Опыт работы с родителями воспитанников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Обобщенный опыт приемов, форм работы с родителям за пять лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_roditelyami.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы с родителями воспитателя Виноградовой С.А.
От сосуществования-
к сотрудничеству и партнёрству.
«Чем чаще смеётся в доме ребенок, тем правильнее идет воспитание».
Кей Кузьма
Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать, другие не умеют, а третьи не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь специалистов.
Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Наш девиз в работе с родителями воспитанников : от сосуществования к сотрудничеству и партнёрству .
Цель взаимодействия:
- Создание единого образовательно- воспитательного пространства, в котором всем участникам процесса комфортно, полезно и интересно: и детям, и родителям, и педагогам.
Сотрудничество с родителями опирается на принципы :
- Целенаправленность и систематичность;
- Открытость детского сада для семьи; доброжелательность;
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Дифференцированный подход к каждой семье с учетом специфики семьи, возраста родителей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
Сотрудничество с семьёй осуществляется посредством разнообразных, как традиционных, так и нестандартных форм взаимодействия:
- Коллективные / родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер- классы, ролевые игры, дискуссии, семинары- практикумы, творческие лаборатории, круглые столы, конференции, конкурсы, анкетирование и тестирование /
- Индивидуальные /консультации, анализ педагогических ситуаций, день вопросов и ответов о проблемах детского развития, посещение родителями образовательной и игровой деятельности, тетрадь «Говорят дети» и пр./
- Наглядно- информационные / уголок педагогической информации, сменная информация «Тема недели» и «Сегодня», фотоуголок, выставки детского и семейного творчества, уголок коротких новостей «Актуально!» и «Наши успехи», советов специалиста /логопед и ГИБДД/, рекомендации медицинского работника, поздравительный стенд, библиотечка для родителей и т.д./
Расскажу о становлении родительского коллектива нашей группы. Взаимодействие с родителями началось в 2009 году с первой младшей группы. Известно, что ранний возраст- это период маленьких достижений. Участие родителей в жизни малыша в это время наиболее важно для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к ДОУ.
Взаимодействие с семьями начали со знакомства. Изучили взаимоотношения в них, взгляды на воспитание. Использовали следующие методы:
- анкетирование; индивидуальные беседы с родителями; наблюдения;
- Выборочное посещение семей;
- Беседы с ребенком и наблюдение за ним.
По результатам исследования выявилось три группы родителей в зависимости от их позиций:
группа | характеристика | Позиция | Количество |
1. | Родители, очень занятые на работе. Детский сад им необходим жизненно. Ожидают от сада не только присмотра и ухода за ребенком, но и развития, оздоровления, обучения и воспитания, интересного досуга. | В силу занятости часто посещать ДОУ не смогут. Но при правильной организации взаимодействия будут активными участниками конкурсов, выставок, субботников и т.п./ в удобное для них время/ | 12 |
2. | Родители с удобным рабочим графиком. Имеют неработающих бабушек или дедушек. Дети их могли бы не посещать ДОУ, но родители не хотят лишать детей полноценного общения со сверстниками, развития и обучения. | Могут оставаться на позиции пассивных наблюдателей. Требуется активизация их умений, вовлечение в дела. | 7 |
3. | Семьи с неработающими мамами. Ждут интересного общения для детей со сверстниками, и для себя. Хотят дать детям правила поведения в коллективе, обучение и развитие ребенка. | Энергичны, могут стать членами родительского комитета и помощниками педагога. Опора в подготовке групповых мероприятий. | 8 |
Из наиболее активных родителей был сформирован родительский комитет, который стал опорой для педагогов и проявил себя в позитивной деятельности в течение всех 4 лет существования группы. Родительский комитет :
- оказывает помощь в оформлении пространства развивающей среды группы; занимается благоустройством территории участка для прогулок детей; участвует в оформлении и подготовке совместных мероприятий и т.п.
