие в роли организаторов мероприятий и социально значимой деятельности, к которым всегда могут присоединиться ребята, обладающие такими же качествами. Эта группа составила 15% от общего числа входящих в детское объединение. Во-вторых, активные участники – инициативные, подвижные, помощники организаторов мероприятий -40% учащихся. В-третьих, основные участники мероприятий (зрители, группы поддержки и реже активные участники) -40% учащихся. И, наконец, в- четвертых, те ребята, которые не интересуются жизнью детского объединения в силу своих особенностей-5% учащихся.
Полученные результаты диагностик и наблюдения позволили выявить затруднения в организации воспитательного процесса.
Таким образом, мы выделили следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:
- неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
- формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
- недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
- необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
- дефицит социально-значимых дел, однообразие школьных дел.
Для решения этой проблемы разработана данная программа.
Программа «КАЛЕЙДОСКОП» ориентирована на детей в возрасте 10–14 лет и проходит под девизом «За Родину, добро и справедливость!». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.
Ориентиром в создании данной программы послужили направления программы СПО – ФДО «Игра – дело серьёзное»:
- «Игра как условие создания детских разновозрастных объединений».
- «Игра в школе».
- «Игры, конкурсы, состязания».
- «Настольная, семейная игра».
В основу данной программы положена концепция Олега Семеновича Газмана. Понятие «воспитание» в этой концепции определяется как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желания индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Будучи приверженцем гуманистических идей. О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Содержание воспитательного процесса строится на четырех важнейших сферах: «Человек», «Общество», «Природа», «Ноосфера». Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии мы разработали программу деятельности ДО по пяти направлениям.
Цель программы: создать условия для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.
Задачи:
- содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
- способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
- выявить и развить лидерско - организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;
- обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;
- повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».
Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.
Реализация программы проходит через игру «КАЛЕЙДОСКОП», разработанную на основе программы СПО-ФДО «Игра – дело серьёзное».
Игра для детей – это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Она стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений.
Основные формы работы в рамках программы «КАЛЕЙДОСКОП» – акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).
Программа «КАЛЕЙДОСКОП» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительному
- гражданско-патриотическому
- социальному
- «Общение и досуг»
- образовательному (школа актива «ЛИДЕР»)
В реализации программы принимают участие дети и подростки от 10 до 14 лет. Срок реализации программы – 3 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:
- подготовительный
- основной
- итоговый
Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива «ЛИДЕР», что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в классных коллективах, но и в Совете старшеклассников, с которым активно взаимодействует детское объединение.
Формы подведения итогов:
1. Проведение мониторинга
Аспекты изучения | Используемая методика |
Сформированность познавательной и творческой активности. | Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся». |
Уровень развития самоуправления в детском коллективе. | Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе». |
Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива. | А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив». |
Сформированность нравственного потенциала личности ребенка. | Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте». |
Выявление мотивов детей в деятельности. | Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». |
2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты концерты, КТД, акции, праздники.
3. Итоговые зачёты в Школе актива «ЛИДЕР», итоговый Сбор в конце года.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
- Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
- Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
- Овладение методикой КТД.
Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «РОДНИК».
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технической базы: пионерская комната отсутствует, актовый зал (в здании начальной школы на 50 человек), спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
- Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
- Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинский работник, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «РОДНИК».
Содержание программы
Содержание программы «КАЛЕЙДОСКОП» предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям:
- образовательному
- спортивно-оздоровительному
- гражданско-патриотическому
- социальному
- «Общение и досуг»
1. Образовательное направление – школа актива «ЛИДЕР»
Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.
Задачи направления:
- формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
- учить общаться, самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
- способствовать развитию коллектива.
2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье – это здорово!»
Среди членов детского объединения есть ребята с различными заболеваниями: ослабленное зрение, сколиоз, в том числе с хроническими, поэтому спортивно-оздоровительное направление программы – одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим дня, питания.
Задачи направления:
- укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
- развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.
3. Гражданско-патриотическое направление «Мы – патриоты Родины!»
В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и желание принимать активное участие в жизни посёлка, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах.
Задачи направления:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
- создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
- развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.
4. Социальное направление «Добро есть жизнь!»
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьники, воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Задачи направления:
- развивать детскую инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
- продолжить сотрудничество с подшефным детским садом «КОЛОКОЛЬЧИК», младшими школьниками, соцзащитой;
- оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
- способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек – человек»: образование, воспитание, медицина.
