Введение в педагогику. Полезное и интересное.
учебно-методический материал на тему
Содержание:
- Педагог: профессия и личность (история профессии, специфика пед. деятельности, профессиограмма детского сада).
- Педагогика как наука (понятийный аппарат педагогики)
- Модели педагогического общения
- Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (история программы, разновидности программы, разновидности программ и технологий
- Вальдорфская педагогика, педагогика Марии Монтессори. Дом радости
- Факторы развития личности , что определяет степень одаренности или степень запущенности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsii-pedagogika.docx | 56.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Лариса Владимировна Васина
ПЕДАГОГИКА
«Дошкольная педагогика» С.А.Козлова, Т.А.Куликова
Журнал «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я», профессиональный журнал, «Воспитатель ДОУ», «Обруч» дошкольное + начальное образование, «Одаренный ребенок»
Содержание курса:
- Педагог: профессия и личность (история профессии, специфика пед. деятельности, профессиограмма детского сада).
- Педагогика как наука (понятийный аппарат педагогики)
Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (история программы, разновидности программы, разновидности программ и технологий
Вальдорфская педагогика, педагогика Марии Монтессори. Дом радости
- Факторы развития личности , что определяет степень одаренности или степень запущенности
Воспитание детей раннего возраста(особенности ФР и ПР, особенности организации жизни детей раннего возраста, роль взрослого, адаптации к школьному учреждению) – Деловая игра (проигрывание ситуации) - перечень вопросов молодой неопытной мамы, мама конструктивная и мама тревожная, создать образ, придумать возраст и профессию, подготовить вопросы, назвать используемые источники.
Педагогическая периодизация
Ранний возраст
1. Первый год жизни
2. От рождения до 2,5-3 месяцев время для комплекса оживления) до 5-6 мес.
3. 5-6 мес. – 9-10 мес.
4. 9-10 мес. – до года
Физическое воспитание (задачи, условия, методы физического воспитания, формирования культурно-гигиенических навыков)
Режим дня и формирование культурно-гигиенических навыков
Нравственное воспитание (теория нравственного воспитания, методы н в, негативные проявления у детей, причины и пути преодоления, детская ложь, детские кражи, упрямство, негативизм)
Умственное воспитание дошкольников (задачи умственного воспитания, развития, познавательной активности, технология ТРИЗ и РТВ, методика ответов на вопросы детей)
! Факультатив на след. неделе, понедельник 16:00, аудитория № 25 на 1,5-2 часа
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – универсальная технология, РТВ (развитие творческого воображения). Унив тех кот позв исп в работе с детьми личностно-… технологию
Загадка «зимой и летом одним цветом». Обычно говорят «ёлка». А что еще?
Игра «Данетка», незнакомое слово говорит восп-ль. Например, «квадрига», у ре есть цель отгадать слово, т.е. он учится формулир вопрос. Можно отв только да или нет. Ре-у интересно. При неправильной постановке вопроса взр говорит не «неправильно», а вопрос некорректен». Или «я задумал слово, отн к нашей комнате» или « к нашей ситуации». Пед-г не знает, что скажут дети, поэтому все время в тонусе, дети это чувств, что пед-г тоже думает, размышляет.
«не надо быть более умным, чем дети» ты что, этого не знаешь? Как же так?! Надо «ну надо же, как здорово ты придумал!» Содействие личности.
- Эстетическое воспитание (задачи, средства)
- Преемственность в системе образования (детский сад и школа, подготовка к школе)
- Взаимодействие с семьей (форма оргаизациции совм работы, приоритетность семейного воспитания
- Планирование педагогического процесса (интеграция педагогических областей)
Педагогическая деятельность.
Традиционная педагогическая ошибка – раз сказали, дети не выполняют, второй тоже. На третий начали сердиться. Но вы сами приучаете не слушать себя.
Педагог – «детоводитель», так называли раба, который сопровождает ребенка господина к философу.
Никогда не говорите, что вы готовите ребенка к жизни – он уже живет. Можно готовить к школе, к взрослой жизни и т.д.
Педагог – не древнейшая профессия
«Каковы дядьки, таковы и дитятьки». Воспитывали детей родственники (дядьки), а не родители.
Педагог- профессия, в основе которой лежит деятельность
Специфика педагогической деятельности. Структурные компоненты деятельности. Цель – мотив – действия – средства – результат.
Цель педагогической деятельности.
Педагогика как область практической деятельности и педагогика как наука
Цель практической деятельности определяется общество в зависимости от потребностей, способностей, уровней развития общества. Спартанское и афинское воспитание. Спарта. Немощные, слабые не нужны были. Воспитание воинов – цель. Афины – торговля, дружба. Воспитание – науки, иск, музыка и т.д. Фашистская Германия, 30-гг, цель – воспитание истинных арийцев. Россия 17-й год, восп до революции классовое, восп дврорян и рабочих, после 17г – воспитание общественное, для всех, любовь к родине. Толерантность. Цель определяется гос-вом. Идеальная цель – разностороннее воспитание. 5-угольник, 5 сторон воспитания: нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое. Реальные цели воспитания м.б. обусловлены потребностями конкретного класса, города, семьи, ДОУ или группы. Предположим, семья, родился слабенький ребенок, цель – физ.восп. Если в семье самое главное – позиция силы –нравств не будет поощряться и т.д. Принцип минимакса – по максимуму, но чтобы он смог воспиринять. Ребенку надо постараться дать идеальное воспитание.