Различные формы взаимодействия, которые предлагались родителям в группе, помогли им осознать не только ценность этапа раннего развития ребенка, но и восполнить живое общение с ним в ходе совместной двигательно- игровой деятельности:
Форма взаимодействия в первой младшей группе: | Предлагаемая тема: |
Информация в родительском уголке | «Девочки и мальчики адаптируются по- разному» и т.п. |
Консультация | «Ваш малыш учится общению» и т.п. |
Памятка | «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?» и т.п. |
Индивидуальные беседы | «Трудности адаптации» и т.п. |
День открытых дверей | Совместное /родители и дети/ развлечение в группе |
Советы специалиста | «Игры перед сном» и т.п. |
Адаптация детей группы прошла успешно у 99% детей:
Степень адаптации: | Количество детей: |
Легкая степень /длится 1- 2 недели/ | 14 детей |
Средней тяжести / до 30 дней/ | 12 детей |
Тяжелая степень / более 40 дней с длительными периодами заболеваний/ | 1 ребенок |
Причина тяжелой адаптации - в неподготовленности данного ребенка родителями к посещению детского сада, частые болезни.
Родительский коллектив сложился в группе не сразу. Возникающие между педагогом и родителями разногласия решались, не выходя за рамки группы и д/с. Причинами разногласий становились запачканные на прогулке штанишки или поломанная игрушка, принесенная ребенком из дома. Родители сумели оценить компетентность воспитателей группы. Позитивная атмосфера, доброжелательность и взаимное доверие содействовали процессу сотрудничества. Становлению партнерских отношений способствовала организация совместных мероприятий нестандартных форм:
- Развлечение с игротекой и элементами рукотворчества «Шарики воздушные, легкие, послушные!»/ присутствовали дети, родители, воспитатели/
- Выставка родительского творчества «Умелые ручки»;
- Родительское собрание в середине года в форме творческой лаборатории по теме «Окружающий мир глазами и руками ребенка и взрослого». Родители обучались практическим приемам.
В конце первого года итоговое собрание прошло «За круглым столом». Воспитатели и родители поделились успехами и вспомнили о том, как преодолевали трудности.
С помощью анкетирования были выявлены запросы родителей об информировании :
Родителям необходимы: | % от числа опрошенных: |
Максимально полная информация о ребенке | 36% |
Педагогические советы по общению с ним, психологическую консультацию | 28% |
Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома | 14% |
Рекомендации по выбору литературы о воспитании детей | 12% |
Устраивает объём предоставляемой информации | 10% |
Для укрепления партнерских отношений планомерно придерживались стратегии сотрудничества. Наиболее активных родителей, бабушек и дедушек поощряли :
- Благодарственное письмо, грамота или диплом за победу, участие в выставке или конкурсе, в акции;
- Информация о проявившем себя родителе помещалась на стенде в приемной;
Дети взрослели, а вместе с ними становились мудрее родители. Обогащался новыми знаниями их опыт воспитания собственного ребенка. Отношение к детскому саду становилось всё более позитивным.
На родительских собраниях сегодня всегда полный зал. Нетрадиционные формы проведения, актуальные темы, эмоциональный настрой под тихую инструментальную музыку в начале каждой встречи делают их не похожими друг на друга.
