СЕМИНАР. «Происхождение и сущность игры. Современная практика организации игровой деятельности.»
консультация на тему
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_proiskhozhdenie_i_sushchnost_igre.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
СЕМИНАР.
«Происхождение и сущность игры.
Современная практика организации
игровой деятельности.»
Провёл: зам. зав. по ВМР
Н.В. Сулейманова
Октябрь 2012 год.
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
ДЛЯ СЕМИНАРА ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
К. Д. Ушинский, наблюдая за играми детей, приводил такие примеры: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, гладит. У другой — величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут. У третьей — бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».
Вопросы:
- Какие особенности игры отражены в этих примерах?
- Какие виды игр вы знаете?
- От чего зависит то, в какие игры играют дети?
ИГРУШКА, ЕЁ МЕСТО В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:
- Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?
- Какие требования предъявляются к подбору игрушек в
группе?
3. Были ли у вас в детстве любимые игрушки, и почему Вы их любили?
ИГРА И РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы:
1. Как должен поступить воспитатель?
- Сделать замечание детям.
- Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.
2. Как бы вы поступили?
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы:
- Объясните, почему не получилась игра?
- Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ
Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
- Я буду врачом, — кричала Наташа.
- А я- бортмехаником! — сказала Саша.
- Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
- Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
- А я первый сказал!
- Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.
Две хозяйки
Девочки-хозяйки идут в магазин, советуются друг с другом о том, что будут готовить на обед.
«Мой муж очень любит шницели, — говорит хозяйка с серьезным видом. — А вот дочке давай только пельмени...»
«А мой ест только рыбу, говорит, что сосиски надоели», — сокрушенно покачивая головой, отвечает вторая девочка.
В магазине хозяйки переходят от одного отдела в другой, спрашивают, сколько стоит товар. Платят деньги в кассу за покупки.
Вопрос: о какой особенности детской игры говорит данный эпизод?
Игра в магазин
Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.
Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?
Смелая девочка
Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик, спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», — сказала она.
Вопросы:
- Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа?
- Дайте оценку действиям «волка».
- Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего
данную ситуацию?
Семеро смелых
Дети еще до прогулки договорились играть в ледокол «Арктика» и распределили роли. На корабле будут капитан, матросы, боцман, кассир, повар и др.
Как только дети вышли на прогулку, капитан Саша объявил о выходе ледокола в море. Но кассир Маша возразила: «Так не бывает, сначала пусть пассажиры билеты купят». Затем капитан дает указание вертолетчикам обследовать маршрут. Летчики вылетают и поддерживают связь с радистом на ледоколе.
Вскоре капитан объявляет, что ледокол приближается к Северному полюсу. Все сходят на лед, устанавливают флаг, поют песню. Капитан поздравляет всех с победой и т. д.
Вопросы:
1. Определите возраст играющих детей.
2. Охарактеризуйте особенности игровой деятельности детей данной группы ДОУ.
*********************
Две девочки (им по 5 лет) никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.
- Я хочу!
- И я хочу! — спорят они.
- Двух мам не бывает,— говорит одна из них.
- Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.
- Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.
- Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.
Игра, казалось, не состоится. Но взрослый, наблюдавший за конфликтом между девочками, берет другую куклу и от ее имени спрашивает:
— Можно, я буду твоей дочкой? Ты будешь со мной гулять, водить меня в
детский сад... Мы будем жить по соседству с куклой Наташей, я буду дружить с ней, ходить к ней в гости.
Конфликт разрешен. Обе девочки с интересом играют рядом.
**********************
И другая конфликтная ситуация.
Вова (4 года) ведет машину, и его путь проходит через «класс», где Вероника (5 лет) «учит» своих учениц — кукол. «Учительница» возмущена вторжением автобуса. Оба сердятся:
— Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!
— Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь шоссейка проходит!
И быть бы рукопашной, не вмешайся взрослый в нарастающий конфликт.
— Товарищ шофер,— обращается мама к зачинщику ссоры,— я диспетчер
и потому должен сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут в объезд.
Чем можно объяснить успех в разрешении описанных конфликтных ситуаций? Проанализируйте прием взрослого, благодаря которому удалось сохранить игровой замысел детей в первом и втором случаях. Как вы стараетесь разрешать детские конфликты, если они возникают в процессе игр?
