ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа) по теме
Формирование у воспитанников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 54 «Золушка» г. Лесосибирска.
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Руководитель
Витязь Л.И.
возраст детей 5-7 лет.
Пояснительная записка:
Программа по Правилам дорожного движения «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» разработана для детей дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп), возрастной состав детей от 5 до 7 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Занятия ориентированы на формирование у ребенка чувства ответственности, расширение знаний и навыков по ПДД, знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, применение правил в различных жизненных ситуациях.
Программа рассчитана на восемь месяцев: с октября по май, четыре занятия в месяц, один раз в неделю по 25 минут.
Количество детей - 16
Актуальность.
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев, поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Цель программы: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Задачи: Образовательные:
-Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении, дорожных знаках;
- Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса». Предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
-Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад по схеме индивидуального безопасного маршрута из дома к детскому саду, разработанного совместно с родителями;
-Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
Развивающие:
-Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
-Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
-Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Воспитательные:
-Воспитывать в детях грамотных пешеходов;
-Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Ожидаемый результат: Дети знают, распознают дорожные знаки, сформировано умение работать по схеме индивидуального безопасного маршрута из дома к детскому саду. Соблюдают правила безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте.
В содержание работы входят:
-словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;
- практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки - во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;
- рассматривание иллюстраций;
-организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация (на закрепление).
Материалы, используемые на занятиях:
-карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы;
-атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
-транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
-светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
-плакаты; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
-атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.)
-дорожные знаки.
Дидактические игры: «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Теремок», «Угадай, какой знак», «Виды перекрёстков», «Улица города», «Запрещается разрешается», «Собери светофор», «О чём говорят знаки?», «Где спрятался знак?». Пешехода»
Настольно-печатные игры:
- «Дорожные знаки», Детское лото «Знаки дорожного движения, «Внимание, Дорога!», «Светофор», «Правила дорожного движения», «Азбука пешехода», «Знаки на дорогах», Домино «Дорожные знаки»
СПИСОК ГРУППЫ
1.Антонюк Анна - подготовительная группа «Утята»
2.Гудень Екатерина - подготовительная группа «Утята»
3.Кауров Никита - подготовительная «Утята»
4.Сабанцев Арсений - подготовительная «Утята»
5.У-хо-чин Виктория - подготовительная группа «Утята»
6.Шарипов Станислав - подготовительная группа «Утята»
7.Цытович Анастасия - подготовительная группа «Утята»
8.Сагдеев Кирилл - старшая группа «Улыбка»
9.Смирнова Ксения - старшая группа «Улыбка»
10.Воронцова Арина- старшая группа «Солнышко»
11.Кузьмин Костя - подготовительная группа «Радуга»
12.Агеев Артём - старшая группа «Теремок»
13, Алексеев Илья - старшая группа «Теремок»
14. Вазихов Серёжа - старшая группа «Теремок»
15.Иняев Виктор - подготовительная группа «Лесовичок»
16.Владимирова София- подготовительная группа «Сказка»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ:
ОКТЯБРЬ. «Дорога и её элементы».
1. Экскурсия-Знакомство с кабинетом ПДД.
2. Макет «Улица города».
Цель: Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки), по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди; закреплять знания о видах транспорта, знакомить с правилами поведения на улице о светофоре и значении его цветов. Дидактическая игра: «Знакомство с улицей города». Цель: Закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары и дороги, формировать у детей понятие, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним. Дидактическая игра «Где мы гуляем». Цель: Знакомить с понятиями «Дорога», «Улица».
3. «Мостовая-для машин, тротуары для пешехода» -уточнить представления детей о правилах уличного движения. Практическое упражнение: «Правила поведения на тротуаре и передвижение по дороге». Дидактическая игра «Светофор». Правила перехода проезжей части дороги.
4.Ориентация на местности. Цель: совершенствовать навыки ориентации в пространстве, познакомить с объемным макетом; тренировать движения согласно указаниям. Игровые действия по ориентировке на макете «Дорожное движение». Дидактическая игра «Незнайка на улице». Инсценировка поведения Незнайки с использованием стенда «Улица». Незнайка мечется вдоль дороги, не зная, где ее перейти.
НОЯБРЬ «О чём разговаривает улица?»
1. «Какая она, улица?». «Дорога в городе». Целевая прогулка к проезжей части. -уточнить представления детей об улице; развивать целенаправленное внимание, восприятие; воспитывать умение ориентироваться в пространстве, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления.
2. «Опасный перекрёсток. Пешеходный переход» -познакомить с перекрёстком, сопутствующими правилами и знаками, -продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, переходом и знаком «Пешеходный переход»; развивать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать культуру поведения на улице.
3.Игровая ситуация: «Правила перехода дороги на перекрёстке» -закреплять знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах. Закреплять понятия: проезжая часть, тротуары, пассажиры, перекрёсток, зебра.
4.Игротека.
ДЕКАБРЬ. «Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный)»
1. «Виды транспорта и история возникновения современного транспорта» -продолжать знакомить с понятиями наземный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт; продолжать различать виды транспорта и рассказывать о них, познакомить детей с историей возникновения современного транспорта; учить сравнивать старинный-гужевой транспорт с настоящим; развивать у детей целенаправленное восприятие; воспитывать чувство ответственности. Дидактическая игра «Какие бывают машины?». Цель: знакомить детей с разными видами транспорта, с профессией водителя. Познакомить со специальным транспортом. Воспитывать культуру поведения в транспорте.
2. «Городской общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте» -познакомить с понятием транспортное средство, водитель, проезжая часть, общественный транспорт, пассажир; учить называть и различать виды общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай. метро, такси. -продолжать формировать основы культуры поведения в общественном транспорте; познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта. Дидактическая игра: «Как транспорт людям помогает». Цель: знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная машина, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера. Чтение художественных произведений: Я. Пишумов «Машины». -через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.