Мотив – то, что побуждает к деятельности.
Смыслообразцющие мотивы (Леонтьев) – в процессе изучения человек понимает свою цель или то, что это не твоя цель.
Часто хотим сделать детей лучше, чем мы сами.
Шалва Александрович Амонашвили «Гуманная педагогика». «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети» и «Единство цели» (как педагогическая поэма Макаренко). Работал в начальной школе. Сейчас возглавляет издательский дом и дает мастер-классы. Книги очень добрые. Например, уроки духовности. Например, в конце урока попросить детей закрыть глаза и представить тех, кого сегодня нет, кто заболел, как ему грустно. А потом открыть глаза и подумать, что мы можем для него сделать, позвонить или сделать подарок. Несколько досок на стенах класса, чтобы на перемене можно было рисовать, что хочешь. на перемене, например.
Средства
Педагогическая техника – средства, кот помогают педагогу достичь определенных результатов. Речь. Есть речь, которую нельзя слушать, есть речь, которую можно слушать, а есть речь, которую нельзя не слушать. Тембр, темп, содержание, громкость, эмоциональность, скорость, мимика.
Прочитать стихотворение громко, медленно, с изменением громкости, быстро, как будто во рту каша, как будто вы торопитесь и вам жмут туфли, как будто вам не хочется делать это задание, хотите заинтриговать ребенка, вы рассердились на ребенка, очень любите ребенка. Эти задания можно давать детям.
Педагогическое мастерство. А.С. Макаренко : «педагогом можно стать только тогда, когда науч с 20 интонациями произнести 2 слова: «иди сюда». Ласка, горечь, интрига и т.д. Педагогическая зоркость – увидеть эмоциональное состояние детей, эмоциональное состояние родителей, которые привели ребенка в детский сад. Эмпатия и рефлексия.
Педагогическая деятельность имеет объект, предмет, на который она воздействует. Субъект -> объект, Субъект -> (и обр.стрелка тоже) субъект. Ребенок тоже учит педагога. Надо смотреть, чтобы ребенок шел на контакт. Субъект – ребенок, его родители, коллеги,
Проблема Эмоционального выгорания. Если почувствовали это у себя, попробуйте побороться с этим.
Организация предметно-развивающей среды – среда, создаваемая в группе, семье, ДУ. Надо помнить, чтобы всем в ДС было удобно, эргономично, целесообразно, психологический климат (на работу нужно всегда хотеть).
Результат.
Педагогически оптимизм – верить в то, что вы делаете всё правильно, и ваши воспитанники станут хорошими гражданами и т.д.
Педагогическое общение, этапы:
- Прогностический (как пройдет игра, как себя чувствует себя Петя, как плохо вести себя будет Наташа и т.д.).
- Коммуникативная атака – короткий момент встречи с воспитанником глазами. Мы поняли что-то о ребенке, ребенок понял, насколько он дорог нам. Важно уделить каждому ребенку какое-то внимание, хотя бы только улыбнуться.
- Руководство деятельностью, общением в процессе совместного проживания дня. 3 основных понятия оценки деятельности педагога: успехи, затруднения (это субъективно. Дети дают понять – отвлекаются и т.д. Можно изменить слова, меры воздействия или вообще прекращение занятия. Малозаметны окружающим), ошибки (заметны окружающим)
- Аналитический этап. Что и почему получилось и что и почему нет. Плавно перетекает в прогностический этап.
Диагностика (мониторинг) проблемы – констатация, понять причину, коррекционная работа.
Воспитатель не всегда может понять мотивы поведения ребенка. Пример: ребенок мешал детям во время занятия, и воспитатель решила наказать его лишением общения с другими детьми, сказала «будешь всю прогулку ходить со мной за руку»…
Мы оцениваем не ребенка, а его поступок.
Педагогика как наука.
! К субботе – подобрать сказки, пословицы, поговорки, колыбельные, пЕстушки (для пестования, обычно связаны с бытовыми делами – «с гуся вода, с Коли худоба») с заложенной в них педагогической идеей («терпение и труд все перетрут», колобок- слушайся старших и т.д.) и как это можно использовать в работе с детьми. Как донести до ребенка выражение «терпение и труд все перетрут»? Им надо всё объяснять, все непонятные слова. Например учитель говорит «баба взяла горшок, налила в него молока и пошла в поле, кормить родных» - дети смеялись.
Религия – тоже определяет законы поведения, общение и т.д.
Можно почитать с детьми разную старинную литературу: «Домострой», «Юности честное зерцало» (времен Петра I) –советы, вроде «не жри пальцами», например
Ян АмОс Коменский, 17в. принцип наглядности дети мыслят образами, от простого к сложному – от близкого к далекому. Принцип доступности – должно быть доступно для восприятия ребенка. Принцип развивающего обучения – на достаточно высоком уровне трудности.
Пансофизм – обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей
Терминологическая карта, терминологические словари по всем предметам
Термин – содержание – ключевые слова (слова, без которых это определение не имеет значения)
Предметом изучения педагогики является воспитание.
