Введение в педагогику физической культуры и спорта.
учебно-методический материал по физкультуре

Смирнова  Елена  Геннадьевна

Основы педагогики физической культуры и спорта. Сущность и задачи педагогики физической культуры и спорта. Объект и предмет педагогики физической культуры и спорта. Методы исследования педагогики ФК и С. Педагогическая деятельность в сфере ФК и С. Педагогика спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение в педагогику физической культуры и спорта.

Основы педагогики физической культуры и спорта. Сущность и задачи педагогики физической культуры и спорта. Объект и предмет педагогики физической культуры и спорта. Методы исследования педагогики ФК и С. Педагогическая деятельность в сфере ФК и С. Педагогика спорта.

Специалист в области физической культуры и спорта, в том числе и тренер, в первую очередь педагог. Педагогические принципы физической культуры и спорта являются основой спортивной тренировки и физического воспитания. Специалист в области ФК и С при обучении тем или иных спортивным упражнениям использует основы педагогики ФК и С.  

Как учебная дисциплина, педагогика ФК и С образовалась в 2000г. Многие ученые, считают источником развития педагогики ФК и С, педагогику спорта.  Педагогика спорта – это дисциплина, целью изучения которой является спортивная и игровая двигательная активность в контексте образования, воспитания и обучения.  Предмет спортивной педагогики можно охарактеризовать как изучение деятельности человека по передаче и освоению основ ФК и С и формирование личностных качеств в области ФК и С.

Педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта направлена на обучение, воспитание и развитие обучающихся, а также важной частью педагогической деятельности ФК и С является оздоровление учеников (воспитанников, спортсменов). Педагогическая деятельность в сфере физической культуры и спорта связана с решением определенных задач:

  • Образование и просвещение молодежи в области ФК и С;
  • Воспитание подрастающего поколения;
  • Управление и организация учебной и спортивной деятельности;
  • Проектирование урочной и внеурочной деятельности, планирование результатов спортивных достижений воспитанников;

Специалист в сфере физической культуры передает свой накопленный опыт младшему поколению, создает условия для личностного и физического развития воспитанников. Педагогическая деятельность в сфере физической культуры – это самостоятельное явление и характеризуется определенными признаками:

  • Педагогическая деятельность зависит от политической ситуации в стране и мире, носит конкретно-исторический характер, зависит от потребностей общества в людях с определенным уровнем физической подготовки.
  • Педагогическая деятельность в сфере ФК – особый вид социально ценной деятельности, в ходе которой развиваются моральные и физические качества субъектов, укрепляется здоровье и обогащается духовный мир.
  • Педагогическая деятельность в сфере ФК осуществляется обученными и специально подготовленными специалистами, имеющими определенные знания, умения и навыки.
  • Педагогическая деятельность в сфере ФК носит творческий характер.

Особенностью педагогической деятельности является сотрудничество – совместная деятельность педагога и учеников. Компоненты педагогической деятельности:

  • Целевой компонент – постановка цели;
  • Мотивационный компонент – имеется мотивация для достижения поставленной цели;
  • Содержательный компонент – разработка содержания вида деятельности;
  • Деятельностный компонент – выбор и осуществление эффективных методов обучения и воспитания;
  • Контрольно-оценочный компонент – выявление уровня достижений воспитанников и анализ этих достижений.

Виды педагогической деятельности в сфере физической культуры: конструктивная, обучающая, воспитательная, коммуникативная, контрольно-оценочная, коррекционно-оздоровительная, собственно спортивная, деятельность по самосовершенствованию. Совокупность всех этих видов деятельности охватывает весь педагогический процесс по физической культуре. Профессиональная компетентность формируется и реализуется в этих видах профессиональной деятельности. В свою очередь, профессиональная компетентность педагога по физической культуре включает в себя субъективный компонент профессионализма (индивидуальный опыт, стиль выполнения деятельности, чувство компетентности) и уровень владения общими и профессиональными компетенциями.

Направления в работе педагога по физической культуре:

  • Физкультурное воспитание – формирование личности физически развитой, интеллектуально и духовно развитой с помощью различных упражнений физической направленности;
  • Валеологическое воспитание – формирование ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью других людей, формирование здорового образа жизни;
  • Олимпийское воспитание;
  • Спортизированное физическое воспитание – формирование ориентации воспитанников на осуществление спортивной деятельности.

Эти виды воспитания являются основными направления педагогической деятельности в сфере физической культуры, а все другие виды – эстетическое воспитание, нравственное воспитание и т.п. осуществляются в ходе физического воспитания – в ходе изучения и выполнения физических упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему - "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"

«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто  обращаются к тренерам, педагогам по ф...

Развлечение на зарядку становись Конспект старшая группа Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом.

Развлечение на зарядку становисьКонспект старшая группаЦель: Формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом...

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...

Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"

Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту. Задачи: Привлечение воспитанников и их родителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом; Укрепление семейных взаимоотношений посредством физической культур

Привлечение родителей к празднованию праздника семьи,любви и верности. Приобщать родителей вместе с детьми учавствовать в жизни детского сада,и активно учасввовоть с детьми в празниках детского сада....

Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта.(дошкольный возраст).

Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта. (дошкольный возраст)....