3. «Дорожная азбука». Экскурсия -продолжать знакомить детей с дорожными знаками сервиса: «Пункт медицинской помощи!», «Телефон», «Пункт питания». Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах.
4. «Дорожные знаки». Предупреждающие: «Дети» -закреплять у детей знания о предупреждающих дорожных знаках и их назначении.
ЯНВАРЬ. «Светофоры»
1. «Школа светофорных наук». -познакомить с историей изобретения уличного светофора.
–закреплять знания о светофорах: пешеходном и транспортном, развивать внимание, воспитывать в ребёнке грамотного пешехода. Дидактическая игра «Собери светофор». Дидактическая игра «Найди такого цвета, как сигнал светофора». Закрепить с детьми знание цветов светофора - красный, желтый, зеленый. Учить детей безопасному поведению на улице. Знакомить с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.
2. Целевая прогулка. «Светофор». Дополнять представления детей об улице новыми сведениями. Закреплять знания о светофоре.
Загадки о светофоре- развивать у детей мышление, смекалку. Чтение художественного произведения А. Северный «Светофор».
Рисование «Светофоры на улицах города»
3. Игротека. Настольно-печатные игры. Просмотр мультфильма «Смешарики». «Правила поведения на дороге»
4. Практические занятия на макете «Улица» с использованием мелких игрушек, знаков дорожного движения.
«Дорожные знаки» -запрещающие. «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
ФЕВРАЛЬ. «Зебра-пешеходный переход»
1. Правила перехода проезжей части дороги. Дидактическая игра «Пешеход». Знакомить детей с понятием «Пешеход». Закреплять умение ориентироваться на улице. Дидактическая игра: «Пешеходный переход». Учить находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу, воспитывать внимательное отношение к переходу улицы. Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». -через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД.
2. Дидактическая игра «Дорожное лото». Цель: развивать у детей наблюдательность на дороге, закреплять правила поведения на улицах города, учить детей анализировать ситуации на дороге.
3. Целевая прогулка к проезжей части -наблюдение за работой светофора. «Мы по улице идем». Цель: формирование пространственной ориентировки и выработка практических умений при переходе улицы. Проблемные ситуации. – решение проблемной ситуации: как нужно переходить через дорогу, учить правильно переходить дорогу.
4.Спортивно-досуговое развлечение «Улица полна неожиданностей».
МАРТ. «Регулировщик»
1. Наблюдение за работой сотрудника ДПС. -познакомить с внешним видом, работой сотрудника ДПС, контролирующего и регулирующего движение на улице, объяснить значение его жестов. Чтение С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»,«Светофор - постовой». Н. Елжова -через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.
2. Творческие игры: «Водители», «Путешествие на автомобиле». Цель: закрепить умение договариваться в игре, играть без конфликтов, создавать проблемные ситуации с использованием ПДД. Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД
3.Конкурс «Лучший регулировщик. Практическая работа. -закреплять у детей знания о сигналах регулировщика, развивать, память, внимание.
4. «01»,»02», «03». -закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, милиция. Развивать умение правильного набора номера на телефоне.
АПРЕЛЬ. «Я и Велосипед»
1.Велосипед, самокат, ролики. -познакомить детей с историей создания велосипеда. Уточнить правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
2.Дорожные знаки. Практическая работа. -закреплять знания о дорожных знаках, их назначении. развивать умение ориентироваться.
3.Викторина Что? Где? Когда? -Развивать мышление, речь, внимание. Закреплять у детей знание Правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни.
4.Игротека на свежем воздухе.
Дидактическая игра «Зеленый огонек». Цель: расширять знание детей о названиях улиц. Расширять представления о правилах поведения на улице. Закреплять умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх. Дидактическая игра «Берегись автомобиля». Закреплять правила дорожного движения.
МАЙ. «Правила движения-достойны уважения»
1. Блиц-опрос «Не зевай- на вопросы отвечай». Игротека. Настольные игры: «Домино», «Дорожные знаки». -закреплять у детей знания о дорожных знаках, развивать умение находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитывать внимание.
2. Загадки. «Кто больше знает?» «Дорожные знаки». Информационно –указательные: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса». -развивать у детей внимательность, сообразительность, мышление.
3.Дорожные ловушки. -Обучать детей соблюдать ПДД. Решать проблемные ситуации.
4.Игротека на свежем воздухе. Вручение «шуточного» удостоверения об окончании обучения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1) Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г
2) К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд… М.: Просвещение 2000
3) Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.
4) А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.
5) Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. СПб.
6) Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год
7) Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу»
8) Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
9) В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.
10) В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
11) К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год
12) Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательско- торговый дом Волгоград
13) «Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.
14) О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
15) СД диск «Дорожные приключения»
16) Детские журналы «Путешествие на зелёный свет»
17) Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД», «ПДД для дошкольников»
18) Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Умелые ручки»
Программа содержит:1. Пояснительная записка2. Учебно-тематическое планирование3. Содержание программы ...

Программа детского творческого объединения «Волшебные пальчики» (художественно-эстетическое направление) для средних групп
Цель работы детского творческого объединения: формирование творческой активности, художественного вкуса, чувства цвета, через создание условий для совершенствования зрительного и мускульног...
Результаты освоения обучающимися Программы детского творческого объединения: «Пальчики способные творить»
Результаты освоения обучающимися программы детского творческого объединения: «Пальчики способные творить»...

Программа детского творческого объединения «Пешеходики»
Программа детского творческого объединения «Пешеходики» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движен...

Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»
Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»...

Рабочая программа творческого объединения «Дорожная азбука» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Радуга» на 2021-2022 учебный год
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука» в рамках реализац...