Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Зотова Екатерина Алексеевна

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.Сказка о Веселом язычке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: “ Артикуляционная гимнастика  -

это весело, полезно и интересно”.

                                     Выполнила:

                                                                     учитель-логопед Зотова Е. А.

2016 г.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки (с, з, ш, ж, л, р), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.        Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.        Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.        Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них  “каша во рту”. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4.        Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы у детей вырабатывались двигательные навыки, закреплялись и становились более прочными. Лучше её проводить перед завтраком, в течение 3-5 минут.
  • При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
  • Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем.
  • Необходимо видеть, как выполняет упражнение каждый ребёнок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом: а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы (с помощью весёлых историй о Язычке), б) показывает его выполнение, в) упражнение выполняют все дети, медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш освоится зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек).
  • Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объём требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.  Движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определённую группу звуков(свистящие, или шипящие, или л,р) воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.

В подготовительной группе  для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учётом последовательности развития её у детей): а) гласных: и-у, э-о, и-о, э-у, и-э, у-о; б) длительных и взрывных согласных: м-б, н-г; в) носовых и сонорных: м-л, н-л; г) губных и язычных: б-д, ф-х; д) взрывных и щелевых: б-в, к-х; е) переднеязычных и заднеязычных: с-х, д-г.

Эта работа способствует развитию у ребёнка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приёмов. Например, воспитатель говорит: “ Попищим тоненько, как мышка: и-и-и…, потом погудим, как паровоз: у-у-у…”  При этом он соответственно показывает картинку с изображением мышки или паровоза.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Приложение

Сказка  о весёлом язычке

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотрите, чем закрывается домик. ( Воспитатель медленно, чётко смыкает и размыкает зубы.)

Восп.: Чем закрывается домик?

Дети: Зубами.

Восп.: Правильно! Нижние зубы – это крылечко, а верхние зубы – дверка.

Жил язычок в своём домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется и спрячется в домик. ,Посмотрите!(Воспитатель показывает несколько раз широкий язык и прячет его.)

Язык был очень любопытный. Всё ему хотелось знать. Увидит, как котёнок молоко лакает, и думает, дай-ка и я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет.

Высунем язычок все вместе! А теперь спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрей, быстрей. Совсем как у котёнка получается. Посмотрите! (Воспитатель делает лакательные движения.) Полакаем молоко теперь все вместе! (Дети повторяют упражнение.)

А ещё любил язычок песни петь. Весёлый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поёт. Услышит, как дети кричат “а-а-а”, откроет дверку широко-широко и запоёт “а-а-а”. Услышит, как лошадка ржет “и-и-и”, узенькую щелку в дверки сделает и запоёт: “и-и-и”. Услышит, как поезд гудит “у-у-у”, кругленькую дырочку в дверке сделает и запоёт: “у-у-у”.

Так у язычка незаметно и день пройдёт. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз...

«Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».

Сегодня я хотела бы поговорить о значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.Наша речь непосредственно связана с движениями речевого ап...

Артикуляционная гимнастика_это весело полезно и интересно

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта....

Артикуляционная гимнастика - это весело полезно и интересно.

Статья предназначена для родителям, воспитателям групп детей с тяжёлыми нарушениями речи. В ней указаны причины по которым необходимо выполнять с такими детьми артикуляционные упражнения. Раскрыты осо...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"

Артикуляционная гимнастика в дошкольном возрасте очень нужно. Особенно тем деткам у которых есть нарушения речи....