Консультация для родителей "Психология и педагогика детей раннего возраста"
консультация
Ранним возрастом принять считать возраст ребеночка от 1 годика и до 3 лет. Это очень захватывающий возраст, при котором малыш интенсивно впитывает всю информацию, а родители стараются развивать в малыше все необходимые качества, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Особенности развития детей раннего возраста малышей в этот промежуток времени появляются в желании быть более самостоятельным, независимым, хотя он также неразрывно связан с родителями, ведь постоянно нуждается в помощи, внимании и оценке его поступков. Такая противоречивая ситуация находит свое разрешение в социальной ситуации развития малыша, когда появляется сотрудничество или совместная деятельность родителей и ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 15.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Психология и педагогика детей раннего возраста
Ранним возрастом принять считать возраст ребеночка от 1 годика и до 3 лет. Это очень захватывающий возраст, при котором малыш интенсивно впитывает всю информацию, а родители стараются развивать в малыше все необходимые качества, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Особенности развития детей раннего возраста малышей в этот промежуток времени появляются в желании быть более самостоятельным, независимым, хотя он также неразрывно связан с родителями, ведь постоянно нуждается в помощи, внимании и оценке его поступков. Такая противоречивая ситуация находит свое разрешение в социальной ситуации развития малыша, когда появляется сотрудничество или совместная деятельность родителей и ребенка.
Также изменяется ведущая деятельность малыша. Если в возрасте до годика он еще не знал назначение и способ действия того или иного предмета, то в раннем возрасте примерно ко второму году жизни малыши уже понимают назначение основных предметов и имеют представление о том, как этим предметом можно действовать. Взрослые не просто дают ребенку предмет, но и передают знания, способ действия этим предметом.
Особенности развития детей раннего возраста характеризуются интенсивным психическим развитием. То есть у малыша развивается активная речь, деловое общение с родителями и предметная деятельность. Также у малышей появляется произвольное поведение, самостоятельность и самосознание, появляется делание общаться со сверстниками, а также в его жизнь входят игры. В этом возрасте ребенок совершенно по-особому реагирует на действительность. Эта его реакция получила название ситуативность. Заключается она в зависимости поведения ребенка, а также его психики от воспринимаемой ситуации.
Еще одной особенностью развития детей раннего возраста стало то, что малыш начинает общаться со сверстниками. Это его тяга продиктована интересом к другому человеку, желанием получить новые впечатления. Это общение развивается поэтапно. Сначала у ребенка возникает интерес к сверстнику, затем появляется желание привлечь его внимание к себе, демонстрируя свои успехи. И уже позже, к третьему году жизни у ребенка возникает чувствительность к отношению сверстника, а также зеркальное отражение движений и действий партнера. В этом возрасте общение детишек непосредственное, ненормативное, в нем отсутствует предметное содержание. Решающую роль в общении между детишками должны осуществлять родители.
Уже чуть позже у ребенка уже появляются собственные желания, которые могут не совпадать с желаниями взрослых, растет его желание быть самостоятельным, стремление стать независимым, делать все самому, без помощи взрослых. Это во многом влияет на отношения малыша с родителями и окружающими, а также на поведение ребенка. Это также является особенностью развития детей раннего возраста. Проявляется оно не у каждого ребенка и с различной интенсивностью, но общие симптомы поведения малыша в этом возрасте это упрямство и негативизм, а также строптивость. Малыш отказывается слушаться взрослых, настаивает на своих желаниях, может делать что-либо назло взрослым. Ребенок в этом возрасте требует особого отношения, с ним необходимо много разговаривать, доказывать необходимость действовать так, а не иначе.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
Из данной консультации родители могут о приемах развития речи малышей в условиях семьи....
Консультация "Роль дидактической игры для детей раннего возраста"
Методический материал как правильно проводить с детьми дидактические игры, подробное описание игр....
Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития".
Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития"....
Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
Одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать услов...
консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....