Статья из опыта работы детского сада
статья на тему
В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РЕАЛИЗУЕМ ФГОС: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗУЕМ ФГОС: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Т.Г.Сальникова
Старший воспитатель
МБДОУ детского сада комбинированного вида
№ 15 «Алёнка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края,
почётный работник общего образования
В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.
Наше учреждение как специализированное, с приоритетным направлением - коррекция речевых нарушений, - функционирует 9 лет. В ДОУ 11 групп, из них 6 групп компенсирующей направленности, которые посещает 91 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Творческий союз педагогов и специалистов, объединенных общими целями, выстраивает процесс развития, организацию коррекционно-образовательного пространства. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений, педагогическим коллективом запущен механизм адаптации основной общеобразовательной программы ДОУ для детей с ОВЗ. Это означает, что в основной общеобразовательной программе ДОУ, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» и не противоречащей ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, системы коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение основной общеобразовательной программы, особые условия реализации.
Коррекционная работа направлена на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, оказание логопедических услуг детям с речевыми нарушениями, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей – инвалидов
Модель коррекционно-развивающей деятельности в нашем детском саду представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, сказкотерапии, музыкотерапии, анималотерапии, логоритмики и т.д.). Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде. В индивидуальной работе с заикающимися детьми используется аппарат биологически обратной связи (БОС), полученный коллективом в рамках Президентского гранта.
В ДОУ течение года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Два раза в год проводится диагностика. Одним из основных принципов диагностики является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами. По результатам диагностики специалисты службы сопровождения, а именно-педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, составляют индивидуальные коррекционные маршруты, отслеживают динамику развития ребёнка.
Логопедическая коррекционная работа осуществляется по программе «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой в интеграции с комплексной программой ДОУ, разработанной на основе Примерной общеобразовательной программы НЕ.Вераксы «От рождения до школы». Цель программы: развитие правильной речи у дошкольников. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Логопедические занятия проводятся с детьми разных возрастных групп индивидуально или по подгруппам.
В коррекционном процессе участвуют все педагоги. Воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя – логопеда. Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.
Нарушение речевого развития, как правило, взаимосвязано с нарушениями психофизического и психического развития, поэтому участники коррекционного воздействия занимаются не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. Воспитатели, учитель- логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Педагог-психолог Хаданович Т.А. корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, создает среду психологической поддержки детей. Музыкальный руководитель Сакулина Т.И. развивает чувство ритма и темпа, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен, используя авторское пособие «Логоритмические упражнения в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи». Инструктор по физкультуре Шибанова М.П. развивает общую моторику и координацию движений, умения по мышечной релаксации, дополняя основную работу формой кружковой деятельности «Фитбол-гимнастика»
В группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллектуального развития работа ведется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. Программа разработана в целях осуществления коррекционно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста . Цель программы: обеспечение процесса социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, коррекция их психофизических дефектов, подготовка дошкольников к школьному обучению и к адекватному включению в окружающую социальную среду. Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности, то есть ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, тема остается такая же, а содержание материала раскрывает сначала предметную, функциональную, смысловую стороны, затем сферу отношений, причинно – следственных, временных и других связей между внешними признаками и функциональными свойствами.
Сетка образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении составлена старшим воспитателем Сальниковой Т.Г так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов, администрацией ДОУ выработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем- логопедом и педагогом-психологом изучают детей. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе организованной образовательной деятельности и в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2.С учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ программы составляется Рабочая программа воспитателей на каждой возрастной группе, Рабочие программы специалистов.). Грамотное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Проводятся массовые мероприятия: праздники, развлечения, тематическая непосредственно-образовательная деятельность, которые являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку. Для родителей работает консультационный пункт, который создан в целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.
Стратегические цели создания консультативного пункта :
- создание условий для развития и воспитания ребенка с ОВЗ и его успешной социализации в будущем;
- пропаганда здорового образа жизни;
- повышение роли семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.
Реализуя услуги в рамках работы консультативного пункта, мы решаем следующие задачи:
- комплексная психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на своевременное предупреждение отклонений в развитии, их профилактику и коррекцию, сохранение психического здоровья детей;
- помощь семьям в приобретении навыков воспитания, обучения, подбор адекватных методов коррекции развития ребенка с ОВЗ;
- содействие формированию у детей готовности к поступлению в начальную школу;
- распространение передового педагогического опыта организации деятельности консультативного пункта среди ДОУ города и района;
Структура консультативного пункта:
- консультативный пункт с привлечением специалистов по запросам родителей;
- организация центра методической поддержки родителей, с выставками специализированной литературы, игрушек, пособий и др.
Специалисты, привлеченные к работе на консультационном пункте: учитель-логопед, педагог-психолог;музыкальный руководитель,воспитатели, медицинские работники.
Критериями эффективности модели консультационного пункта являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;
Особенность организации работы консультативного пункта:
- ранняя диагностика и профилактика отклонений в развитии ребенка;
- индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ с учетом структуры дефекта, его возможностей и способностей;
- повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
- индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ ориентирован на структуру его дефекта, где учреждение должно подстроиться под ребенка, а не наоборот, когда ребенок должен подчиниться общей системе обучения и воспитания в ДОУ.
Результатом работы консультационного пункта является:
- создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с ОВЗ;
- предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-ориентированной помощи ребенку с особыми потребностями и семье, что содействует его оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, образовательной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – основа нашего успеха в работе. Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
- Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
- Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
- Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
- Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
- Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и навыков. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
- Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
- В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование социализации и адаптации их в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Показателями результативности коррекционно-развивающей работы в МБДОУ ДС № 15 на начало 2014-2015 учебного года можно считать следующие аспекты :
- наработали определенную систему работы с детьми-инвалидами и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать;
- созданы условия для развития детей с ОВЗ: физического, психического, эмоционального;
- специалисты (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели) обучились на курсах повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
- с сентября 2014 года в ДОУ открыты ещё две группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психологическое обследование детей с проблемами в развитии проводится, с согласия родителей, в системе и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). За время пребывания в детском саду у детей развиваются психические процессы память, мышление, воображение, логика и т.д.;
- за последние года наблюдается положительная динамика общего уровня развития речи детей, а самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея
В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и боевой славы. Надеемся, что ...
Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом...
"С чего начинается Родина?" (Из опыта работы детского сада по краеведению)
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции с...
Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК
Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК...
Статья «Внедрение в работы детского сада современной формы работы – мини-музей»
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его развитие? Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в проц...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения матери...
Культурные практики в ранней профориентации дошкольников (Из опыта работы детского сада)
Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно развиваю в формате культурных практик, обеспечивающих условия для применения культурного опыта, ...