Программа реализации деятельности детского объединения "Юные краеведы"
рабочая программа (старшая группа)

Рыжакова Юлия Германовна.

Программа содержит план работы с детьми на 2 года, план работы с родителями и социальными партнерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_obedinenie_yunye_kraevedy.docx152.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 7-79-95

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Детского объединения

« Юные краеведы»

Старшей группы № 7

на 2023-2025 учебный год

                                                                             

                                                                             Разработала воспитатель:

                                                                                            Рыжакова Юлия Германовна

                                                                           

                                                                               

                                                      г. Югорск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

 Глава 1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность реализации программы детского объединения «Юные краеведы» ……………….…3  

1.2.  Новизна Программы……………………………… .……………..3

1.3 Педагогическая целесообразность Программы ………………......3

1.4. Цели и задачи Рабочей Программы детского объединения  «Юные краеведы»………... .4

1.5.  Принципы построения  Рабочей Программы …………………....5

1.6. Формы и режим занятий детского объединения «Юные краеведы»…………………….5

1.7.  Планируемые результаты освоения Программы ………………..5

 

Глава 2.  Содержание программы

2.1. Перспективный план работы детского объединения «Юные краеведы»………………….7

 2.2. Формы, методы и средства  реализации Программы …………..15

2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды…….....15

2.4 Организация взаимодействия с родителями………16

2.5. Список литературы ………………………………………………………....17

                 «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине. Понимание  величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

В.А. Сухомлинский

                              Глава 1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах:

• природа;

• рукотворный мир человека;

• отношение к общественной жизни;

• человек и его собственная жизнь;

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственной культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности.

Программа позволяет через работу детского объединения воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. 

  1. Актуальность программы детского объединения «Юные краеведы» 

Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Программа  позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой город, глубже поняли особенности природы родного города, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

1.2. Новизна программы детского объединения «Юные краеведы»

Новизна данной программы  заключается в том, что предусматривает возможность реализовать новую модель, сочетающую в себе художественно – изобразительную и краеведческую практику.

Отличительной особенностью данной программы является то, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

1.3. Педагогическая целесообразность программы детского объединения «Юные краеведы».

Педагогическая целесообразность программы: благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, происходит развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному городу с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, получают экологические знания. Воспитываются такие личностные качества, как гордость за свой родной край, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

1.4. Цели и задачи программы  «Юные краеведы»

Цель программы: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного города, знакомство с их прошлым и настоящим.

 Задачи:

  • Образовательные:

- формировать первичные представления об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);

 - формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного города, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);

- формировать первичные представлений о городе (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.

- познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками, костюмом .

- формировать интерес к устному народному творчеству.

-формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

  • Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за свой город родной посредством материалов по краеведению.

- познакомить с природой родного города;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- воспитать бережное отношение к природе.

  • Развивающие:

- развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;

-  способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

-развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;

1.5.  Принципы построения  программы детского объединения «Юные краеведы».

Принципы построения программы:

- Принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»

- Принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

- Принцип научности:  на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

- Принцип наглядности

- Принцип занимательности

- Систематичность занятий.

- Доступность материала.

1.6. Формы и режим занятий детского объединения «Юные краеведы»

Программа рассчитана на 2 года обучения. Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня,  два  раза в неделю  по 30 мин.

  1. Планируемые результаты освоения программы детского объединения «Юные краеведы».

Первый год обучения

Второй год обучения

Знают место проживания: город, округ, домашний адрес, названия улиц города; достопримечательности родного города и их значимость; символику города и округа; знают традиции, краткую историю возникновения и развития своего города и округа.

Знают название округа, ее коренных жителей .

Имеют представления об их быте и условиях проживания .

Знают сказки, легенды, обычаи народа. Знают традиционные занятия , промыслы.

Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях.

Знают условия произрастания растений, знают разнообразие растений. Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной  флоры и фауны, природоохранные мероприятия (Красная книга, заповедники).

Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности.

Имеют представления о  погоде , сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях.

Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития округа, могут показать город на карте.

Могут назвать коренной народ города , знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия.

Имеют представления о национальной одежде.

Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности.

Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты.

Знают жизнь и творчество знаменитых земляков и героев ВОв.

Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания.

Знают разнообразие растительного мира родного края.

Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни

животных.

Имеют представления о разнообразии мира животных.

                           

                                   Глава 2.  Содержание программы .

2.1. Перспективный план работы  детского объединения «Юные краеведы»

Первый год обучения

Месяц, неделя

Тема

Цель

Кол-во часов

1.

Сентябрь

Мой любимый детский сад. Труд взрослых в детском саду.

Расширять и закреплять знания детей о своем детском саде, профессиях сотрудников д/с

1

2

«Мир природы Ханты-Мансийского округа»

Закрепить знания детей о родном округе, развивать познавательный интерес к природе родного округе.  Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях округа. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.

1

3

Октябрь

«Вот она какая осень золотая!» Пластилиновая живопись

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе, закреплять знания о колорите осени, обучать приемам работы в технике «пластилинография»

1

4

«Растительный мир родного края».

Познакомить детей с 3 группами растений: деревья, кустарники, травы и их представителями, произрастающими в Югре.

1

5

«В каждой крошке хлеба- труд» Лепка

Воспитывать бережное отношение к хлебу, познакомить с процессом выращивания хлеба. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий.

1

6

«Животный мир осенью. Дикие животные»

Закрепить и расширить представление  детей о диких животных  и особенностях их приспособления к окружающей среде осенью.

1

7

Ноябрь

«Мир вокруг нас. Домашние животные»

Закрепить и уточнить знания детей о месте содержания домашних животных, чем питаются, внешние признаки, как подают голос, какую пользу приносят.

1

8

«Россия – родина моя. Государственные символы России». Рисование флаг России

Расширять и обогащать знания детей о своей родине - России, о её символике и формировать способность использовать полученные знания в жизни.

1

9

«Москва – столица России»

Формировать первичные представления о Москве, ее достопримечательностях и истории

1

10

« Мы в Югорске живем. Государственные символы ». Аппликация флаг Ханты-Мансийского округа.

Дать детям представление о своей малой Родине. Познакомить с символикой.

1

11

Декабрь

«Ханты-Мансийск – столица Ханты-Мансийского округа»

Расширять знания детей о Ханты-Мансийском округе,  о Ханты-Мансийске, как столице Округа, его достопримечательностях

1

12

« В гости к зиме». Рисование зимнего пейзажа

Закреплять знания детей о зимних природных явлениях, о сезонных изменениях в жизни животных и растений

1

13

«Снежный зайчик» (художественное экпериментирование со снегом)

Вызвать интерес к пластичности снега, развивать технику работы со снегом, создавая выразительный образ зайчика

1

14

«Будь природе другом!»

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Познакомить с заповедниками и красной книгой Округа.

1

15

Январь

«Рождественские истории. Пение колядки, традиции»

Познакомить детей с народными обычаями, с зимними традициями рождественских, святочных гуляний.

1

16

«Путешествие в прошлое. Что было до…» Рисование изба.

Расширить знания детей о традициях и обычаях ханты-мансийского народа народа. Вызвать интерес к миру старинных вещей быта  народа и их назначение в прошлом. 

1

17

«Югорск – мой родной город. Достопримечательности, герб Югорска»

Уточнить и закрепить знания детей о городе Югорск, основных достопримечательностях родного города,  познакомить с историей и символами города.

1

18

Февраль

«Моя улица».

Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей улице, родному городу.

1

19

«Мой дом. Моя семья. Генеалогическое древо семьи»

Расширять представления детей о родном доме, семье и ее членах, их обязанностях в общем семейном хозяйстве. Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»

1

20

«Семейные праздники и традиции»

Формировать понятие «традиции», актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях

1

21

«Имена и именины»

Обогащение представлений по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка», «Именины»

1

22

Март

 «Знакомство с русской народной игрушкой»

Познакомить детей с разновидностями русских народных игрушки ( матрешка, глиняные свистульки, куклы из соломы и лоскутков ткани и т.д. )

1

23

«Фольклор народов Ханты и Манси»

Расширять знания детей о ханты-мансийском фольклоре; развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений.

1

24

«  Игры народов Ханты и  Манси»

Закрепить знания детей о культуре и традициях народа через подвижные игры

1

25

« Народный мансийский  костюм»

Знакомство с  женским мансийским костюмом, как основой национальной культуры

1

26

Апрель

Создание мансийских орнаментов. Аппликация

Познакомить учащихся с мансийским орнаментом, разнообразием форм, учить выполнить орнамент 

1

27

«Мир природы весной»

Уточнить и обобщить знания детей о характерных признаках весны, расширять представления об изменениях в природе, весенних месяцах

1

28

«Жизнь животных и птиц весной»

Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в жизни животных и птиц весной. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.

