«Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».
консультация на тему
Сегодня я хотела бы поговорить о значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.
Артикуляционные упражнения выполняют перед зеркалом. В случае, если с ребёнком занимается мама, ей лучше всего накрасить губы яркой помадой - это привлечёт внимание малыша. Мама садится рядом с ребёнком перед зеркалом,и, глядя на свои отражения, они вместе играют в лягушат, обезьянок или котят, которые лакают молоко.
Для детей более старшего возраста артикуляционные упражнения объединены в комплексы. Дети постепенно вырабатывают арикуляционные уклады, необходимые для произношения определённых групп звуков (свистящих "С", "З", "Ц", шипящих "Ш", "Ж", "Ч", "Щ", сонорных "Л", "Р")
После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.
Логопедическая сказка
“ У Язычка появился новый друг ”
Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке.
(Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; губы не напряжены.)
Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал.
Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котенка.
Язычок погладил его. (Дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка.) Но котенку это не понравилось, и он выгнул
спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут — упражнение “Киска сердится”.)
Язычок, отдернув руку, удивленно посмотрел на котенка: тот оказался худым и голодным. “Его надо накормить!” — решил Язычок и пошел в дом за едой.
В своей любимой чашке (упражнение “Чашечка”)
Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью его лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котенок облизнулся (упражнение “Вкусное варенье”, 5—10 раз) и начал умываться. (Дети правой рукой имитируют движения умывающегося котенка.)
Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение языка), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.
С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 г. Вольска Саратовской области»
улица Революционная 29 телефон 7-10-39
Консультация для родителей в старшей группе «Дюймовочка» на тему:
«Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».
Логопед: Бараева Ю.А.
Дата проведения: 10.12.15
Сегодня я хотела бы поговорить о значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.
Артикуляционные упражнения выполняют перед зеркалом. В случае, если с ребёнком занимается мама, ей лучше всего накрасить губы яркой помадой - это привлечёт внимание малыша. Мама садится рядом с ребёнком перед зеркалом,и, глядя на свои отражения, они вместе играют в лягушат, обезьянок или котят, которые лакают молоко.
Для детей более старшего возраста артикуляционные упражнения объединены в комплексы. Дети постепенно вырабатывают арикуляционные уклады, необходимые для произношения определённых групп звуков (свистящих "С", "З", "Ц", шипящих "Ш", "Ж", "Ч", "Щ", сонорных "Л", "Р")
После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.
Логопедическая сказка
“ У Язычка появился новый друг ”
Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке.
(Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; губы не напряжены.)
Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал.
Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котенка.
Язычок погладил его. (Дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котенка.) Но котенку это не понравилось, и он выгнул
спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут — упражнение “Киска сердится”.)
Язычок, отдернув руку, удивленно посмотрел на котенка: тот оказался худым и голодным. “Его надо накормить!” — решил Язычок и пошел в дом за едой.
В своей любимой чашке (упражнение “Чашечка”)
Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью его лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котенок облизнулся (упражнение “Вкусное варенье”, 5—10 раз) и начал умываться. (Дети правой рукой имитируют движения умывающегося котенка.)
Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение языка), а потом потерся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.
С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз...
Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.Сказка о Веселом язычке....
Артикуляционная гимнастика_это весело полезно и интересно
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта....
Артикуляционная гимнастика - это весело полезно и интересно.
Статья предназначена для родителям, воспитателям групп детей с тяжёлыми нарушениями речи. В ней указаны причины по которым необходимо выполнять с такими детьми артикуляционные упражнения. Раскрыты осо...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
Рекомендации для родителей при проведении артикуляционной гимнастики с детьми....
Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции,...