Воспитание в социальном смысле – социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Воспитание в пед. смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности
В широком пед смысле – развитие личности в целом (ДС, школа, семья) –
В узком пед. смысле – целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратность любовь и привязанности к семье, интереса к книге и т.д.)
Нат.Мих. Крылова (автор технологии «детский сад - дом радости») – содействие развитию неповторимой индивидуальности личности.
! посмотреть технологию «детский сад – дом радости»
Модели педагогического общения:
- Авторитарный стиль. Авторитарный педагог – тот, который хорошо знает что должны знать и уметь дети, самое главное для него – программа, такой педагог занимает ведущую позицию, позицию «над» - я сказала, ты сделал, потому что так надо и т.д., не уделяет внимания определению почему надо именно так, главное – дисциплина и порядок, стиль обучения – репродуктивный - делай как я! Методы словесные, наглядные.
- Либеральный или либерально-попустительский. Устали? Не хотите больше играть? И не надо. Равнодушный. Позиция ведомая, позиция «ЗА», «ПОД». Не убирают игрушки? Ладно, сам уберу.
- Демократический стиль. Позиция содействия, позиция «РЯДОМ».
Другая классификация, другой подход:
- Личностно-ориентированная модель
- Учебно-дисциплинарная
Воспоминания Л.В. Пед.посредник (передача своих функций посреднику – игрушке или ребенку) О кукле, которой залепили пластилином глаза. И Маяковский «я себя под Лениным чищу»
Развитие (в словарь) – происходящее в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе.
Развитие – процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию.
В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индив-ные особ-ти развития), личностном (возникн-е у ребенка личностных качеств, их особенности)
Формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных.
Формировать – это организовывать всю жизнедеят-ть человека, осущ-ть восп-е и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное каечство.
«Ничему нельзя научить, можно только научиться» Платон
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функцию обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспитанников ДС и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляется также воспитание, формирование развитие. Научить добывать знания и отделять нужные, хорошие.
Для учителя – преподавание, для ученика – учение.
Учение не является ведущей деятельностью, ведущей является игровая.
Образование – это результат обучения, целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач.
Метод – способ работы воспитателя.
Метод в переводе с греческого – путь исследования или познания.
Методы воспитания, те методы, кот направлены на: нравственное воспитание ребенка, на развитие его личности, на формирование поведенческих реакций ребенка, на формирование представлений ребенка.
Ребенок щнает как снадо себя вести
Между знанием и поведение существует канавка, кт надо заполнить опытом. Надо проанализировать – может, он из неблагополучной семьи, вдруг он не ходил раньше в сад, вдруг он кроме мамы и папы не видел других взрослых? Упражнение, убеждение, разъяснение, естественных последствий (не убрал игрушки – они убежали, плохо вели себя на занятии – ничего не поняли, не успели и прогулка стала короче, кто виноват? Мы! Я старалась объяснить, вы не слушали, мы плохо с вами поработали)
Родителям лучше говорить об их ребенке просто по имени: «Миша сегодня», а не «Ваш Миша…».
Метод воспитательный, обучения и исследовательский.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, оценка, разъяснение, вопрос, но не констатирующий, а проблемный вопрос (как ты думаешь, почему? как бы ты поступил?) Вообще, вопрос к ребенку – это хорошо и вопрос ребенка – тоже хорошо, поговорим об этом позднее.
- Практические (практическая деятельность ребенка – исследования и опыты, которые проводит дошкольник). Упражнение (посмотрите, как надо нарисовать зайца – нарисуйте, посмотрите, как надо прыгнуть – прыгните). Близок к игровому.
- Наглядные (показ – полный, частичный, провокационный (сделать неправильно. Или сделать наоборот – я сделала так, а ты должен сделать иначе, но рез-т должен получиться одинаковый, как это сделать? Не знаю, ты подумай, а я вот так умею делать)
! стадии
- Игровые методы. Игра – практическое действие ребенка. Выполняя игровые действия, ребенок часто упражняется. Игровая ситуация – представь себе, что ты зайчик. Дидактическая игра – игровой метод восп-я. Скажи наоборот, хорошо/плохо и т.д. Педагогич.посредник. выполнение ролей, пересказ. Туфельки плачут – им грустно, их забыли под шкафчиком.
