Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Спирова Надежда Алексеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное воспитание дошкольников

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития вдошкольном возрасте является формирование основ личности.

Личность человека формируется с первых лет жизни. Каждая черта психики играет определенную роль в сложной структуре личности. В самые ранние года жизни нервная система ребёнка наиболее пластична. В это время легче всего вырабатываются навыки, поэтому многие психологи и педагоги считают, что в раннем возрасте формируются основыличности. В дальнейшем развиваются те качества, которые были заложены в раннем детстве. Именно поэтому большое значение имеет готовность педагога, работающего сдошкольникамивоспринимать детей как личность.

Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребёнка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье, формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка.

Воспитатель должен не подгонять развитие каждого ребёнка к определенным канонам, а предупреждать возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально полно развернуть возможности их роста. Знания, умения и навыки рассматривать не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Наблюдая поведение и реакции нескольких детей одного возраста, находясь на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них индивидуальность. Однако, индивидуальные различия заключаются не только в том, что у каждого ребёнка доминируют одни качества, а у других – другие. Индивидуальность ребёнка зависит от:

• Врожденных биологических задатков;

• Влияние среды, в которой живет ребёнок;

• Личной активности ребёнка;

• Воспитательного воздействия окружающих людей.

В соответствии с этим, главным в своей работе считаю научить детей следующим важнымумениям:

1. Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. «Основное внимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми знаний, умений, навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков».

2. Принимать самостоятельные и ответственные решения.

3. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты. «В конце занятия побуждаю детей высказывать своё личное мнение по таким вопросам как: «Что на занятии вам запомнилось больше всего и почему? Что было особенно трудно? Почему? Что было легко и почему?». Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность.

4. Принимать ответственность за себя и своё окружение. «Вовлекая детей в процесс обсуждения и самостоятельного соблюдения общепринятых норм и правил поведения, постепенно передаю функцию контроля в руки самих детей». Строить с другими людьми отношения.

5. Сотрудничества. Личностно – ориентированная методика стремится научить каждого ребёнка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через разные формы работы в образовательной деятельности, в частности, попарную и подгрупповую. Это позволяет достичь высокой плотности взаимодействия между собой, вовлеченности в учебную деятельность каждого ребёнка.

Создавая условия для развития индивидуальности детей в группе создали изменчивую и вариативную развивающую среду с разнообразием сменяемых деятельностей и материалов. Всё помещение группы не имеет четких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одной деятельности к другой. Дидактические игры расположены в доступных для детей местах. В группе организованы зоны:

• Эмоциональной разгрузки, где дети весь свой негативный внутренний мир могут передать в рисунках, таким образом, как бы избавляясь от него. Здесь же дети рассматривают семейные фотографии в альбомах.

• Зону творчества, где дети пишут и рисуют фломастерами, карандашами, красками, лепят из пластилина, создают как коллективные, так и индивидуальные работы.

• Физкультурный уголок, где дети имеют возможность поиграть, используя нестандартное оборудование.

• Театральную зону, где разместила маски, атрибуты, различные виды театров. Активизирую речь детей через: игры- занятия, дидактические игры ведь своевременное и правильное овладение ребёнком речью является важнейшим условием полноценного психического развития.

• Игровую зону, где дети находят занятия по интересам. У девочек есть кухонный гарнитур, они с большим желанием играют с ним в сюжетно-ролевые игры, для которых есть все необходимые атрибуты и они чувствуют себя там настоящими хозяюшками.

• А у мальчиков есть гаражи, в которых стоят машины, тракторы, автобусы и другая техника. Для всех найдутся занятия по интересам.

Планируя свою работу в образовательной деятельности, опираюсь на следующие принципы построения учебного плана:

• Вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребёнку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей).

• Гибкость (по ходу занятия вношу в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей).

• Открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь). Конечно, делаются лишь первые шаги по формированию у детей этих важных личностных качеств. Цели личностно- ориентированного образования являются долгосрочными и рассчитаны не на один год обучения.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. И только при хорошо налаженном педагогическом общении детей и педагога последнему удаётся выяснить, как«вписывается» этот мальчик и девочка в детский коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидуальных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность ребёнка, интегрированная в коллективе или вообще не сулившая в нём адаптироваться. Так если ребёнок не высоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербности, устойчивой потери уверенности в успехе. Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжёлыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически указывает ребёнку на его неудачи, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания психологию этого ребёнка, примирившегося с подобным положением вещей.

Только бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к её перспективам, дают педагогу возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которая будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершен...

"Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные...

Личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.

Статья о новых подходах в воспитании дошкольников....

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников в рамках ФГОС.

-изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания;-внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику;-формирование личностной индивидуальности, создание условий для развития тво...

консультация для воспитателей " Личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников"

Содержание консультации: 1. Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования. 2. Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. 3...