Формирование толерантности как условие социализации детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnosti_kak_uslovie_sotsializatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование толерантности как условие социализации детей дошкольного возраста
Система социального поведения людей регулируется обычаями, нормами и традициями разных культур. Многообразие различий: социальных, расовых, национальных, возрастных, профессиональных, религиозных и других — влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непониманию, непримиримости. Нетерпимость превратилась в одну из острых современных проблем. Она отрицает и подавляет различия между культурами и отдельными людьми, являясь противником многообразия. Сегодня, в XXI веке приходится признать, что великие достижения человечества в различных областях не привели к взаимопониманию. Как и прежде, сильно стремление к единообразию, авторитаризму, нивелированию индивидуальности, которое проявляется в ситуациях повседневного общения [2, с. 3].
Современный мир жесток, жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека - взрослого и ребенка - должна стать толерантность. Поэтому общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали [3, с . 53].
Для современной России – страны многонациональной, многонациональной, поликультурной, так как захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как и окружающие их взрослые [1, с. 16].
Одной из главных задач современного этапа развития образования является освоение ребенком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных (Дж. Милль, М. Лютер, Дж. Харрингтон, П. Кинг, П. Гардинер, Дж. Ролз, Э. Гутман) и отечественных (Г. Солдатова, М. Поташник, Э. Соколова, А. Асмолов, А. Хараш, Е. Насиновская) ученых определяется термином «толерантность» [5, с. 104].
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. » [4, с. 25]
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Для оказания помощи ребёнку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, важно найти механизмы формирования толерантности эффективные пути воспитания детей в духе терпимости, толерантности и ненасилия.
Выделяют четыре задачи социализации: формирование представлений о социальном мире и о самом себе; воспитание социальных чувств; воспитание активной позиции; формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.
Задачи социализации осуществляются в двух направлениях, эти две параллельно осуществляемые линии воспитания имеют целью приучение детей к выполнению общепринятых норм и правил поведения. Важно, чтобы этот процесс протекал на ярком эмоциональном фоне.
Главным методам обучения дошкольников являются: игры и игровые упражнения, использование художественного слова, обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), этюды и упражнения направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми, использование наглядных пособий, продуктивный вид деятельности, вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе воспитания используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
В дошкольном возрасте народная культура по-прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру.
Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми является стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Систематическая работа с детьми будет способствовать созданию толерантной среды и мира во всем его многообразии.
Работа по формированию толерантности предполагает создание в коллективе спокойной, благоприятной, доброжелательной обстановки, большого уважения к личности ребёнка, максимального использования своих возможностей и опыта других педагогов.
Современный ребёнок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.
Библиографический список
- Ароместам, М. Педагогика толерантности [Текст] // Искусство в школе. – 2006. - №5. – С. 16 – 19.
- Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования [Текст] : учебное пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. – М.: Московский психолого- социальный институт, 2005. – 156 с.
- Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников [Текст] // // Дошкольное воспитание. – 2003.- № 11. – с. 51-54.
- Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Учимся общаться с ребёнком [Текст]: Руководство для воспитателей детского сада/ В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. М.: 1993. - с 25-28.
- Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания [Текст] // Развитие личности. – 2002. - №2. – с.104 – 106.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...
«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .
видеоматериал к тексту выступления «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» ....
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...
Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...
Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантно...