«Взаимодействие ДОУ и семьи по ОБЖ»
консультация на тему

Зайцева Татьяна Александровна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие ДОУ и семьи по ОБЖ»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Дети - наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. К. от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил. А затем следить за их выполнением.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в детском саду , могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии - это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из- за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, воспитатели и родители смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Главная задача обучения детей «Основам безопасности детей дошкольного возраста» - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. Учить правильно, реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях.

В программу включено б разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

Обучение проходит с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.

Вся работа по формированию основ здорового образа жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла.

Данная деятельность состоит из 3 этапов:

1- ый этап - понятийный.

Основная задача данного этапа - формирование представлений о составляющих здоровья, о том, что полезно, а что вредно для него. На занятиях, беседах формируется у детей представление о строении человеческого организма, условиях для нормального его функционирования. В играх закрепляются знания, полученные в организованных видах деятельности. Создаются уголки «Советы доктора Пилюлькина», «Зеленая аптека», «Уголки безопасности».

2- ой этап - практический.

На данном этапе закрепляются знания по ОБЖ, совершенствуются практические умения действовать в определенных ситуациях Для этого проводятся праздники: «Чистюля» «Путешествие в страну здоровья» с элементами основ безопасности жизнедеятельности и другие.

3-ий этап - этап совместных дел.

Данный этап предлагает участие детей, а также их родителей. Основной задачей является вовлечение всех участников в мероприятие, закрепление социальных позиций детей и взрослых. После летних каникул возрастает вероятность возникновения опасных для жизни ситуаций. Поэтому, для профилактики несчастных случаев проводить можно конкурсы рисунков «Добрая дорога детства».

Каждый ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Необходимо воспитателям рассказывать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одеты.

Для детей младшего и среднего возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например, в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко; Золушка была одета в лохмотья испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). С более старшими детьми имеет смысл организовывать беседу с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.

Для закреплений правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек».

Цель - научить детей, прежде всего застенчивых в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершено насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми.

В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепиться соответствующими сказочными сюжетами, например: «Волк и семеро козлят».

Также детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. С детьми целесообразно организовать опыты с микроскопом, с лупой, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

Необходимо объяснить детям, что можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подрят (ягоды, травинки).

Для закрепления этих правил полезно использовать игры - классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу.

Предметы домашнего быта, являются источниками потенциальной опасности для детей ,делятся на 3 группы:

  •  предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электророзетки, включенные электроприборы);
  •  предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  •  предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, пищевые кислоты, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоватьсятолько взрослые. Здесь, как нигде, уместны запреты.

При необходимости запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например: «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями. Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы воспитателей и родителей.

Также мы знакомим детей с правилами поведения на улицах города: рассказываем о ПДД, разыгрываем ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Знакомим с правилами поведения в транспорте (игра «Поездка в автобусе»).

Сотрудники ГИБДД, проводят с детьми беседы, показывают мультфильмы про ПДД. Был организован конкурс по ПДД (рисунки, поделки). Мы с детьми приняли участие в конкурсе, были награждены грамотой и книгой «Новые правила поведения».

С детьми подготовительных групп проводят беседы пожарные о своей профессии, о мерах безопасности. Детям показали устройство пожарной машины, как пользоваться пожарными рукавами, даже прокатили на пожарной машине.

Вся работа по ОБЖ состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому нам следует не только учитывать это самим, но и уделять значимое внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). А разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Возможны следующие направления работы воспитателей с родителями:

  •  Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
  •  Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
  •  Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта мед.работника, милиционера, пожарника);
  •  Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Безопасность детей - почти всегда дело рук их родителей.

Необходимо быть внимательным к своему ребенку, быть достойным его доверия - и большинство несчастных случаев можно будет предупредить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....