1

29

«Мир растений весной» Обрывная аппликация березка

Расширять знания детей об изменениях, происходящих с растениями с приходом весны, о садовых и полевых цветах.

1

30

Май

«Югорск в годы войны!»

Познакомить детей с историей ВОВ, дать представление о жизни и  подвиге людей города  в годы Великой Отечественной войны

1

31

«Герои войны»

Познакомить детей с героями войны, познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали

1

32

Викторина «Знай и люби свой край!»

Обобщить и закрепить полученные знания

1

 

Перспективный план работы детского объединения «Юные краеведы»

Второй  год обучения

Месяц Неделя

Тема

Цель

Кол-во часов

1

Сентябрь

Родные тропинки детского сада

Экскурсия по экологической тропе детского сада.

1

2

Природа наш дом.

Формировать представление о роли природы в жизни человека расширять и систематизировать эти знания. Вызвать интерес к проблеме охраны природы. Познакомить детей  с правилами поведения в природе.

1

3

Октябрь

Кладовые природы. Поделки из природного материала.

Развивать представления о растительной и животной среде нашего края. Познакомить  детей со способами изготовления поделок из природного материала.

1

4

Такие разные растения. Деревья кустарники травы осенью. Предметное рисование.

Формировать представление о состоянии растений осенью.  Для закрепления знаний использовать предметное рисование.

1

5

Животный мир осенью. Дикие животные.

Дать детям более полное представление о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Обобщить представления детей о характерных особенностях времени года – осень.

1

6

Водоемы Югорска. Кто в реке живет? (аппликация «Рыбы»).

Формирование у детей представлений о реках и озерах Югорска. Знакомство с обитателями водоемов.

1

7

Ноябрь

Красная книга Югры. Рисование «Ландыш».

Обратим внимание детей на проблему исчезновения некоторых видов животных и растений. Развивать знания о том, как человек может сохранить всю красоту природы. Поэтапное рисование ландыша.

1

8

Заповедники Югры.

Познакомить с заповедниками, природы своей местности. Показать какие виды растений  там произрастают.

1

9

С чего начинается Родина.

Закрепить знания о флаге, гимне, гербе. Познакомить детей с разными народами нашей страны. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

1

10

Богатыри земли русской.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси. Великих русских богатырях-Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

1

11

Декабрь

Зима в моем родном краю. Пластилинография «Зимние мотивы..»

Закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью пластилинографии на тему « Зимние мотивы».

1

12

Мир птиц зимой. Сел на ветку снегирек….» ( аппликация )

Закрепить представление о поведении зимующих птиц, через дидактические игры, стихи и иллюстрации.

1

13

Моя Родина на карте

Воспитывать у детей  чувство патриотизма, уважение  к своей малой Родине. Познакомить с картой России.

1

14

Мой родной Югорск

Развитие ценностного отношения к югорской культуре, языку, народу. Воспитывать патриотическое чувство у детей.

1

15

Январь

Ханты-Мансийск–столица Югры. История Ханты-Мансийска.

Развивать интерес детей к столице Югры. Обобщить знания о Ханты-Мансийске, его достопримечательностях. История  возникновения города.

1

16

Города Югры (Нягань, Югорск , Советский)

Появление городов, их достопримечательности. Знаменитые люди этих городов.

1

17

Жизнь и быт русского народа на Руси.

Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта.

1

18

Февраль

Праздники и традиции Югры.

Познакомить детей с праздниками и традициями народа ханты и манси.

1

19

Костюм .

Расширять представления о народном творчестве и национальном ханты-мансийском костюме.

1

20

Вышивка и украшения из бисера. Рисование «Украшение  мансийского платья»

Знакомство с мансийской вышивкой и украшениями из бисера. Рисовать узор, орнамент, геометрические фигуры. Уметь передать колорит мансийского стиля.

 

1

21

В гостях у мастеров Югорска. Промыслы города Югорск.

Знакомить детей с промыслами города. Приобщать к национальной культуре родного края. Воспитывать уважение к труду мастеров.

1

22

Март

Мой родной город. История возникновения Югорск.

Познакомить с историей возникновения Югорск. Учить узнавать уголки родного города по иллюстрациям ,фотографиям. Воспитывать любовь и интерес к своему городу.

1

23

«Весенние первоцветы» ( предметная аппликация).

Учить передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев подснежника. Вызвать интерес к пробуждающей природе.

1

24

Во дворце певец, а зовут его скворец…Перелетные птицы  весной»

Уточнить представление детей о внешнем виде скворца, формировать представление о поведение скворца. Закрепить представление о том, что скворцы и другие перелетные птицы возвращаются из теплых краев весной.