Задачи родительских собраний:
- Создание атмосферы общности интересов;
- Оказание помощи родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями по развитию ребенка- дошкольника;
- Развитие у родителей умения анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
Возраст детей | Тематика родительских собраний | Форма проведения | Аудитория |
3 – 4 года | 1.Возрастные особенности детей. Сохранение здоровья ребенка- забота общая. 2.Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию обстановки комфортного самочувствия ребенка в ДОУ и в семье. | Устный журнал Круглый стол | Родители. Учитель- логопед. Медицинская сестра ДОУ. Воспитатели группы. Родители и педагоги группы. |
4 – 5 лет | 1.Развивающая среда группы как фактор успешности воспитательно- образовательного процесса. 2.Законодательное обеспечение системы образования в РФ. Введение новых ФГТ. 3.Значение трудовых поручений. Возрастные особенности детей 4- 5 лет. 4.Мониторинг интеллектуального, творческого и физического развития детей. | Информационная корзина с элементами круглого стола. Собрание- совещание. Устный журнал с просмотром видеоклипов о трудовой деятельности детей в группе. Собрание- выставка. | Педагоги и родители. Педагоги и родители. Заместитель директора по ОВД. Педагоги группы и родители. Совместно дети, педагоги и родители. |
5 – 6 лет | 1.Старший дошкольник в детском саду. Взаимоотношения со сверстниками. 2.Ребенок входит в мир социальных отношений. 3.Мониторинг развития детей старшего возраста. | Информационная корзина с элементами деловой игры. Устный журнал с элементами игрового тренинга. Собрание –выставка. | Присутствует логопед ДОУ. Родители и педагоги группы. Педагоги, дети и родители группы. Совместно дети, педагоги, родители. |
В.А.Сухомлинский:
« Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени и труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Общение с коллективом родителей осуществляем с опорой на конструктивные правила:
- Говорим только о том, судить о чем мы имеем право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
- Планируя серьезный разговор с родителями, никогда не начинаем его утром, на улице, на ходу, в детской приемной при скоплении других родителей; приглашаем пройти в группу и присесть . Это дает гарантию того, что нас услышат и дослушают до конца.
- Никогда не начинаем разговор со слов «Ой, извините, вы не уделите мне несколько минут для беседы?» или «Вы не понимаете всей важности разговора…», «Вы должны меня выслушать…» . Начинаем беседу со слов: «Хочу с Вами посоветоваться» или «Сегодня Тимоша меня приятно удивил».
- Не сравниваем неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать ситуацию неловкости, каждый день находим маленький успех.
- Научились говорить строго по делу и приводить конкретные факты, предлагать пути решения сложной ситуации.
- Не стремимся демонстрировать родителям свое интеллектуальное превосходство в педагогических знаниях, говорим доступным языком.
- В формировании общественного мнения по актуальному вопросу опираемся на родителей- единомышленников, имеющих авторитет в группе.
- При общении, убеждении родителей в чем- либо стараемся помнить поговорку : «К каждому замку найдется свой ключ». Результат не всегда оправдывает ожидания.
- Содержание выставляемой для ознакомления информации четко структурируем, обязательно обращая на свежую информацию внимание фразой: «Вас это обязательно заинтересует!»
- Выкладываем на подоконник в приемной периодически литературу на актуальные педагогические темы.
- Напоминаем, что всегда рады видеть их в группе на любом мероприятии.
- Не скупимся на благодарности, помещаем хвалебную информацию в приемной на всеобщее обозрение в качестве стимула для других, менее активных родителей, а также для детей, чтобы учились гордиться друг другом.
- Систематически обновляем фотографии в фотоуголке.
Применение этих простых правил позволило нам увидеть эффективность вложенных усилий. По результатам опроса:
Показатели эффективности | Результативность |
Проявление интереса к образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ | На высоком уровне- 74% родителей На достаточном- 26% На низком уровне- 0 % |
Проявления активности | Высокий уровень- 56% Средний- 42% Низкий- 2% |
Посещение родительских собраний и других просветительских мероприятий | 82- 98% |
Поведение на родительских собраниях | *участники дискуссий на собрании; *увеличение вопросов педагогу и их усложнение по вопросам воспитания, педагогического процесса, игровой деятельности детей и т.п.; *доброжелательные взаимоотношения друг с другом, сопереживание; |
Авторитет педагога и сотрудников ДОУ | Повышение авторитета |
Количество претензий и агрессивность по отношению к педагогам и друг другу | Агрессивность отсутствует, претензии минимальны, обоснованны , не выходят за пределы группы. |
Проявления солидарности и ответственности | Родители ощущают свою общность не только с детьми, но и с педагогами группы, оказывают им действенную помощь по многим вопросам. |
Семья- одна из величайших ценностей, созданная человечеством за всю историю его существования. Современное общество заинтересовано в её сохранении и позитивном развитии. В надежной семье нуждается каждый человек и государство. В группе сложилась традиция семейных праздников:
- «Пусть бабушки и дедушки улыбаются!»
