Формирование элементарных логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
консультация (старшая группа)

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста-одна из актуальных задач современности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

  Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста-одна из актуальных задач современности. C введением федеральных государственных требований познавательному развитию дошкольников уделяется особое внимание. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

  Цель работы:

изучение актуальности использования игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

  Мы предположили, что использование игровых приемов в процессе обучения способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

  Для поставленной цели исследования работу проводила в следующих направлениях:

- содействие развитию игры как самостоятельной творческой деятельности, создание благоприятных условий для обогащения, развитие всех видов игровой деятельности: подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые и т. д.;

- использование богатых возможностей игры для диагностики уровня математического развития;

- использование игры и игровых приемов как средства организации детской деятельности.

     Проблемой познавательного развития дошкольников в разное время занимались такие исследователи как: И.А.Помораева, В.А.Позина, Н.А.Архипова-Пискарева, В.В.Данилова, Т.Д.Рихтерман, Л.С.Метлина, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, З.А.Михайлова, А.А.Столяр, Т.В.Тарунтаева и др.

  На всех ступенях дошкольного детства игровым технологиям отводится большая роль. Следует отметить, что "обучающая игра" подчеркивает использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

  В занимательной деятельности и в повседневной жизни широко использовала дидактические игры и игровые упражнения, организуя игры вне занятий. Они закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи.

  Также при формировании элементарных представлений у дошкольников использовались игры-головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

  Говоря сегодня о современных игровых технологиях большое значение придают исследованиям Б.П.Никитина и его развивающим играм ( "Сложи узор" ), "Счетным палочкам Кюизенера", "Логическим блокам Дьенеша".

  В своей работе активно пользовалась такими развивающими играми как: "Логические блоки Дьенеша", "Счетные палочки Кюизенера".

  "Логические блоки Дьенеша"-это пособие разработанное венгерским психологом и математиком Дьенешем для раннего логического развития, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Последнее десятилетие блоки Дьенеша завоевывают все большее признание у педагогов нашей страны.

  Комплект цветных счетных палочек изготовлен по анологии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием "Кюизенер". С математической точки зрения палочки-это множество, на котором легко обнаруживается отношения соответствия и порядка исследования чисел: 1,2,3,... Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.

  Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

  На первом этапе с детьми старшего дошкольного возраста была проведена диагностика по разделу "Формирование элементарных математических представлений".

  Работая по данной проблеме в работе с родителями использовала разнообразные формы: консультации «Игры нового поколения», «Значение развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников», др. и беседы ( индивидуальные и групповые) «Развивающие игры дома и в детском саду», индивидуальная «Совместные игры родителей с детьми дома», информация через папку-передвижку «Как устроить уголок развивающих игр дома», деловая игра "Математическая гостинная", где сами родители включаются в игровой процесс, играют и одновременно учатся играть с детьми. Для помощи в организации развивающих игр и занятий дома разработана памятка для родителей: :

  Мною был разработан каталог развивающих игр, направленных на формирование элементарных математических представлений, с учетом уровня развития дошкольников. Были разработаны игры с разным уровнем сложности, для создания у ребенка «ситуации успеха». Для лучшего овладения детьми логическими играми организовала кружковую работу(кружок «Умники и умницы») и разработала перспективный план работы на учебный год.

  Таким образом, используя игры нового поколения (Блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, др.) дети легко умеют классифицировать предметы по признакам, относить предмет к определенному множеству. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Используя в своей работе развивающие игры нового поколения, были достигнуты следующие результаты: начало года- высокий уровень развития логико-математических представлений 12%, средний-26, низкий-72%; конец года- высокий 38%, средний-51%, низкий-11%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

нравственное воспитание -это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувст и поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью ,обусловл...

Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Методическая разработка  «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...

педагогический проект с родителями «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упуститьслучая, сделать его немного занимательным»Б. Паскаль...

Статья на тему: логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий

логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий...

Статья на тему: «Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий»

Статья на тему: «Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий»...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»

План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...