Исследовательский метод (например, анкета для родителей) это наблюдение за ребенком в разных его проявлениях, в общении с родителями и т.д. Метод изучения литературы, составление аннотаций, эксперимент (но это не для дошкольников)
22/09/2012
Дидактическая игра. Небольшое кол-во детей, нельзя повторяться, не исключать из игры за неправильное высказывание
Дидактическая игра – игра с правилами (доп. материал), направленная на обучение детей, в дидактической игре мы закрепляем, систематизируем и обобщаем ранее полученные знания детей и в зависимости от цели д игры мы можем: либо развиваем речь, либо закрепляем знания о математике и т.д. решаем спец. Задачи – «я начну, а ты продолжи», «что изменилось» (развитие памяти), беги к такому-то дереву. Задачи часто заложены в названии игры. Структура игры: дидактическая задача (задача педагога), правила, игровые действия (самые разные, м.б. материальное действие – передача мяча, бег к названному дереву, слово, передвижение фишки, а м.б. умственная деятельность), результат (м.б. значим для воспитателя и/или для ребенка, ребенку хочется выиграть, стать победителем, набрать большее кол-во фишек и т.д.), игровая задача (задача самого ребенка). Иногда, к сожалению, не совпадают дидактическая и игровая задача, ребенок поэтому может спешить ответить, повторить за другим. Чтобы этого избежать, придумано дидактическое упражнение, главное в нем то, что в нем нет игровой задачи, соответственно нет духа соревнования и нет победителя. При этом воспитатель решает массу нравственных задач. К дидактическим играм относятся настольные игры (лото, например). Очень важно научить детей соблюдать правила! Нужно научить его достойно проигрывать, объяснить ему, почему он проиграл. С кубиком – все ясно, элемент удачи, а лото – ты отвлекся и пропустил, в след. Раз будь внимательнее. К тому кто проиграл надо быть внимательным и сострадательным. Хорошо, когда воспитатель тоже играет, и выигрывает, и проигрывает и делает это достойно. Дидактическая игра с правилами способствует выработке воле, т.к. они дисциплинируют, ограничивает ребенка в каких-то проявлениях (надо себя сдержать – я хочу сказать, но мне надо подождать, пока скажет другой, я хочу выиграть, но другие тоже хотят выиграть.) Леонтьев называет этот вид игр – рубежными, т.к. рядом 2 вида деятельности, с одной стороны это деятельность игровая, а с другой – учебная (умение поставить задачу, принять её, найти способы ее достижения, достичь результата) Но не надо забывать, что это всего лишь игра, не быть слишком строгими по отношению к тем, кто нарушает правила.
Знания – это усвоенная учебно-познавательная информация, факты, правила, законы, закономерности.
Функции знаний детей
Знания детей и информация, которую мы им передаем, должны соответствовать след принципам:
- Принцип информативности (информация соответствует возможностям ребенка, д.б. разнообразна, научна. Очень важно при сообщении детям инф-ии обращать вни-е на то, что на те или иные проблемы существуют разные точки зрения. Характерный пример – возникновение жизни на Земле. Надо рассказать детям и о божеств. И о теории Дарвина.
- Эмоциогенность – знания, которые приобретает ребенок, должны быть эмоционально окрашена и должна вызывать у ребенка эмоциональный отклик. И принятие, и возмущение, и отрицание.
- Регуляторный принцип – информация так или иначе должна регулировать поведение ребенка, должны побуждать его к действию. Мы передали знания о том, как надо себя вести и он сразу захотел так себя вести; рассказали, что можно сделать, и ему сразу должно захотеться это сделать и т.д.
Идеальная цель воспитания – много говорить и рассказывать детям обо всем.
Например, читали «теремок» - рассказать о теремке, о тереме, что так в старину называли дом, а какие в тереме есть помещения? Горницы, светлицы. И т.д.
Умения – сформированная способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Умения формируются и проявляются в деятельности.
Навык – автоматизированное умение. Оно выражается в способности быстро и безошибочно выполнять действие. Навык – это действие, доведенное до совершенства, до автоматизма.
Педагогический процесс – то развивающее взаимодействие педагога и воспитанника. Оно направлено на реализацию конкретных целей и задач, достижение результата.
Принципы организации предметноразвивающей среды (ПРС), рассмотрим те, которые разработаны Петровским и Стрелковой:
- Принцип дистанции и позиции при взаимодействии. С одной стороны русл-я д.б. такими, чтобы участникам процесса было удобно взаимодействовать, позиция «глаза в глаза», но
при этом обязательно, например при организации игровой комнаты в детском саду должно быть место для уединения (дистанция, ре имеет право на личное пространство)
- Принцип стабильности, динамичности. Есть какие-то зоны, наличие которых обязательно (игровая, индивидуальных дел, книжный уголок, но при этом они не д.б. привязаны к определенному месту – изменение внешней среды, перестановки. Пример, программа «радуга», авторы считают, что каждый год воспитатели д. переезжать на новую территорию и проводить новоселье и воспитатели вместе с детьми решают, что где поставить. Эффект неожиданности, возможность обсудить с детьми, право выбора, право на ошибку.
- Принцип компенсирования и гибкого зонирования. Зоны и сферы, созданные в групповой комнате не должны пересекаться, у ребят должна быть возможность заниматься чем-то, не мешая другим.
- Принцип комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
- Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации.
- Принцип открытости и закрытости. Детский сад открыт для всего нового. Закрытость – негатив, агрессия, безвкусица, прямые острые углы, все, что вредит психике ребенка.
- Принцип учета половых и возрастных различий (гендерное воспитание), индивидуальных особенностей в том числе (национальная принадлежность, особенности развития и т.д.)
- Принцип активности, творчества, самостоятельности. Каждый м найти дело по интересам.
- Принцип эмоциогенности, положительного отношения друг к другу.
А также соблюдение гигиенических и эстетических требований. Принцип безопасности для детей предметно-развивающей среды.