5. Направление «Общение и досуг» – «Каждое дело творчески – а иначе зачем?»
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях является одной из основных черт ребёнка 10–14 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы.
Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.
Задачи направления:
- способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
- привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
- помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
- способствовать становлению и развитию коллектива.
Особенность программы «КАЛЕЙДОСКОП» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста - «Высоты».
Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». «Высоты» – это путь от умения к умению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике.
Главная ценность в «высотах» – мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.
Детское общественное объединение «РОДНИК» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует со всеми учащимися, Советом старшеклассников, педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, работу с подшефными и соревнования, соцопросы и КТД.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ШКОЛА АКТИВА «ЛИДЕР»
Учебно -тематический план первого года обучения.
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие «Будем знакомы» Из истории пионерской организации Символы, ритуалы, атрибуты ДО Правовые основы деятельности ДОО Шаги организатора Организация и подготовка массовых мероприятий | 2 3 4 3 3 3 | 1 2 2 2 2 1 | 1 1 2 1 1 2 |
Итого: | 18 | 10 | 8 |
2.2. Учебно – тематический план второго года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Программа СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» Методика организации и проведения КТД Методика организации и проведения игр Познание себя и окружающих Как вести за собой? Итоговое занятие: игровой зачет | 2 4 3 4 4 1 | 2 2 2 2 2 - | - 2 1 2 2 1 |
Итого: | 18 | 10 | 8 |
2.3.учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Социальное проектирование Организация и проведение КТД Как вести за собой? Наш коллектив Навыки конструктивного общения Итоговое занятие: игровой зачет | 4 3 4 2 4 1 | 2 - 2 1 2 - | 2 3 2 1 2 1 |
Итого: | 18 | 7 | 11 |
«Совет лидеров»
3.1.Содержание изучаемого курса первого года обучения
Тема: Вводное занятие «Будем знакомы» | |
Теория | Практика |
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с ДО «Родник». | Работа по направлениям: игры на знакомство и взаимодействие, анкетирование. Разучивание песен. |
Тема: Методика организации и проведения КТД | |
Теория | Практика |
Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения КТД(по И.П.Иванову) | Викторина по изученному. |
Тема: Методика организации и проведения игр | |
Теория | Практика |
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. | Разучивание и проведение игр, составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных программ в ГПД. |
Тема: Правовые основы деятельности детского объединения | |
Теория | Практика |
Конвенция ООН о правах ребенка. Положение общественного объединения «Родник» | Работа в группах, анализ предложенных ситуаций. |
Тема: Шаги организатора | |
Теория | Практика |
Тема: Организация и подготовка массовых мероприятий | |
Теория | Практика |
Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенностей организации массовых мероприятий. | Работа по направлениям, организация и подготовка массовых мероприятий. |
3.2.Содержание изучаемого курса второго года обучения
Тема: Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» | |
Теория | Практика |
Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский орден милосердия», «Игра –дело серьезное» и др. | Работа в группах, викторина по изученному. |
Тема: Методика организации и проведения КТД | |
Теория | СПО-ФДО Практика |
Что такое КТД? Понятие , структура, виды. | Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД. |
Тема: Познание себя и окружающих | |
Теория | Практика |
Я и Я, Я и другие – «Забота, милосердие и доброта». Взгляд в будущее: «Я здоровье берегу -сам себе я помогу». | Тестирование, тренинги на взаимодействие, по толерантности. Творческие практические задания. |
Тема: Как вести за собой | |
Теория | Практика |
Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы. | Работа в группах, тренинг, тестирование. Работа по направлениям. |
Итоговое занятие : игровой зачет |
Содержание изучаемого курса третьего года обучения
Тема: Социальное проектирование | ||||
Теория | Практика | |||
Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. | Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам. | |||
Тема: Коллективная творческая деятельность | ||||
Теория | Практика | |||
Работа по направлениям: разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору. | ||||
Тема: Как вести за собой? | ||||
Теория | Практика | |||
Правила организаторской работы. Собрание: сущность, участники, этапы проведения. | Деловая игра «Лидер». Работа по направлениям: подготовка и проведение собраний. | |||
Тема: Наш коллектив | ||||
Теория | Практика | |||
Коллектив: понятие, стадии развития (по А.Н. Лутошкину) | Упражнения и игры на сплочение коллектива. | |||
Тема: Навыки конструктивного общения | ||||
Теория | Практика | |||
Правила межличностного общения. Особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений. | Тренинги на знакомство, представление собеседников, деловые игры (знакомство с правилами активного слушания). | |||
Итоговое занятие: игровой зачет | ||||
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «МЫ – ПАТРИОТЫ РОДИНЫ!» | ||||
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные
| |
1. | Урок знаний, посвященный 20-летию Российской конституции | сентябрь | СВ , классные руководители | |
2. | Участие в конкурсе «История выборов в Нижегородской губернии» | октябрь | СВ, руководитель направления | |
3. | Участие в конкурсе «Шаг в мир выборов» | октябрь | СВ, руководитель направления | |
4. | Встречи с инспектором ГИБДД, инспектором ПДН «Я и мои права» | ноябрь | Руководитель направления | |
5. | Тимуровская работа (оказание помощи ветеранам ) | декабрь | СВ | |
6. | Единый классный час «Урок Конституции» | декабрь | СВ, руководитель направления | |
7. | Участие в военно-патриотических играх: «Зарничка», Смотр строя и песни. | Январь-февраль | СВ, классные руководители | |
8. | Акция «Подарок ветерану» | март | СВ, руководитель направления | |
9. | Конкурс патриотической песни и поэзии «Этот день Победы» Экскурсии в школьный музей, районный, мемориал «Детям войны» | апрель | СВ, руководитель направления | |
10. | Поздравление ветеранов ВОв с праздником. Участие в праздничном шествии 9 мая | май | СВ, руководитель направления |
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЗДОРОВО!»
1. | «Осенний кросс» | сентябрь | СВ, руководитель направления |
2. | Шефское мероприятие по ПДД «Мой друг светофор» | Октябрь | СВ, актив ДО «Родник» |
3. | Спортивные соревнования «Быстрее! Выше! Сильнее!» | ноябрь | Учителя физкультуры |
4. | Всемирный день борьбы со СПИДом, школьная акция «Будь здоров!» | декабрь | Руководитель направления |
5. | Выпуск бюллетеней «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» | январь | Руководитель направления |
6. | Конкурс агитбригад по пропаганде ЗОЖ | февраль | Руководитель направления |
7. | Общешкольные соревнования по баскетболу. | март | Руководитель направления |
8. | Спортивная игра, посвящённая всемирному дню здоровья. | апрель | Руководитель направления |
9. | Пробег на приз газеты «Новый путь» | май | Руководитель направления |
10. | Спортивный марафон – эстафета «Вокруг света – памяти Пьера де Кубертена» | сентябрь-январь |
Социальное направление «Добро - есть жизнь!»
1. | Организация шефской работы для ГПД | сентябрь | СВ, актив ДО |
2. | Мероприятия ко дню Матери «Семейная гостиная» | ноябрь | Руководитель направления |
3. | Организация новогоднего представления для учащихся начальной школы | декабрь | СВ, актив ДО |
4. | Встречи с социальным педагогом | в течение года | Руководитель направления |
5. | Классные огоньки поздравления с праздником 23 февраля | февраль | актив класса |
6. | Классные огоньки – поздравления с 8 марта | март | актив класса |
7. | Акция «Чистый двор» | апрель | актив класса, ДО |
8. | Акция «Подарок ветерану» | май | руководители кружков |
Направление «Общение и досуг» - «Каждое дело творчески, а иначе зачем?»
1. | Выборы органов самоуправления | сентябрь | актив класса |
2. | Смотр-конкурс классных уголков | октябрь | актив класса |
3. | Вечер отдыха «Осенняя катавасия» | ноябрь | актив ДО |
4. | «Новогодний хоровод» праздничные программы | декабрь | актив ДО, СВ |
5. | «Святочные забавы» | январь | актив класса, ДО |
6. | День сюрпризов от Амура | февраль | актив класса, ДО |
7. | Праздничный концерт «Для Вас» | март | актив ДО, СВ |
8. | Викторина «Этот непростой этикет» | апрель | актив класса |
9. | Районный праздник детских объединений «Здравствуй, друг!» | май | актив ДО, СВ |
Список литературы
Список литературы, используемый педагогом
1.Конвенция ООН «О правах ребёнка».
