ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Основной целью обучения иностранным языкам выступает личностное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novosleva.docx | 49.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Новосельцева Т.А.
МБДОУ детский сад № 32 «Росинка», г. Щелково, Россия.
Аннотация
Основной целью обучения иностранным языкам выступает личностное развитие ребенка.
Язык выступает не только в качестве уникального явления культуры, но и в качестве важного инструмента познавательной деятельности учащихся и учителя, осуществляющего педагогическую деятельность, познания сокровищниц общечеловеческой культуры, национальной культуры разных народов, в том числе своей. Проникновение в новую национальную культуру, приобщение к огромному духовному богатству, созданному другим народом, дают возможность создать основу для развития у ребенка интереса к языковому и культурному многообразию современного мира, потребности познать культуру страны изучаемого языка, уважение к языку и культуре другого народа.
Периодом наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возраст от 4 до 8-9 лет. По мере взросления ребенка эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму иностранному языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей.
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным в связи с тем, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала.
На начальном этапе обучения детей английскому языку важно помнить и соблюдать три основных принципа:
- Легкость, т.е. доступность понимания и интересность для учащихся
сообщаемых им знаний;
- Основательность, т.е. конкретика. Смысл сказанного учителем не должен быть расплывчатым, иначе он не будет усвоен детьми;
- Краткость, т.е. умение организовывать учебный процесс так, чтобы успеть передать все необходимые знания и навыки и тут же в классе закрепить эти знания.
В процессе обучения следует избегать одностороннего подхода, когда практическое овладение языком превращается в самоцель, как это бывает в школьных курсах. Там педагоги ставят перед собой главной целью «вооружить» детей знаниями и умениями. Для ребенка-дошкольника язык не должен являться самоцелью, для него должно быть важнее то, что влечет за собой язык.
Язык должен вызывать интерес у детей и положительно воздействовать ни их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях. Тематическая сторона обучения должна учитывать ту сферу, в которой воспитывается ребенок и тот опыт, который он уже приобрел (в семье, на улице, в детском саду). Для достижения наилучшего результата обучения необходимо включать в учебный процесс различные виды деятельности, соответствующие возрасту детей: музыкальные, изобразительные и другие, что будет благоприятствовать многостороннему развитию личности ребенка в изучении иностранного языка и способствовать подготовке дошкольника к программе школьного курса.
В дошкольном возрасте важно совмещать реальные интересы и возможности ребенка с его потребностями (например, потребность в игре). Отсюда следует, что главным методом обучения должны стать игры (подвижные, сюжетно-ролевые, настольные). Поэтому овладение иностранным языком в дошкольном возрасте должно происходить в процессе обучения, какой бы игровой, и внешне спонтанный вид оно не имело. И к этому дети должны быть физически и психологически готовы. Этот период наступает, как правило, к пяти годам. У пятилетних детей формируется чувство смешного, ролевые игры носят развитый, сложный характер. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом.
Поскольку дошкольники – дети импульсивные, энергичные, несдержанные, поэтому нельзя долгое время их заставлять сидеть на месте иначе весь интерес у них сразу же «испарится». В этом случае будет интереснее создать более уютную и комфортную обстановку, расположившись, к примеру, на мягких подушечках на полу. Психологические возможности дошкольника устроена таким образом, что его нужно все время заинтересовывать. В этом могут помочь ролевые игры, постановка сказочных сюжетов, игрушки, которые могут надеваться на руку.
Дети очень чувствительны к оценке своих поступков, в т. ч. и речевых: они заинтересованно ждут этой оценки.
При традиционном подходе к обучению иностранного языка, педагог, особенно на начальном этапе часто исправляет фонетические ошибки ребенка. В связи с чем у ребенка формируется ощущение, что каждое сказанное им слово проходит строгий контроль. Ребенок начинает думать не о том, что сказать, а о том, как сказать. В результате страдает речевая активность детей, которые боятся сказать что-либо с неправильным произношением, предпочитая молчать с правильным. Поэтому в оценке деятельности ребенка должно звучать общее положительное отношение к нему, как к личности; следует исключать излишние словесные назидания и упреки.
Учитывая анатомо-психо-физиологические особенности следует проводить занятия для детей 3-4 лет – не более 15 минут, 4-5 лет – не более 20 минут, 5-6 лет – не более 25 минут и 6-7 лет – не более 30 минут.
На занятиях по иностранному языку должна быть создана благоприятная атмосфера для формирования у дошкольника готовности и способности к общению с помощью нового для него языка. Занятия не должны быть «сухими»: их следует проводить не как урок, а как совместное времяпрепровождение, задавая каждый раз новую тематику.
В процессе такого «урока» дети испытывают чувство удовлетворения, радости и счастья от общения со сверстниками, игрушками, предметами посредством нового для них языка. Поэтому необходимо отказаться от преимущественного использования таких форм обучения как работа с большими группами по форме «вопрос-ответ».
Наиболее удобным считается использование метода, основанного на теории Говарда Гарднера – теория множественного интеллекта, которая предполагает в процессе обучения учитывать 8 типов интеллекта (визуально-пространственный, вербально-лингвистический, музыкально-ритмический, моторно-двигательный, логико-математический, межличностный интеллект, внутри личностный интеллект и интеллект естествоиспытателя).
Для эффективного обучения детей дошкольного возраста преимущественно используются вербально-лингвистический, визуально-пространственный, музыкально-ритмический, моторно-двигательный, которые включают в себя следующие приемы:
- обучение через игру;
Например:
Up, down clap, clap, clap (хлопать в ладоши),
Up, down snap, snap, snap (щёлкать пальцами),
Up, down hop, hop, hop (подпрыгивать на корточках),
Up, down stop (замереть на месте).
- обучение через движения (танец, ритмику, физические упражнения); Например:
Up, up, up (руки вверх),
Down, down, down (руки вниз, потрогать пол),
Turn around and (покружиться)
Round and round (продолжайте кружиться).
- обучение через разучивание песен, стишков, рифмовок;
- обучение через изобразительную деятельность (лепка, рисование).
Поэтому для успешного развития детей необходимо очень широкое использование всех типов детской деятельности:
При этом важно помнить, что любая вышеназванная ситуация (будь то песня или рисование) должна быть не просто песней или рисованием, а тренировкой детей в освоении лексического и грамматического материала.
Для успешного освоения детьми иностранного языка недостаточно быть профессиональным учителем высшей категории, иметь под рукой программу обучения и интерес детей к знаниям, необходимо также создать условия обучения (видеотека, аудиотека, библиотека, краски, пластилин, клей, карандаши, цветная бумага и т.д.). Здесь дети знакомятся с новыми языковыми материалами, получают страноведческую информацию, слушают сказки, рассказы, разыгрывают сценки, спектакли. Таким образом, в процессе обучения техническое оснащение кабинета играет одну из главных ролей, наличие такой техники как доска, в том числе интерактивная, теле- и аудио устройства, а также разнообразные наглядные, вербальные и невербальные средства. Стараясь уделять больше внимания разнообразию средствам обучения, можно быстрее добиться желаемого результата.
Таким образом, методика педагогической работы определяется целями и задачами, которые ставит перед собой педагог. Приоритетными целями должны стать цели формирования у детей первичных навыков общения на иностранном языке; умения пользоваться иностранным языком для выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения; создания положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков; пробуждения интереса к жизни и культуре других стран; воспитания активно-творческого отношения к слову; развития лингвистических способностей учащихся с учетом возрастных особенностей их структуры у старших дошкольников; децентрации личности, то есть возможность посмотреть на мир с разных позиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста
"История воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой" К.Д. Ушинский...
Роль музейной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста
В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают м...
Рекомендации педагогам по обучению игре детей дошкольного возраста в русле культурно-исторической психологии. Опыт амплификации
Использование игры как формы организации жизни и деятельности детей предъявляет новые и более сложные требования к воспитателю из года в год . В условиях игры во...
"Обучение русскоязычных детей дошкольного возраста коми языку как неродному на основе музейной педагогики" (обобщение педагогического опыта)
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства...
Методическая разработка "Особенности применения игровой педагогики в обучении плаванию детей дошкольного возраста"
Повышения эффективности обучения плаванию посредством игры, обеспечение всестороннего развития личности ребенка, используя игры различной направленности...
Лекция Н.В. ТкаченкоПсихолого-педагогическое сопровождение адаптации несовершеннолетних иностранных граждан дошкольного возраста
Лекция Н.В. ТкаченкоПсихолого-педагогическое сопровождение адаптации несовершеннолетних иностранных граждан дошкольного возраста...
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»
Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...