Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
В нашем ДОУ патриотическое воспитание является приоритетным направлением в развитии детей. В этой публикации представлены различные формы работы по привлечению родителей для решения этой актуальной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_roditelyami_po_pv.docx | 345.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.).
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
- анкетирование («Семейные традиции»);
- консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);
- совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);
- поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;
- беседы с детьми и родителями («Что означает слово – патриот»);
- практикумы, проекты («Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края», «Этот День Победы!»), мастер-класс («Изготовление народных, обрядовых кукол»);
- обсуждение и распространение семейного опыта («Как мы празднуем День защитника Отечества»);
- музыкальная гостиная («О русских традициях и обычаях», «Песни военных лет»);
- совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, спортивные мероприятия («Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Кемеровская семья»), вечер народных игр и забав («Как играли наши бабушки и дедушки»), посиделки, досуги («Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»);
- родительские собрания.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход»), который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Примерные темы маршрута выходного дня:
- «Семейный поход по памятным местам родного города»;
- «Памятные места героического прошлого города»;
- «Исторические достопримечательности города»;
- «Любимый уголок»;
- «Гордись своим именем улица»;
- «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов и др.).
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
- создание презентаций;
- демонстрация слайдов;
- видео и фото - материал (экскурсий);
- фотовыставки («Мы из Кемерова»);
- странички группы на сайте ДОУ;
- мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений;
- работа с интернет - ресурсами;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей; стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными. Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Список литературы:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.
- Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011, с. 14.
- Государственная программа; Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы. М., 2005.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
- Зверева О. Л. Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников. http://www.udou.ru/vzaimodejstvie-dou-i-semi-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov/
- Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. — Юнеско, 2011. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf
- Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988.
- Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. lib.rus.ec/b/449147/read.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...
Из опыта работы воспитателя МБДОУ "Зернышко"Чередниченко Н.Ю.Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста".
Активизация внимания родителей в воспитании детей патриотизма.О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гор...
Из опыта работы воспитателя МБДОУ "Зернышко"Чередниченко Н.Ю.Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста".
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все...
Из опыта работы.Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Данный материал предназначен для родителей подготовительной группы....
Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Представлен опыт работы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию в ДОО...
Консультация "Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста"
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно...
Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»
laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...