- «День Материнской славы»
- «Новогодняя сказка»
- «Зимние посиделки» для родителей
- «Колядки» для детей
- «Папа, мама, я- здоровая семья!»
- «Мой папа – защитник Отечества!»
- «Весенний мамин день!»
- «Мы немного подросли, в группу старшую пошли»
Здесь всегда царит атмосфера эмоциональной доброжелательности, творчества и удивления друг другом. Связь поколений- важный аспект воспитания дошкольников. Сегодня близким людям не всегда хватает времени на полноценное общение друг с другом. В группе мы стараемся объединить старших членов семьи, детей и внуков, подарить им минуты радости. Бабушки и дедушки- частые гости на групповых мероприятиях. К Дню Победы дети вели поисковую деятельность, выявляли интересные факты из жизни бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. По итогам поиска была оформлена фотовыставка, состоялась встреча с чествованием старшего поколения. Пользу этого мероприятия трудно переоценить.
На праздниках родители не только гости, они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев:
- Кукла Лена на развлечении «День игрушки»,
- Веселый клоун с заданиями в сюжетной игре «Умники и умницы»,
- Баба Яга или Зайка, Солнышко или Пугало огородное,
- Зимушка или Дед Мороз со Снегурочкой.
Для нормального развития ребенка необходима не только материнская, но и отцовская любовь. Отсутствие внимания со стороны отца может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. А если нет отца, его заменяет дедушка или дядя.
Папы в нашей группе очень активны и отзывчивы: умеют не только отремонтировать или прикрутить, но и посоревноваться в перетягивании каната.
На городском конкурсе по ПДД родители поддержали детей и с достоинством показали свои умения.
В нашей группе очень любят пешие экскурсии. Дети систематически посещают промышленные и продуктовые магазины, Отделение связи, АЗС и Автомагазин, СТО, водоем по ул.Марчука. В некоторых экскурсиях нас сопровождают родители или бабушки.
Весной родители помогли организовать в нашей группе проведение велосипедного заезда в автогородке детского сада.
Дети еще раз закрепили знание правил безопасного движения.
В.А.Сухомлинский
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Родители нашей группы приняли активнейшее участие в двух городских выставках в рамках мамонтовских фестивалей и в ежегодных выставках внутри ДОУ и группы.
Реализуя задачу педагогического просвещения родителей нашей группы, мы помогаем им получать такие знания, которые они используют теперь, как руководство к действию, а не как оторванную от жизни абстракцию.
По нашим наблюдениям более, чем у 58% родителей сформированы элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребенка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Мы сделали вывод:
- партнерские отношения с коллективом родителей в нашей группе сформированы на достаточно высоком уровне .
Выиграли в этом процессе наши воспитанники. «Дети- это россыпи алмазов на земле, требующие тщательной огранки мастера». Так писала в своей книге английский психолог Кей Кузьма.
Родительский коллектив нашей группы, педагоги, дети - это коллектив единомышленников. И пусть не всегда всё получается так, как задумывается, но все вместе взрослые мы стремимся личным примером, полезной и нестандартной деятельностью помочь детям научиться уважать и беречь семейные традиции, хотеть стать достойными членами современного общества, неравнодушными, инициативными гражданами своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Опыт работы с родителями на тему "Родители детей – помощники и союзники педагогов"
Опыт работы с родителями...
Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"
«Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов) ...
ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИЙ.
ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИЙ.«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь»Л.КьюбиСемья и детский ...
Опыт работы с семья воспитанников.
В этой работе я делюсь методами работы, которые я применяю в своей работе с семьями воспитанников в нашем ДОУ ....
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...