Рабочая программа воспитателя ЦИПРа
рабочая программа на тему

Волкова Евгения Сергеевна

Рабочая программа воспитателя Центра игровой поддержки ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vospitatelya_tsipr.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Детство - это важнейший период  человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а насыщенная, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы. Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”

  В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Социальное развитие ребенка начинается уже в первые недели и месяцы его жизни. Благополучие ребенка в последующие годы, в том числе и в школьные, во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

            Под социализацией понимается процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведения. При этом под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. 

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.

-развитие предметной деятельности;

-развитие общения со взрослыми;

-развитие речи;

-развитие игры;

-приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

            Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

Одной из основных задач является оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка и эмоциональное развитие.

Социальное развитие детей раннего возраста начинается с формирования представлений о себе, это проявляется в познании себя: своего тела, внешнего вида, жестов, движений, манер и повадок. Так же ребёнок начинает интересоваться окружающим его миром: людьми, то, как они взаимодействуют друг с другом, с объектами. Именно это влияет на социальное развитие детей раннего возраста.

Когда ребёнок начинает ползать, важно дать ему больше самостоятельности, это упростит процесс социализации, поможет ему лучше узнать себя. Но так же необходимо предъявлять ребёнку и свои требования, он их начнёт принимать и усваивать. Он как бы принимает вашу точку зрения, что очень помогает в социальном развитии детей раннего возраста.

Общение со сверстниками – один из важнейших источников развития познавательной деятельности ребенка. Присутствие поблизости сверстника активизирует даже младенца. Контакты между детьми дают им дополнительные впечатления, положительные переживания, открывают возможность продемонстрировать свои умения, способствуют раскрытию творческого начала и самобытности. В ходе общения друг с другом у малышей налаживаются и совершенствуются совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке.

Социальная среда и общение имеют особое значение для развития и воспитания детей раннего возраста. Неслучайно движущими силами психического развития в ранний период детства выступает интегративное взаимодействие ребёнка с окружающей средой, которое включает развивающее общение со взрослым, окружающий предметный мир и активную деятельность самого малыша, направленную на его познание и освоение.

            И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период посещения ребёнком ЦИПРа. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимальной социализации детей раннего возраста.

Цель:

- развитие детей раннего возраста на основе использования  современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Основные задачи:

- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности (игровых сеансов);

- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на всех игровых сеансах;

- обучение родителей на игровых сеансах способам применения различных видов игровых средств обучения детей раннего возраста; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

- ознакомление родителей в процессе совместной деятельности с современными видами игровых средств обучения.

Контингент детей:

В ЦИПР принимаются дети в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, не посещающие государственное образовательное учреждение.

Форма проведения занятий -  игровые сеансы.

  • Игровые сеансы направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.
  • Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка и эмоциональный отклик на действия и общение со взрослыми и другими детьми.
  • На групповых игровых сеансах совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике, гимнастике для глаз), музыкальному и эмоциональному развитию.
  • Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия и  для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.

  • Наши занятия включают:

 - Пальчиковые игры – способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка.

 - Логопедические разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка.

 - Подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений.

 - Продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование) – помогают развивать мелкую моторику кистей рук.

 - Театрализация (кукольная сказка) – знакомит с родной культурой, с сказочным детским фольклором.

 

Алгоритм проведения игровых сеансов.

Игровой сеанс  объединяет несколько видов деятельности детей единой темой, и имеют определенный алгоритм. Для детей раннего возраста важно следовать этому алгоритму. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию игрового сеанса.

Алгоритм игрового сеанса:

  • приветствие;
  • знакомство с новым персонажем;
  • взаимодействие с персонажем в игре (музыкальные игры);
  • творческая продуктивная деятельность;
  • подвижная игра (пальчиковая гимнастика, упражнения и др.);
  • игровая деятельность по инициативе ребенка;
  • прощание.

