Теоретический семинар для педагогов ДОУ «Что такое ФГОС дошкольного образования?»
консультация на тему
Теоретический семинар для педагогов ДОУ
«Что такое ФГОС дошкольного образования?»
Форма: мини- лекция ( презентация), круглый стол
Задачи:
· Познакомить педагогов с понятием «ФГОС», «Стандарт». Дать общую характеристику стандартов.
· Дать представления о нормативном, кадровом, материально-техническом, информационном обеспечении ОП ДОУ с учётом ФГОС.
· Провести анализ структуры проекта ФГОС ДО (плюсы и минусы).
· Дать характеристику портрета выпускника и ДОУ нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_do.pptx | 1.57 МБ |
teoreticheskiy_seminar_dlya_pedagogov_dou.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общие положения Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка…
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт направлен на решение следующих задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). ПРОГРАММА ОПРЕДЕЛЯЕТ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): Содержание Программы Виды деятельности
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Социально- коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка )
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ . При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток… Программа может реализовываться в течение всего ремени пребывания детей в Организации.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Аспекты образовательной среды Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Аспекты образовательной среды Программа включает три основных раздела:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования к условиям реализации дошкольного образования
ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты образовательной среды Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
Требования к кадровым условиям реализации Программы Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников образования ", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями , внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
Требования к финансовым условиям реализации Программы должны:
Требования к развивающей предметно-пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда (ППРС) должна обеспечивать:
Содержательно-насыщенная Трансформируемая Полифункциональная, вариативная Доступная и безопасная РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ППРС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке , в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач , включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ :
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Предварительный просмотр:
Теоретический семинар для педагогов ДОУ
«Что такое ФГОС дошкольного образования?»
Форма: мини- лекция ( презентация), круглый стол
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием «ФГОС», «Стандарт». Дать общую характеристику стандартов.
- Дать представления о нормативном, кадровом, материально-техническом, информационном обеспечении ОП ДОУ с учётом ФГОС.
- Провести анализ структуры проекта ФГОС ДО (плюсы и минусы).
- Дать характеристику портрета выпускника и ДОУ нового поколения.
Содержание:
«Что такое ФГОС дошкольного образования?»
Слайд 2
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад стал считаться первой ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Слайд 3
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти»
Слайд 4
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Слайд 5
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- на повышение социального статуса дошкольного образования
-на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
-сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования;
Слайд 6-7
На следующих слайдах представлены задачи на решение которых направлен стандарт.
Вкратце: именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Слайд 8
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Слайд 9 Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (обьем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)
Слайд10
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей .
Слайд11
Ведущие направления ФГОС ДО реализуются в различных видах деятельности. Краткое содержание видов деятельности в различных возрастных периодах представлены на слайде.
Слайд 12
Содержание Программы должно охватывать следующие ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ ОБЛАСТИ:
- социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
Слайд 13
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка)
Слайт14
Программа разрабатывается и утверждается Организацией
самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с
учётом Примерных программ .
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток. Программа может реализовываться в течение всего
времени пребывания детей в Организации.
Слайд15
Основная образовательная программа состоит из двух частей : обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Слайд16
Для Объема обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Слайд 17
К условиям реализации основной образовательной программы предъявляются следующие требования: к психолого- педагогическим условиям, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Слайд 18
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого- педагогические требования (представлены на слайде)
Слайд19
Реализация программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно- хозяйственными работниками Организации. Все педагогические работники должны соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике.
Слайд20
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
- учет санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
- требования к пожарной безопасности
- требования к средствам обучения и воспитания
- оснащенность помещений ППРС
- материально-техническое обеспечение программы
слайд 21
Требования к финансовым условиям реализации Программы должны:
- обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
- обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса
- отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы
слайд22
Предметно- пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия;
- учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей;
слайд 23
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- вариативной
- Доступной и безопасной
(Более подробно прописано в памятке которую я для вас подготовила)
Слайд 24
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Слайд 25
При реализации основной образовательной Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей . Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики ( оценки индивидуального развития детей , связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой.
При необходимости возможна и психологическая диагностика проводится только с разрешения родителей и квалифицированными специалистами.
Слайд 26 Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Слайд 27
Во ФГОС прописаны целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. На следующих двух слайдах представлены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
В завершение нашего знакомства с Федеральным образовательным стандартом предлагаю вам представить, что мы сейчас побывали в ресторане под названием «ФГОС ДО» и предлагаю ответить на несколько вопросов :
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Теоретический семинар для педагогов ДОУ
что такое ФГОС ДО?...
Теоретический семинар для педагогов ДОУ " Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Цель: повышение культуры речи, как компонента профессиональной компетентности педагога ДОУ....
Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)
Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...
Теоретический семинар для педагогов "Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ"
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются педагоги - это нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. К сожалению, эмоциона...
Теоретический семинар для педагогов ДОУ "Учимся, играя"
Данная методическая разработка позволяет провести обучающий семинар с педагогами ДОУ по вопросам активизации умственной деятельности дошкольников и использованию игровых методов обучения математике на...
Теоретический семинар для педагогов ДОУ по теме: организации и проведению музыкальных праздников в детском саду.
Музыка — могучий источник мысли.Без музыкального воспитания невозможнополноценное умственное развитие.Музыка объединяет моральную, эмоциональнуюи эстетическую сферы человека. Музыка — это ...