Ребенок легко подчиняется правилу, вытекающему по ходу игры. Вот почему, когда взрослый, тактично включаясь в игру, подсказывает детям новый ход игрового действия, позволяющий обойти конфликт, то они принимают его — и игра сохраняется. Прямое же вмешательство в большинстве случаев нарушает игру.
************************
Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:
— Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить
вино. А потом буду скандалить.
Ира возражает:
- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.
- И пить вино — это плохо,— добавляет Женя.
- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...— говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, он произносит:
- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Какие чувства у детей может вызвать эта игра? Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей? В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру?
Важно подчеркнуть
Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием. Прежде всего, надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Например, можно сказать детям: «Интересную игру вы придумали, только лучше, чтобы папа был добрый, заботливый, а сын умный и послушный» Всегда следует иметь в виду: если игра приняла отрицательный характер (дети изображают пьяных, подражают ссорящимся людям, произносят грубые слова), а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.
1.Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в манеж – пусть играет! Но ребенок подержал ее в руке, а затем… забыл о ней. « Не понравилась», - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки. Однако вскоре они убеждаются, что, несмотря на то что игрушек много, ребенок все же почему-то не играет ими. Почему? Делают вывод: «Наш ребенок не любит играть» — и поэтому не стараются развивать игровую деятельность малыша.
Другие же родители считают, что, наоборот, малыша надо все время занимать игрой, они ни на минуту не отходят от него. То мама показывает, как бежит и лает собачка, то папа заводит игру с мячом, то бабушка звенит погремушкой...
Кто же из родителей прав? Те, которые не считают нужным поиграть с малышом, или те, которые постоянно забавляют его? Надо ли учить ребенка играть? Как поступаете вы?
*
К сожалению, ни те, ни другие родители не правы. Здесь нужна золотая середина: надо, чтобы ребенок был заинтересован игрушкой. А это возможно тогда, когда он знает, как с ней играть. Поэтому, прежде чем дать игрушку, а тем более новую, надо ее обыграть с ребенком, показав ему, как действовать с ней.
Выберите время, подходящее для игры, когда ребенок накормлен, спокоен, когда в комнате тихо: он должен сосредоточиться на действии с игрушкой и на вашем показе. Назовите игрушку: это матрешка. Или: это палочка, а это колечко. Покажите действие с игрушкой, например как надеть колечко на палочку. Скажите: «Надену колечко!» Ваши слова мобилизуют внимание ребенка. Покажите два-три раза, как это делать.
Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл даже тогда, когда окружен множеством игрушек: он не знает, как ими действовать! Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его развитием. Но не следует все время занимать малыша: действия взрослого не должны подавлять детскую активность, иначе ребенок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним, и не захочет играть один.
2.
Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?
*
Если ребенка всегда забавляли взрослые, не побуждали его к самостоятельным действиям, не учили играть, то у него возникает пассивное, созерцательное отношение к игре: он чаще наблюдает за действиями других, но сам в игру не включается. Недопустима передозировка игрушками: когда их слишком много, они рассеивают внимание, ребенок то за одну берется, то за другую.
Как приучить малыша играть одному?
Прежде всего следует подобрать такие игрушки и игры, которые располагали бы ребенка к такой игре. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разнообразные пирамидки. Когда малыш подрастет, можно дать ему конструктор, мозаику, настольный строитель. Но это еще не все. Сами по себе игрушки ничего не значат, если ребенок не знает, как играть с ними. Надо их обыгрывать вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особенно это важно для самых маленьких. Так как они не имеют еще достаточного опыта, чтобы опираясь на него развернуть игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по практико-познавательной деятельности в 1 младшей группе "Вот собачка Жучка..."
Живой объект -щенок,вызывает неподдельный интерес у малышей.С помощью практических действий дети исследуют щенка,его повадки,признаки....
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
Аукцион педагогического мастерства «Современные профессии хорощи - выбирай на вкус» «Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»
Увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса...
Аукцион педагогического мастерства «Современные профессии хорощи - выбирай на вкус» «Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»
Организация поисковой деятельности в рамках учебного процесса...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет «Опробование, как практико-познавательная деятельность»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет «Опробование, как практико-познавательная деятельность»...
Современные игры современных детей
Педагогам и родителям , работая с детьми, надо быть в курсе всех их увлечений. Одной из популярных игр у дошкольников в настоящее время является POP-IT.предлагаю вашему вниманию подб...
«Современные игры – современные дети»
Если говорить о современных детях, то прежде всего нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин....