Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям ДОУ
методическая разработка (младшая группа) на тему
Материал из опыта работы Хисматуллиной Р.Р., где даны рекомендации воспитателям и родителям для проведения успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В работе четыре приложения, где представлены анкеты для родителей, индивидуальная психологическая карта ребенка и советы родителям в адаптационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khismatullina_r.r._metodicheskiy_material_po_adaptatsii_detey.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.
Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение 1), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение 2, 3).
До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности (Приложение 4). При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей (Приложение 4,5):
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как к своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;
- посещайте групповые собрания.
Итак, чтобы дети легко адаптировались к условиям детского учреждения необходимо выполнение следующих задач:
- сотрудничество и координация усилий психолога воспитателей и родителей;
- обеспечение возможности участия родителей в жизни ребенка в условиях ДОУ;
- установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу;
- установление ритуалов встречи и прощания с каждым ребенком;
- в процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений;
- систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности уверенности в себе, самостоятельность и инициативность;
- разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям ДОУ;
- согласование действий родителей и педагогов в сближении подходов воспитания в семье и детском саду;
- создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающей психологический комфорт, радость, заботу, внимание, доброжелательность и чуткость;
- учет индивидуальных и психологических особенностей ребенка;
- формирование у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе данной работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.
Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь в адаптационный период.
Поведение
1 Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное).
2 Характер засыпания (быстро; в течение 10 минут; очень медленное; медленное).
3 Характер сна (спокойный; неспокойный).
4 Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)
5 Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).
6 Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).
7 Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).
Личность
Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
1 Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?______________________________________
2 Интересуется ли действиями взрослых?__________________________
3 Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______
4 Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти без посторонней помощи себе занятие; может или не может самостоятельно подготовится к игре)?________________________________________________
5 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________
6 Инициативность в отношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________
7 Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________
Приложение 2
Индивидуальная психологическая карта ребенка на адаптацию в ДОУ.
Группа________________Откуда поступил __________________
ФИО ребенка__________________________
Возраст _____________Дата поступления __________________
Группа адаптации при поступлении_________________________
Рекомендации педагога-психолога | ||||
Речь | Инициативная | |||
Ответная | ||||
Связана с воспоминаниями о близких | ||||
Навыки взаимоотношения | С детьми | Инициативен | ||
Ответные | ||||
Отсутствует | ||||
Со взрослыми | Инициативен | |||
Ответные | ||||
Отсутствует | ||||
Деятельность | Предметная деятельность | |||
Наблюдение подражание | ||||
Бездеятельное | ||||
Эмоциональное состояние | Уравновешенное | |||
Неуравновешенное | ||||
Отрицательное | ||||
Сон | Сон | Характерные Длительный | ||
Засыпание | Длительное Характерное | |||
Аппетит | ||||
Дата |
Приложение 3
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Приложение 4
Уважаемые родители!
Если ваш малыш все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша в группе.
*Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти
*Поцелуйте его, словно ничего не происходит, уходите не задерживаясь.
*Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например словами: «Вижу, у вас ожидается веселый день».
*Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например сразу после обеда), и будьте точны.
*Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Уважаемые родители!
Для того чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает дет/сад, чувствовать себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве:
- До поступления в дет/сад:
• Создать дома такие условия, которые по возможности были бы приближены к условиям дет/сада (домашний режим не следует резко менять на садовый, лучше постепенно приближать).
• Соблюдать режим соответствия возраста ребенка.
• Формировать навыки самостоятельности.
• Тренировать адаптационные возможности.
• Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
• Побеседовать с мед. сестрой дет/сада, были ли токсикозы и заболеваемость мамы во время беременности, осложнения во время родов, рассказать о состоянии здоровья Вашего ребенка (стоите ли на учете «Д»), были ли травмы при рождении, как часто болеет, есть ли в семье другие дети, живут ли с бабушкой и дедушкой, есть ли опыт поведения в адаптационный период)
• До поступления в дет/сад познакомиться с группой и воспитателями и рассказать о ребенке как можно больше, все, что вы особо считаете важным.
2. Во время адаптации:
• создать дома чадящий режим (спокойная обстановка, не включать на большую громкость телевизор и т.д)
• чаще находиться с ребенком на свежем воздухе.
• не создавать дополнительную нагрузку на нервную систему (не ходить в гости, не приглашать гостей)
• закрепить положительные впечатления о дет/саде, о новых друзьях, проявлять больше интереса.
• Информировать воспитателя об изменениях в его поведении, состоянии (улучшение или ухудшение), замеченных за время пребывания дома.
• Если что-либо волнует вас связанное с дет/садом не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения.
- Режим адаптации:
• Мы просим Вас приходить в группу в период с 7.30 до 8.00ч. утра и забирать ребенка первые два дня в10.00ч., следующие два дня в 12.00ч., затем малыша оставляем на сон .
• Если малыш хорошо себя чувствует в течении дня его затем оставляем на целый день.
Мы готовы прислушаться ко всем Вашим пожеланиям и советам!!
Приложение 5
Стандартные рекомендации по подготовке ребенка
к посещению детского сада для родителей
1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, что бы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети у родителей, которых нет альтернативы детскому саду.
2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ.
«Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек.
Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие папы и мамы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех детей. Тебе повезло, осенью я тебя поведу туда. Нам надо подготовиться к этому. Купить тебе необходимые вещи, выучить имена воспитателей, няни и выучить правила жизни в детском саду».
3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходит сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о детском саде, о том, что их малыша приняли в детский сад.
4. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще вы его будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что будет делать после обеда? Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как было и обещано, они чувствуют себя увереннее.
5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как он сможет это сделать. Например: «Если ты хочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И Роза Радиуловна нальет тебе воды. Если хочешь в туалет, скажи об этом. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей - тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации дома с ребенком. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется , просит пить. Хорошо, если ваш малыш захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
6. Приготовьте вместе с ребенком вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, небольшие игрушкам, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть забавные различные предметы- книги с картинками, поделки из бумаги и т.д. За лето вы наполните коробку – осенью вам проще будет отправлять вашего малыша в детский сад: с игрушкой веселей идти и проще завязать отношения с другими детьми.
7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги.
8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по имени. Спрашивайте о них дома. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
9. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
11. В присутствие ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада или его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы с ним проводите меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно, но ты у меня смелый и ты скоро привыкнешь и тебе будет интересно в саду, ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой, у тебя все получится».
13. Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, планы и возможности. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
14. Если через месяц ваш ребенок не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.
15. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада ждут вас!
- .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для успешной адаптации детей от 1,6 до 3 лет.
Данная статья поможет молодым специалистам создать в группе благоприятную атмосферу, для прохождения адаптации детей раннего возраста....
ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)
Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".
В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Организация педагогического процесса в группе раннего возраста,как одно из условий успешной адаптации детей и родителей к ДОУ.
Методический материал для воспитателей групп раннего возраста....
Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...
Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....