Заповеди воспитателя (Правила педагогической гигиены):
Пришла в детский сад – придай своему лицу умное и благородное выражение
Одеваться так, чтоб никто не сказал тебе в след: «Вон, воспитательница пошла»
Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку
Иди на работу с радостью, выходи с работы – с приятной усталостью
Шути до тех пор, пока не научишься
Помни: невнимательный врач может навредить телу больного, невнимательный педагог – душе ребенка
Входи к детям, точно зная, для чего ты тут и что будешь делать
Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое
Помни, если твой голос становится угрожающе-хриплым, значит, ты делаешь что-то не то
Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей
Если ты умеешь самый обычный факт преподнести как открытие и добиться удивления и восторга детей, можешь считать, что главное дело сделано.
Желая высказать родителям своих воспитанников всю подноготную, помни, что правда не всегда горька, но иногда очень приятна
Если к тебе на занятие пришли «гости», думай только о том, что ты лучший педагог страны и к тому же замечательная актриса
Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую счастливую педагогическую жизнь
Каждый раз когда тебе хочется нагрубить кому-нибудь считай до 1000000
Гордись своими ошибками и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше
Отдай работе все силы, но выйдя из детского сада, включись в другую – не менее прекрасную и полноценную - жизнь
Не ограничивай своих привязанностей работой и у тебя будет все в порядке
Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих воспитанников, лицо твое озаряет улыбкой
Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют
Посмотреть слова «притолока» двери, «золотарь»
Борьба с драконом, все неблаговидные поступки совершает не ребенок, а дракон.
«Взгляд с другой колокольни» - эмпатия – поставить себя на место другого. Условия для этого – полное доверие, возраст, аналитические умения ребенка, чувство юмора.
! Детские кражи – доклад. Особенности проявления, причины, пути преодоления, советы воспитателям, родителям. Использованная литература. 5-10 минут длительность. Начать с Психолого-педагогическо-методической литературы, жизненный опыт в самом конце. К четвергу 27/09 (если успеем)
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Программа – основной документ для использования в детском саду, составлен с учетом государственных образовательных стандартов. История программы длинная. В конце 19в появились первые сады при фабриках и заводах. Программ не было. Но были передовые и просвещенные люди, хорошо знавшие зарубежный опыт. До 30-хх г 20-века использовалась система воспитания Фридриха Фрёбель (Германия), в 1837г начал издавать журнал «детский сад», воспитательницы назывались там «садовницы», позже - «фребелички». Им были разработаны 6 даров (что дано ребенку, чтобы он развивался), в т.ч. шар или мяч мягкий, обычно вязаный, затем деревянный (для более старшего возраста), куб и цилиндр по ним можно узнать о мире и его сущности. Шар – движение, куб – стабильность, цилиндр – сочетает и то и др. Следующие дары – кубы (кубики), разделенные на определенное кол-во деталей, прообраз строительного материала. Складывание из бумаги. Ребенок под руководством взрослого должен быть выполнять определенные движения , например, раскачивать мяч на веревочке, напевая песенки. После 1917 г начинает развиваться отечественная система дошкольного детского воспитания, и тогда Фрёбель и Монтессори были запрещены. В 1919 г было издано первое рук-во для воспитателя. Содержание программ опиралось на общество. Первые программы были перегружены знаниями об окружающем мире. Организующие моменты, мероприятия (осень - годовщина октябрьской революции, апрель – день рождения Ленина и т.д.) воспитывались кач-ва : идейность, интернационализм, коллективизм. 50-е гг – рубеж, т.к. появился новый тип ДУ – ясли-сад. Ясли – медицинская работа, уход, главный руководящий орган – мин-во здравоохранения, дальше – мин-во просвещения и педагогическая работа. 60-е гг (в стране много всего замечательного, наука, искусство, 1-й полет в космос), много уделялось умственному воспитанию. Программы менялись, суть оставалась. 1984 – реформа школы, была создана типовая программа ДС для всех республик. 90-е гг большое кол-во программ. Вариативные программы, альтернативные программы (педагогика Марии Монтессори, Вальдорфская педагогика), комплексные программы («От рождения до школы» Н.Е.Веракса), парциальные программы (социальные программы: «я человек» Козлов, «Наш дом природа», «Театр, творчество, дети», «Кукляндия»)
! К 27/09 педагогика Марии Монтессори, краткая предыстория, жизненный путь и работа (сенсорная гимнастика).
Программа дает рекомендации – что давать детям, чему их учить а технология – как.
ТЕХНОЛОГИИ. «ТРИЗ» и «Детский сад – дом радости»
Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника»
Технология «Золотой ключик», авторы Елена Евгеньевна и Геннадий Григорьевич Кравцовы и Елена Львовна Бережковская. Погружение в 19-й век, проект «Бородинская битва», ядра для пушек делали дети младшего возраста.
Технология «Детский сад – дом радости», авторы Наталья Михайловна Крылова (кандидат педагн, доцент, Валентина Тарасовна Иванова, воспитатель-практик. Начала разрабатываться в 1985. дс дб домом , ты м быть там таким какой ты есть, это доверие, тепло, уютно, весело. Мы радостны, когда удовлетворены наши потребности. 3 потребности – потребность в познании, самоутверждении и игре.для того, чтобы удовл-ть пот р в познании созд опр условия, восп созд условия для экспериментирования, исследования, игрушки и пособия из разных материалов с разными функциями. Воспитатель задает ре вопрос – а как ты это узнал? А что еще можно сделать? Постоянная работа мысли. Много провокаций, нравств и познавательных интересно организован режимный процессы. За столом ведутся застольные беседы.
- Ах, какая вкусная греч каша! (а каша пшенная)
- нет, это пшенная каша!
- А как ты это узнал?
- Я попробовал!
Существует 2 зоны развития, ЗАР и ЗБР, здесь используется ЗБР, обучение с некоторым усилием, развивающее. Ре должен достигать рез-та и испытывать радость. Интересно строятся занятия – 3-ступенчатая организации: определение проблемы, реализация задумки(со 2-й мл группы надо давать ребенку право выбора – выбор места, материала, если выберет неправильно, он сам сделает вывод, что ему неудобно, ребята работают стоя, стол буквой «о», ребята с внешней стороны, внутри стоит стол с пособиями. Надо что-то пролез под столом и взял, вот тебе и физкультминутка! А не общая физкультминутка), рассказ о своём опыте (другу группы, плюшевому мишке, например), потребность передать знания, самоутвердиться.
(смешная история про мальчика Гошу, друга группы)
Насыщенная речевая обстановка, стихами, пословицами, поговорками, цитатами. Рабочий костюм воспитателя должен быть с карманами, чтобы уточнить что-то, т.к. запомнить все невозможно. Дополнительный момент – дети видят, что что-то интересное откуда-то можно вычитать.
Один из способов самоутверждения – друг группы, педагогический посредник. Выполняет функции педагога. Довольно часто в жизни ДС звучат вопросы или утверждения: О ком ты хочешь позаботиться? О ком ты позаботился? Ре имеет право выбора, он м. самостоятельно
Алгоритм действия. (обрисовать ладонь) каждый палец за что-то отвечает. Мизинец – отв за замысел, что ты хочешь сделать? Безымянный – материал, из чего? что тебе понадобится? (цветная бумага) Средний палец – Инструменты, чем ты будешь это делать? (ножницы, кисти) Указательный – действие – как ты будешь это делать? Большой палец – результат.
Игрушек должно быть немного. Если у нас есть кубики, нам не нужен кукольный столик – конструирование. Вся жизнь ребенка пронизана игрой, даже мыть ручки дети «едут на поезде» или «летят на самолете. Потом покажи мишке, другу группы свои помытые пальчики. Работа с родителями – что делают дети и что нужно закрепить дома. «Дни пап», починка стульчиков, другая «мужская» работа, игры на улице с папами. Мягкая мебель, салфеточки и цветочки на столах. Например, занятие «знакомство с платочками», каждый принес из дома платочек, пахнет мамой, мишка (друг группы) принес коробочку с лоскутками из различных тканей, дети подбирают каждой кукле свой платочек. Знакомство с посудой.
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ)
Основоположник – Генрих Саулович Альтшулер (псевдоним Герних Альтов)
Книге, написанная, в соавторстве с Игорем Вёрткиным «Как стать гением», должен прочитать каждый родитель и ребенок подросткового возраста. Издана в Ульяновске в 1994-1995 году. О том, как противостоять обстоятельствам.
15 октября 1926 - 24 сентября 1998
1943 – первое авторское изобретение
1944 – ушел на фронт
1948- письмо Сталину
1950 – арест
1954 – реабилитация
1958 – первый семинар по ТРИЗ
1970 – школа молодого изобретателя (Баку)
ТРИЗ сначала использовался на производствах. Затем только пришел в детский сад. Преподавал ТРИЗ в школе. Работал в изобретательском отделе в газете «Пионерская правда»
Генрих Альтов « Икар и Дедал», «легенды о звездных капитанах», «Парадокс Аэлиты» и пр.
Г.С.Альтшулер «Творчество как точная наука», «Как научиться изобретать»
ТРИЗ – теория развития изоб
РТВ – развитие творческого воображения
ТРТС – теория развития технических систем
ТРТЛ – теория развития творческой личности
ЖСТЛ – жизненная стратегия творческой личности
Пассионарий (Л.Н.Гумилев) – человек, обладающий врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется для личного и видового самосохранения и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей среды.
Рисковый
Ломающий стереотипы
Особь энергосбыточного типа
Человек, который не может жить спокойно
Тот, который заглядывает за горизонт
Обрисовать ладонь в тетради. А потом представить, что это часть рисунка, дорисовать что-то, чтобы получился рисунок
Существуют 3 уровня работы мозга, которые соответствуют трём формам работы с детьми.
- уровень репродуктивный, «повтори за мной», «сделай как я», «выполни еще раз»
- креативный, определения степень фантазии, «как бы ты поступил, если» «ребенок наоборот», «как может быть иначе?»
- эвристический, уровень открытий, «как изобразить звук?», «как спасти колобка?», «что бы это значило»
Существуют 3 уровня воображения:
- представить объекты реального мира, о которых у ребенка есть знания и опыт взаимодействия
- представить объекты и процессы, с которыми ребенок не встречался в реальной жизни, но информацией о них владеет
- уровень фантазии – представить то, чего не было в реальной жизни, о чем нет информации
Педагогические заповеди по ТРИЗ
Чего делать НЕЛЬЗЯ: | Что делать МОЖНО: |
Давать негативные оценки детям, их знаниям и ответам | Подвести ребенка к пониманию его неправоты, предложить ему понаблюдать, подумать |
Давать готовые ответы | Подвести ребенка к правильному решению, наблюдая, рассуждая |
Заставлять выполнять задание | Мотивировать, влюбить в предстоящее дело |
Нельзя прерывать совместные действия, если ребятам еще интересно, если они хотят еще что-то сказать | Переключить, перенести в другое место, продолжить разговор на прогулке, например, нарисовать быстренько, работать по песочным часам, таймеру, солнечному лучу |
Быть «более умными», чем дети | Быть партнером, сотрудничать, выражать радость по поводу знаний и возможностей детей |
Только беседовать, чтобы словесный метод преобладал | Путешествовать. Придумывать, анализировать, играть, соревноваться* |
Использовать злоупотреблять научными методами, сухой научный язык | Эмоционально, образно, игра «перевод с русского на русский» – найти синоним |
Использовать только реальные предметы, их модели и изображения | Придумывать фантастические образы, чаще использовать модели и схемы |
Использовать всё вышесказанное от случая к случаю, периодически | Использовать постоянно |
Амонашвили: «какой Гиви молодец! Он не отвечает сразу, он сначала подумает!» После этого Гиви стал чаще первым поднимать руку.
*Соревнования в дошкольном возрасте не всегда полезны. Для них чаще количество важнее качества.
Типовое фантазирование
«Волшебник уменьшения и увеличения». Например, к нам пришел волшебник увеличения и увеличил нас всех на 2 метра. Хорошо это или плохо? Все дети выскажутся и будет ясно, кто чем живет: «плохо, т.к. у нас кроватки маленькие» или «хорошо, стукну своего старшего брата». К нам пришел волшебник и всех нас уменьшил, мы стали как муравьи, хорошо это или плохо? Можно свернуть на экологическую тему. Муравьев надо беречь, они дружные и т.д.
«Волшебник быстрых и медленных секунд». Может ускорить или замедлить время. Попасть в прошлое или в будущее.
«Волшебник объединения и разъединения/деления». Разделил стулья на части, растения в горшках и т.д. Можно объединить вещи фантастическим образом.
«Волшебник оживления» Наделение предметов материального мира человеческими свойствами. Компьютер рассказывает сов историю. Карандаши в коробке разговаривают между собой. Показатель состояния ребенка
«Волшебник специализации и универсализации». Многие предметы выполняют только свою функцию. Мы предлагаем детям придумать варианты использования ручки в других ситуациях. Ручкой можно: почесаться, размешать сахар в чае, закладку в книге, сделать массаж и т.д. Смеёмся не над ребенком, который это предложил а над самим предложением.
Дидактические игры и упражнения.
«Чьи помощники» в сказках. Посох деда Мороза и пр.
«Угадай сказку» задумать сказку и озвучить предметы, персонажей или слова из этой сказки. Что лишнее.
«Из какой сказки». Разные лисы в разных сказках, разные медведи. Где-то глупые, где-то добрые, где-то вредные.
«Да-нетка»
«Хорошо-плохо». Цель – увидеть в хорошем плохое, а в плохом хорошее. Болеть - плохо себя чувствуешь, болеть хорошо – все разрешают и т.д.
27/09/12
МОЗГОВОЙ ШТУРМ (приём ТРИЗ)
Метод был придуман в США в начале 20-го века. Это способ выработки коллективного решения, коллективного вывода. Хорошо, когда тема интересна и педагогам и воспитателям, и когда по выбранной области и у педагога и у детей есть определенная сумма знаний. Это довольно сложно и необходимо готовить к этому детей. Мозговой штурм – это активное участие всех. Если все молчат, надо спросить того, кто знает (в ком вы заведомо уверены) Либо все начинают говорить одновременно. Очень важно доверие ребенка взрослому. Если он сказал что-то непедагогическое или асоциальное, надо быстро продолжать дальше, не акцентируя внимание на этом, а с этим разобраться позже.
Этапы мозгового штурма
- Определение проблемы, над которой будем работать
- Основной этап – генерация идей
- Выработка идей, определение - какая идея является ведущей
- Очень важный этап (особенно, в дошкольном возрасте) практическая реализация, для чего все это было придумано.
Мы очутились на необитаемом острове, как сохранить лето, что делать в любой ситуации, связанной с трудностями
Перевирание сказки и расшатывание сюжета.
Джанни Родари. Книга для взрослых – «Грамматика фантазий», там он дает советы, как развив у детей воображение и творчество, использования сказки. В методической литературе ТРИЗ это называется «расшатывание сюжета» или «перевирание сказки». Подходит для театрализованной игры.
- Рассказ от имени героя (а не автора как обычно). Предлагаем ребенку рассказать сказку от имени колобка. Что он чувствовал? От имени зайца (живые объекты), от имени «теремка» (неживой объект) и т.п.
- Внести в сказку дополнительный персонаж. В «Красной шапочке» появится Золушка или царевич Елисей. В колобке – курочка Ряба. И т.д. Что лишнее? Задумать сказку, назвать слова и сочетания слов, имеющих к этой сказке непосредственное отношение. А также что-то лишнее. Надо назвать сказку, найти лишнее, проиграть сказку.
- Предложить ребятам внести изменения в облик героя.
- Предложить ребятам внести изменения в характер героя (ленивая Золушка, царевна-хохотушка)
- Додумывание сказки (придумать, что было ДО и что было после)
- Изменение времени и места действия сказки. Составление пиктограмм сказки, зашифровка сказки. Договариваемся с ребятами о каких-то образах – дед и баба, например. Придумать обозначения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ создать пиктограммы для нескольких сказок, разрезать и перемешать клетки.
- «Салат» из сказок
Название персонаж время место
Название сказки | Персонажи сказок | Время | Место | ||||||
Колобок | 17 в | Россия | |||||||
Белоснежка | 15 в | Германия | |||||||
Волшебник Изумрудного города | 20 в. | США | |||||||
Аленький цветочек | 18 в | Россия | |||||||
Сказка о царе Салтане | 18 в. | Россия | |||||||
Дюймовочка | 19 в. | Дания | |||||||
Золушка | 18 в. | Франция |
Для детей младшего дошкольного возраста можно определить время года, для взрослых – век. Место – город, село, огород, лес и т.д. Для более старших – страны. Обязательна аргументация.
А.Я. (?) Пропп, занимался сказками. Карты Проппа похожи на пиктограммы. Проанализировав огромное количество сказок, пришел к выводу, что все они очень похожи, есть главный герой, его друг, препятствие, уход из дома и возвращение домой.
«300 творческих конкурсов» С.Афанасьев и С.Коморин (издано в 1998 г., затем было переиздано) – конкурсы для школьников, но подойдут и для дошкольников. Например, придумать костюм для сказочного героя – спортивный костюм для Кощея, наряд для Бабы-Яги для хождения в гости и т.д. Дорожные знаки для сказочных стран. Предупреждающие, запрещающие и т.д. Придумывать овощные сказки – почему помидор красный, почему огурец в пупырышках? Кондитерские сказки - как пирожное хотело стать тортом и т.д. Знакомство с грибами – сказка о грибах.
Методика маленьких человечков (ТРИЗ)
Детям предлагается выйти к доске и встать так, как стоят «твердые» человечки. Пройти через их строй у преподавателя не получается, потому что человечки стоят очень твердо. Показывает стакан воды, в нём как будто «жидкие» человечки, они послушные, через их строй легко пройти. Показать наполненный воздухом пакет, в нём живут «воздушные человечки».
[РИСУНКИ]
Зоя Григорьевна Шустерман «Новые приключения колобка», как поймать тигра в клетку? Мозговой штурм. Ответ – тигра в клетку поймать невозможно, таких не бывает, т.к. они полосатые. Что мокнет, когда сушит? Полотенце. И т.д.
Системный оператор
Система имеет какие-либо свойства, отв. На вопрос «какой?» и свойства, функции, отвечает на вопрос «для чего». Функция ручки – ост след на бумаге, эл лампочки – освещать.
Надсистема – это что-то часть чего-то
Подсистема – это что-то из чего-то
[РИСУНОК-ТАБЛИЦА]
Идти за мыслью детей, например, ручка - > уголь (даже если у преподавателя в голове было для этого случая гусиное перо)
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Фактор – движущая сила, причина какого-либо предмета или явления.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОАНИЯ ЛИЧНОСТИ | |||
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | СРЕДА | ВОСПИТАНИЕ | СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА |
Генетически обусловленные свойства организма | Социально-экономические условия в стране | Специальная просветительская деятельность, направленная на усвоение знаний о нормах морали и системе ценностей | Самостоятельное освоение объектов материального и духовного мира |
Стойкие и необратимые физиологические изменения в ходе индивидуального развития | Социально-культурные условия региона | Целенаправленное формирование воспитателями умений и привычек поведения | Деятельность, направленная на преобразование материальных и духовных объектов |
Прижизненные физические изменения организма | Микросреда | Воспитание в процессе обучения | Художественное, техническое и другие виды творчества |
Природные условия | Воспитательная работа индивида в семье | ||
Целенаправленное самовоспитание |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПИСЬМЕННОЕ). Вспомнить неординарную личность, необыкновенно себя проявивший, известный или нет, исторический или нет, реальный человек или литературных персонаж неважно. Надо его описать – в чем его неординарность, гениальность? Проанализировать те факторы, которые на ваш взгляд повлияли на то, что он такой. Стал? Заставили? И т.д. К 1 ноября (четверг) Лучше в печатном виде. Возможна презентация.
Доклады о педагогике Монтессори и Вальдорфской педагогики
Пример об атеистическом восприятии мира. Крупская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные и интересные советы для родителей
В информационных материалах изложены краткие советы по воспитанию ребёнка: нужно ли посещать детский сад, развитие словарного запаса ребёнка-дошкольника, детский эгоизм, семейные конфликты, агрессивно...
Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз...
В мире полезного и интересного.
Для родителей....
«Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».
Сегодня я хотела бы поговорить о значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.Наша речь непосредственно связана с движениями речевого ап...
Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.Сказка о Веселом язычке....
Введение в педагогику физической культуры и спорта.
Основы педагогики физической культуры и спорта. Сущность и задачи педагогики физической культуры и спорта. Объект и предмет педагогики физической культуры и спорта. Методы исследования педагогики ФК и...