2.Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «ОБ образовании».- Вестник образования.№7\1996.
3.Федеральный закон от 20.07.2000 №102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.16 Закона РФ «Об образовании». – Вестник образования № 18\2000.
4.Закон РФ «Об общественных объединениях»(от 19.05.1995).
5.Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».- Проблемы школьного воспитания.
6.Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных объединений в образовательных учреждениях» -Вестник образования, № 9\2000.
7.Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 №2419 о реализации решения коллегии от 29.05.2001 №11\1 «ОБ опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений».
8.Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000г.г. (приказ Министерства образования РФ от 18.10.1999 №574) –Внешкольник, №1 2000.
9.Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Москва,2002Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.
10.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: «Сфера», 2000.-128.
11.М.И.Рожков Программа «Лидер». Москва-1992.
12.М.И.Рожков. А.В.Волохов Детские организации: возможности выбора.
13.А.Н.Лутошкин. Как вести за собой.- М.: Просвещение, 1986 с. 208
14.Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организаций отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт.-сост. А.А. Маслов – Волгоград: Учитель, 2007.
15. Тебе, вожатый! Выпуск 4: Путеводная звезда вожатого/ авт.-сост. И.И. Фришман. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2005 .
16. Хочу быть лидером! Выпуск 4: /авт.-сост. Л.Г. Нещерет. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2006.
17. Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ. Кипарис-11. Учебно – методическое пособие /под ред. И.Н. Хуснутдиновой. – М.: Педагогическое общество России,2005.
18. Проблемы школьного воспитания№2/2002. Приложение к журналу «Педагогическое обозрение»
19. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия/авт.-сост. Е.В. Ведрова.- Волгоград: Учитель, 2007.
20. Теория. Опыт. Методика.- Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2006.
21. Команда нашего двора (социоигровые технологии деятельности активиста общественного движения неравнодушных родителей «Солнечный круг» во дворе)/ сост. А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.Ф. Фришман, С.Н Щеглова.- Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии»,2006.
22. Игротека. Лидер XXI века. / сост. Л.А. Побережная. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2006.
23. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович.- Волгоград: Учитель, 2006г.
24. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Авт.-сост. Н.Л. Кряжева – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Список литературы, рекомендуемый для детей
1.Алексеев Ю.А., Зуев Н.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина.- Россия, 2002.
2.Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие, 1997 г.
3.Гайдар А.П. Тимур и его команда.
4.Голубые очи планеты. А.Муранов.
5.Детская энциклопедия «Я познаю мир», 2000 г.
6.Калейдоскоп юбилейных дат.
7.Современная энциклопедия для девочек. Автор – составитель Волчек Н.М,1997г.
8.Пионеры – герои (рассказы).
9.С.В.Бакка, И.В.Борисов. Красная книга Нижегородской области.
10. «Шатки. Поэты родного края» Сборник стихов.
11.Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями, 2001 г.
12.Энциклопедия хороших манер. Составитель В.Пивовар, 1999г.
13.Праздник в школе: игры, турниры, сценарии: для уч-ся 6-11 кл.- М.:РОЛЬФ, 2007
14.Как стать хорошим./ авт.-сост. В.В. Волина.- С-Пб: изд-во Дидактика плюс,2001.
15.Детский праздник в школе, лагере, дома. Подсказки организаторам досуговой деятельности./ сост. Л.Г. Нещерет. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое пособие "Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны"
Практическое пособие "Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Умелые ручки»
Программа содержит:1. Пояснительная записка2. Учебно-тематическое планирование3. Содержание программы ...
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Формирование у воспитанников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....
Программа детского творческого объединения «Волшебные пальчики» (художественно-эстетическое направление) для средних групп
Цель работы детского творческого объединения: формирование творческой активности, художественного вкуса, чувства цвета, через создание условий для совершенствования зрительного и мускульног...
Программа обучающего семинара «Методическое сопровождение детского театрального объединения (театрального коллектива, студии, группы)»
Программа обучающего семинара«Методическое сопровождение детского театрального объединения (театрального коллектива, студии, группы)» Цель семинара: формирование единого понимания сис...
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В тезисах рассматриваются компетенции общественных объединений в образовательных организациях....
Программа реализации деятельности детского объединения "Юные краеведы"
Программа содержит план работы с детьми на 2 года, план работы с родителями и социальными партнерами....