1

25

Мир вокруг нас. Насекомые

Расширять знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни ,пользе приносимой ими природе.

1

26

Апрель

Мир семьи. Профессии членов семьи.

Обобщать представления детей, что семья –это все кто с ним живет. Расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей.

1

27

Бабушкин сундук

Приобщить детей к истокам русской народной культуры через знакомство с бытом русского народа, предметами народного прикладного искусства.

1

28

Литература Югры( поэты, писатели).

Познакомить детей с писателями Югры и их произведениями.

1

29

Жизнь и творчество

В.А. Саргсян

Знакомство с жизнью и творчеством скульптора. Рассматривание его работ с иллюстраций и фотографий.

1

30

Май

Культурное  наследие Югры.

Познакомить детей  с  жизнью и творчеством художников Югры , а также с их произведениями.

1

31

Есть такая профессия родину защищать. Наши земляки, отважно защищавшие родину во время ВОВ.

Закрепит знания детей о ВОВ. Познакомить с понятием «герой» и подвигами наших земляков Героев.

1

32

Викторина «Знаешь ли ты Югорск ? »

Развивать интерес у детей к своему родному городу. Систематизировать сведения о живой и неживой природе.

1

2.2. Формы, методы и средства  реализации программы .

При реализации Программы используются различные методы работы с детьми дошкольного возраста:

  • Словесные (тематические рассказы, беседы,  чтение художественной литературы, консультации и пр.)
  • Наглядные (наблюдение, презентации, демонстрационный материал).
  • Игры (игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, экскурсии).
  • Практические (эксперименты, опыты, творческая деятельность).

При реализации Программы   используются различные формы работы с детьми дошкольного возраста:

  • индивидуальная работа (рассматривание, дидактические игры).
  • фронтальная работа (беседа, рассказ, экскурсия, обсуждение, сравнение, наблюдение)
  • групповая форма работы  (опыты, эксперименты, рассматривание, подвижные и дидактические игры, творческая деятельность)

Формы организации детей для решения образовательных задач данного детского объединения педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой и системы образовательной деятельности в течение дня.

При реализации Программы используются различные средства работы с детьми дошкольного возраста:

  • демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные) и др.

2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Цели и задачи программы детского объединения «Юные краеведы» подразумевают создание определённой развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. В групповых помещениях и на территории детского сада могут быть созданы уголки или центры краеведения, экологическая тропа. Материалы и оборудование каждого уголка или центра должны соответствовать общим требованиям к созданию развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиеническим требованиям. Наполняемость уголка или центра осуществляется педагогами в соответствии с тематикой определённого периода и предполагает сменяемость, материалы должны соответствовать возрасту детей данной возрастной группы.

              2.4 Организация взаимодействия с родителями.

Воспитание у дошкольников любви к своему краю, к своей родине зависит от позиции близких, а в первую очередь их родителей. Чтобы сделать процесс познания родного края творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви и гордости к родному краю, интереса к его традициям и культуре.

Формы работы с родителями:

- знакомство с особенностями организации работы кружка (его задачами, формами работы, периодичностью, перспективным планом)

-  привлечение родителей к совместным походам в музей, этнокультурный центр, библиотеку, к целевым прогулкам по городу, знакомством с его улицами, зданиями, памятниками

- знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по ознакомлению с родным краем, закреплению этих знаний дома

- привлечение родителей к пополнению патриотического уголка в группе

- участие в проводимых праздниках, конкурсах, викторинах по плану кружка

                                          2.5. Список литературы:

  1. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. – М.: Рус. книга, 1996.
  2. Истомина С.В. Я познаю мир. – М.: Астрель, 2007.

                3. «Мы живём в России», старшая группа  Н.Г. Зеленова, Л.Е.

               Осипова.- М., 2008 г.   

                4. «С чего начинается Родина?» под ред.  Л.А. Кондрыкинской. -                

        МТЦ, Сфера, 2003 г.

5. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 г.

      6. Алёшина Н. В.    «Патриотическое воспитание дошкольников» - УЦ Перспектива, Москва, 2008 год

     7. Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения

 с родителями - М., 2002 г.

           8. Статьи и фото из интернет источников  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"

«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...

Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа (разработана на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43») Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа подготовительной группы спроектирована на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43», с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей муниципал...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско – краеведческой направленности «Юные краеведы»

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Програм...

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...

Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...