Условия реализации программы

 Материально-технические условия:

  • Работа ЦИПР осуществляется в специально оборудованном помещении, оснащенном необходимой мебелью, техническими средствами (музыкальный центр, магнитные доски с набором магнитов разной величины (большие и маленькие) и разного  цвета (красные, синие, жёлтые и зелёные).
  • Оборудованы игровые зоны с играми и игрушками для детей раннего возраста, направленные на сенсорное развитие.
  •  Наборы игрушек и разных театров для демонстрации и игр с детьми.
  • Оборудование и материалы для продуктивной деятельности: бумага, кисти (широкие), пальчиковые и гуашевые краски, ватные палочки, валики, губки, печатки, тесто или пластилин для самых маленьких, цветная бумага, влажные салфетки и многое другое.
  • Одежда для продуктивной деятельности: фартук с нарукавниками.
  • Подбор музыкальных произведений для самых маленьких (классическая музыка, звуки природы с музыкальным сопровождением).
  • Психолого-педагогическая литература, диагностический материал, подбор консультативного материала для родителей.

Работа с родителями

- Научить родителей вводить в жизнь ребёнка новый опыт, открывающий перед ним замечательные возможности,  в игровой форме на основе программы воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха» под ред. Григорьевой Г. Г., Кочетовой Н. П., Сергеевой Д. В.

- Научить родителей в игровой форме экспериментировать  с различными  изобразительными материалами  на основе программы  по изобразительной деятельности для детей раннего возраста.

В рамках данной программы  обеспечивается  проведение:

  • игровых сеансов,
  • семейных праздников,
  • ознакомление с современными игровыми средствами,
  • проведение бесед, семинаров, семинаров-практикумов, консультаций для родителей.
  • Рекомендации по различным вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Буклеты по различным вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Консультирование родителей проводится как по плану, так и  по запросу родителей, и может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме.

 

Формы проведения итогов реализации программы

По итогам реализации программы предполагается оформление письменных отчетов с выводами и предложениями по совершенствованию работы, возможна организация «круглого стола» по обмену опытом со специалистами других детских образовательных учреждений.

Способы взаимодействия специалистов:

В работу с ребенком и семьей в рамках программы  вовлекаются все специалисты детского сада

  • С логопедом: планирование совместной работы на игровых сеансах, совместное проведение игровых сеансов, планирование работы по консультированию родителей по вопросам развития речи детей раннего возраста.

  • С психологом: коррекция поведения детей на игровых сеансах, выявление проблем личного характера того или иного ребёнка и  особенности семейных взаимоотношений детей и родителей.

  • С педагогом дополнительного образования по физкультуре: проведение совместных игровых сеансов по физкультуре, беседы и консультирование родителей по физическому развитию детей раннего возраста.

  • С музыкальным руководителем: проведение совместных  открытых мероприятий, праздников, досугов, тематических дней, игровых сеансов.

  • Со старшим воспитателем: совместная работа в творческой группе по созданию условий для разностороннего развития личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и предпочтений (индивидуальные образовательные маршруты)

  • С инструктором по плаванию: проведение совместных игровых сеансов в бассейне, беседы и консультирование родителей по вопросам закаливания.

 

Ожидаемые результаты работы:

  • ребенок приходит на занятия с удовольствием;
  • ребенок хочет и умеет контактировать со сверстниками;
  • ребёнок хочет и умеет контактировать со взрослыми;
  • ребенок стал использовать в общении больше жестов и слов;
  • ребенок начал играть самостоятельно, и, что очень важно, может    довольно долго играть только с одной игрушкой;
  • малыш принимает участие в уборке игрушек;
  • ребенок пытается сдерживать свои импульсы, желания, учится приспосабливаться  к правилам поведения в группе;
  • эмоционально откликается и с удовольствием выполняет предложенные действия (игровые, с разными материалами в продуктивной деятельности);
  • ребенок ожидает свою очередь в игре, умеет слушать.

Планирование подгрупповой работы  

в Центре игровой поддержки ребёнка.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие с художественно-эстетическим развитием (изобразительная деятельность).

Месяц

Тема недели

Недели месяца

Образовательная область

(социально-коммуникативное и познавательное развитие)

Образовательная область

(художественно-эстетическое развитие - изобразительная деятельность)

сентябрь

Дом, семья

3 неделя

Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия» с. 58

«Наш пальчик прыгает и танцует»  (рисование пальчиком красками)

Фрукты

4 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 70

«Красивое яблоко» (рисование пальчиком красками)

октябрь

Овощи

1 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 73

«Красная помидорка» (рисование пальчиком красками)

Ягоды

2-3 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 62

«Ягодки на веточке» (рисование пальчиком красками)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 78

«Ягодки в баночке» (рисование пальчиком красками)

Осень

4-5 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 155

«Мухоморчик»  (работа с пластилином)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 89

«Осенний лес» (рисование пальчиком красками)

