Личностно - ориентированные технологии в воспитании дошкольников.
статья по теме

Меркулова Елена Васильевна

Дети, которые получают полноценное питание и хороший медицинский уход, но не получают полноценного общения со взрослыми, плохо развиваются. Как содать такую атмосферу, в которой развивается личность ребёнка? Прежде всего необходимо установить гуманный стиль общения взрослого и ребёнка. Гуманизм в воспитании основан на понимании ребёнка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannye_tekh.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Меркулова Е.В, воспитатель, ГКУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»

В настоящее время личностно- ориентированные  технологии получили широкое распространение среди педагогов. Истоки развития личностно – ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина – Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

Основой личностно – ориентированного образования является понимание, в отличие от традиционной дидактической системы, где на первом месте выступает объяснение. Переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля – к развитию, от управления к самоуправлению.  Установка не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание, принятие ребёнка педагогом, оказание ему педагогической помощи и поддержки – это и есть фундаментальная основа личностно – ориентированных технологий, что является противопоставлением авторитарному стилю воспитания, который долгое время бытовал в наших детских учреждениях.

В условиях суточного пребывания в детском учреждении детей с ослабленным здоровьем, особенно важно удовлетворить потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого, неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие.

Личностно – ориентированное воспитание основывается на глубоком уважении личности ребёнка, знании и учёте его индивидуального развития. В детском санатории ребёнок находится 24 – 30 дней, это очень короткий период налаживания  контакта, поэтому очень важно с первых минут дать понять малышу, что ему здесь рады, его ждали и готовы к взаимопониманию.

Принципы взаимопонимания строятся на основах общения. Первый из которых -  безусловное принятие ребёнка.  Любить его не за красоту и ум, спокойствие и помощь, а просто за то, что он уже есть. Не начинать фразы с условия: «Если ты будешь хорошо себя вести, то…». Ребёнку необходимо сообщение, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветственных взглядах, ласковых прикосновениях, в прямых фразах: «Как хорошо, что ты к нам приехал», «Я рада тебя видеть», «Давай мы вместе…», «Мне нравится, как ты …», «Ты конечно справишься…»  и т. д.  Если ребёнок не получает таких знаков, то возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении.  

Причины трудностей ребёнка часто скрыты в чувственной сфере. Тогда просто показать, научить – не достаточно.  Важно его послушать, такое слушание можно назвать «помогающее слушание» или «активное слушание». Малыш только поступил в группу, а уже бежит жаловаться, что ему не дают игрушку. Фраза: «Ну, ничего, он сейчас поиграет и отдаст», не решит эмоциональную проблему ребёнка,  необходимо «вернуть» ему в беседе, то, что он вам рассказал, при этом обозначить его чувства: «Ты очень огорчён тем, что тебе не дали игрушку». Такое сочувствие производит на ребёнка особое впечатление.  Во-первых, ребёнок меньше переживает неудачу (разделённое горе уменьшается вдвое), во- вторых, поняв, что его слушают, начинает рассказывать о себе, в- третьих, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы ( в данном случае мальчик решил взять другую игрушку). Главное не оставить малыша наедине со своими переживаниями. Ответы по способу активного слушания показывают ребёнку, что его поняли и приняли его позицию. При активном слушании необходимо развернуться лицом к ребёнку, важно, чтобы глаза находились на одном уровне, если ребёнок огорчён, не стоит задавать ему вопросы, а ответ взрослого должен звучать в утвердительной форме  (если ребёнок говорит: «Я не буду водиться с Машей!», не стоит спрашивать у неё что случилось, лучше сказать утвердительно: « Ты на неё обиделся»).

Важно не допускать автоматических ответов и реагирований со стороны взрослого:

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Быстро ешь», «Чтобы этого я больше не слышала».  В этих фразах ребёнок слышит нежелание взрослых вникнуть в его проблемы, недоверие к его действиям.

 2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь, то я поставлю тебя в угол», «Еще раз это повториться, то …». У ребёнка неприятные переживания, он зациклен на своих эмоциях, поэтому угрозы бессмысленны, причём, если они повторяются часто и не реализуются, дети к ним привыкают и перестают  на них реагировать.  

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как положено, « Ты должен уважать взрослых» и т. д. Что нового может узнать из этой фразы ребёнок?   Единственное, что он почувствует, это давление, вину, скуку.   А если он «выходит за рамки», значит, проблема во внутреннем благополучии и нравоучениями здесь не поможешь.

4. Советы, готовые решения: «Я бы на твоём месте…», «Ты ему скажи…» и т. д.. Такая позиция детей часто раздражает, ведь мы напоминаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умнее и всё знаем. Лучше, если ребёнок сам примет решение, необходимо дать ему эту возможность.

5. Обзывания, высмеивания: «Плакса – вакса», «Какой же  ты лентяй!». Как правило, это приводит к отчуждению, снижению самооценки, обидам и защите.

6. Догадки, интерпретации: «Я знаю, ты подрался с тем – то…»,  «Я всё равно знаю, что ты меня обманываешь…». Это совсем не весело, за этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

В основе навыков активного слушания лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребёнка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от позиции взрослого «над». Счастлив ребёнок в данный момент или нет, зависит и от психологического климата, в котором он находится и от эмоционального багажа, накопленного в детстве, и зависит это от стиля общения ребёнка и взрослого.

В детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам взрослых.

Понимать потребности ребёнка, принимать их и отвечать им своими действиями значит активно слушить ребёнка в самом широком смысле.

Список литературы.

  1. Корчак, Я. Как любить детей [Текст] / Я.Корчак.
  2. Степанов, Е. Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [Текст] / Е.Н.Степанов – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; -М.: Астрель, 2013. – 238,[2]с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершен...

"Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные...

"Личностно-ориентированные технологии в воспитании дошкольников"

Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно этому стремлению не угаснуть, спосо...

Особенности применения личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольника к труду .

В статье раскрыты особенности личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольников к труду...