Консультация для педагогов По теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»
консультация

Мельникова Татьяна Александровна

Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»

Консультация для педагогов

По теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ» к Педагогическому совету №2

на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

                  Подготовил воспитатель:

первой квалификационной категории

        Мельникова Т. А.

Сакмара 2021год.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна изважнейших задач современной образовательной практики в рамках новыхфедеральных государственных образовательных стандартов.

Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность.

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Для реализации всего объема работы в группах детского сада создается предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками.

Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить.  Опыт может выполнятся без какой -то конкретной цели, спонтанно.

Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате.Он преследует определенную цель. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то  запомнитего надолго.

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование в детском саду может проходит как на занятиях, так и в совместной  деятельности. В раннем и младшем возрасте это совместная деятельность с воспитателем. А в старшем это может быть самостоятельная деятельность.

Давайте рассмотрим примерную  структуру занятия-экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иноговарианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходеосуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми взоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих
  • организовать сверстников, комментирующих ход и результатысовместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатовэкспериментирования.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах создаются  уголки экспериментирования.

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический(книги познавательного характера для младшего возраста; тематические  альбомы; коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки; коллекции «Подарки « (зимы, весны, осени); «Ткани»

Компонент оборудования(песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
материалы для игр с мыльной пеной; красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления (лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
«бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
семена бобов, фасоли, гороха.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический(книги познавательного характера для среднего возраста; тематические альбомы; коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки; коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени); «Ткани»; «Бумага»; «Пуговицы»; Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла" и др.)

Компонент оборудования(песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); семена бобов, фасоли, гороха; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления(лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами; «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

 

Старший и подготовительный дошкольный возраст

Компонент дидактический(схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции ;мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные»,  «Изделия из камня».

Компонент оборудования(материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина»; природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; сито, воронки; половинки мыльниц, формы для льда; проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения. Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

  • - постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  • - формулирование выводов.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой  или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым  формам работы.  

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры;

- трудовые поручения, действия.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Образовательные задачи:

  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи:

  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи:

  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Виды детского экспериментирования

По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);
  • поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);
  • решение познавательных задач.

По месту в образовательном цикле:

  • первичное;
  • повторное;
  • заключительное;
  • итоговое.

По характеру мыслительных операций:

  • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);
  • сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);
  • обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).

По способу применения:

  • демонстрационное;
  • фронтальное.

В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

У детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В результате организации детского экспериментирования

- у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются умения:

  • Видеть проблемы,
  • Задавать вопросы,
  • Выдвигать гипотезы,
  • Давать определения понятиям,
  • Классифицировать,
  • Наблюдать,
  • Умения и навыки проведения экспериментов, исследований,
  • Структурировать полученный в ходе исследования материал,
  • Делать выводы и умозаключения,
  • Доказывать и защищать свои идеи.

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

Если карточки поместить в файлы, подходящие по размеру, дети смогут отмечают результаты фломастерами, которые впоследствии хорошо смываются, таким образом, карточки могут использоваться неоднократно, даже в самостоятельной деятельности.

Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Фотофиксация. Имеет преимущество, так как точно передает особенности объекта, а также запечатлевает фон, что облегчает изучение связи организма и среды обитания. Фотографии должны находиться в доступном для детей месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...

Консультация для педагогов. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Доклад "Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ"

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и...

ДОКЛАД «Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

          «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,            но открыть так, чтобы ку...

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...

Презентация по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы).

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально раз...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...