ноябрь

В мире животных

1-2 неделя

Николаева С. Н. «Юный эколог» Система работы в младшей группе. с. 13

«Шустрая рыбка» (рисование пальчиком красками)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 159

«Иголки у ёжика» (рисование ватной палочкой)

Игрушки

3-4 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 100

«Ванька-встанька» (рисование ватной палочкой)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 80

«Пирамидка» (рисование пальчиком красками)

декабрь

Птицы

1-2 неделя

Николаева С. Н. «Юный эколог» Система работы в младшей группе. с. 41

«Покормим птичку» (работа с пластилином)

Коробова М. В., Белоусова О. Ю. «Малыш в мире природы» с. 49

«Заснеженный лес» (рисование ватной палочкой)

Зима. Праздник ёлки

3-4 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 105

«Снег-снежок» (рисование пальчиком красками)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 109

«Нарядная ёлка» (рисование пальчиком красками)

январь

Зимняя одежда

1-2 неделя

Винникова Т. И. «Социальное развитие и окружающий мир» с. 16

«Красивая шапочка» (работа с пластилином)

Винникова Т. И. «Социальное развитие и окружающий мир» с. 75

«Нарядные варежки» (рисование пальчиком красками)

Забавы зимой

3-4 неделя

Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия» с. 64

«Снежные комочки» (рисование ватной палочкой)

Коробова М. В., Белоусова О. Ю. «Малыш в мире природы» с. 17

«Строим горки» (рисование кистью)

февраль

Транспорт

1-2 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 127

«Грузовичок везёт камни» (работа с пластилином)

Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия» с. 69

«Плывёт, плывёт кораблик» (работа с пластилином)

Народные традиции

3-4 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 146

«Красивый шарик» (рисование пальчиком красками)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 150

«Украсим фартук у матрёшки» (работа с пластилином)

март

Мама - самый родной человек

1-2 неделя

Сорокина Н. В., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» с. 93

«Цветок для мамочки» (рисование в технике паспарту)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 66

«Красивый цветок» (рисование пальчиком красками)

Театр          

3-4 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 83

«Нарядное ведёрко» (работа с пластилином)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 121

«Красивая чашка» (работа с пластилином)

апрель

Весна

1-2 неделя

Коробова М. В., Белоусова О. Ю. «Малыш в мире природы» с. 46

«Солнышко – колоколнышко» (рисование ладошками)

Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия» с. 27

«Дождик, дождик, кап-кап» (рисование пальчиком красками)

Кукла

3-4 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 75

«Красивое платье» (рисование в технике паспарту)

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 78

«Одежда сушится» (работа с пластилином)

май

Моя семья

1-2 неделя

И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до з лет»  с. 56

«Мальчики и девочки» (работа с пластилином)

Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия» с. 25

«Клубочки для котят» (рисование ватной палочкой)

Деревья, цветы, насекомые

3-4 неделя

Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия» с. 123 (1 занятие)

 

«Весёлый червячок» (рисование пальчиком красками)

Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия» с. 123 (2 занятие)

«Красивая бабочка в цветах» (рисование ладошками)

Используемая литература:

  • Винникова Г. И. «Социальное развитие и окружающий мир» – М.: Т.Ц. Сфера, 2010.

  • Г. Г. Григорьева «Кроха» Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

  • Г. Г. Григорьева «Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

  • Г. Г. Григорьева «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности». – М.: Просвещение, 2007.

  • Коробова М. В., Белоусова О. Ю. «Малыш в мире природы»  -  М. :Просвещение, 2010 г.

  • Николаева С. Н. «Юный эколог» Система работы в младшей группе. – М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.

  • Г. Ю. Одинокова «Игры с красками от «Карапуза». – М.: Карапуз, 2011 г.

  • И. С. Погодина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста». – С-П: Детство-пресс, 2012 г.

  • И. С. Погодина «Роль изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности». – М.:  2009.

  • Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия». -  С-П: Детство-пресс, 2012 г.

  • Сорокина Н. В., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких». – М.:  ЛИНКА – ПРЕСС, 2010 г.

Департамент образования города Москвы

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 762

Одегова Г. Н. ____________

Рабочая программа

воспитателя

 Центра Игровой Поддержки Ребёнка

(ранний возраст)

Малыши в смешных сценках на картинках. phonemania.ru

Составитель:

Волкова Евгения Сергеевна

Москва

2014 год                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...