Доклад "Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка"
материал

Горбунова Ольга Михайловна

Доклад "Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.pptx2.18 МБ
Microsoft Office document icon 11.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Подготовила воспитатель Горбунова О.М.

Слайд 2

Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье, полноценном развитии и психическом благополучии. В дошкольном возрасте ребенок, овладевая двигательной деятельностью, приобретает способность к схематически-образному мышлению: младший дошкольник социализирует свое двигательное поведение путем выделения метафорической субъектности , средний дошкольник моделирует двигательную деятельность, а старший дошкольник имеет достаточное количество усвоенных схем, опираясь на которые он произвольно использует движение для достижения нужной ему цели. Двигательная активность – кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации. Н.Бернштейн , Г.Шеперд

Слайд 3

Личностно-ориентированное развитие подразумевает: - создание условий для проявления внутреннего мира ребенка; - сотрудничество, предполагающее совместное решение проблем; - принятие ребенка таким, какой он есть. Ребенок учится только через действие; и меет свои индивидуальные возможности в обучающей деятельности; осваивает мир в целостном восприятии; учится от другого ребенка, как и от педагога; успешен в учении, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют педагог и родители. Деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребенка, должна носить интегративный характер и не сводиться только лишь к медицинским мероприятиям.

Слайд 4

Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению. Нарушения функций вестибулярного аппарата приводит к ошибкам в интерпретации ощущений

Слайд 5

Перекрестные движения способствуют межполушарному взаимодействию. 3 основных вида сенсомоторной координации: координация ритма с лухо -моторная з рительно-моторная



Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Упражнения, выполняемые на полу.

Предлагаемые развивающие двигательные комплексы способствуют профилактике психофизиологических отклонений, развитию связей между движениями и эмоциональными, познавательными психическими процессами и поведение, приводят к улучшению функционирования мозга. Данные комплексы можно использовать начиная с 3-4 лет.

Для выполнения упражнений понадобятся гимнастические коврики.

  1. «Растягивание на животе»

Лечь на живот и потянуться руками и ногами в разные стороны, подготавливая тело к нагрузке. Важно потянуть каждый пальчик.

Примечание. Растягивание лучше производить на выдохе. Можно добавить звуковое сопровождение, распевая гласные звуки.

Комментарий. Растягивание на животе помогает подготовить ребенка к освоению новых упражнений и движений, снимает напряжение мышц и связок. Сопровождение звуком помогает естественно выдыхать и задействовать весь дыхательный аппарат, включая диафрагму.

Внимание! Часто поверхностное или грудное (неполное) дыхание сопутствует мышечному напряжению, сопровождаемому процессами возбуждения в нервной системе.

  1. «Морская звезда»

Исходное положение (далее и.п.) – лежа на животе, руки перед собой в полусогнутом положении, ноги свободно лежат. Выдохнуть и одновременно приподнять и выпрямить руки и ноги. На короткое время удержать это положение. Вернуться в и.п. Повторить упражнение 3 раза.

Примечание. Выполнение упражнения можно сопровождать зрительной стимуляцией: в и.п. взгляд направлен на близкий объект перед собой, при подъеме рук и ног взгляд фиксируется на дальнем объекте.

Комментарий. Данное упражнение способствует укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки. Позволяет ритмично чередовать периоды напряжения и расслабления. При добавлении работы глаз тренирует бинокулярность зрения и способствует формированию наблюдательности. Обращайте внимание на равномерное распределение веса между конечностями. Важно скорректировать положение шеи, чтобы не было закидывания головы назад. В период освоения упражнения можно добавить ритмичное похлопывание ведущего в ладошки или счет.

 

  1. «Кобра»

И.п. – лежа на животе, руки вогнуты в предплечьях и вытянуты вперед, голова – между рук с опорой на лоб. На вдохе поднять голову, шею и верхнюю часть спины, «тянуть себя за макушку вверх». Предел подъма – окончание вдоха или напряжение в спине. Нижняя часть тела и плечи расслаблены. В высшей точке сделать плавные наклоны головой от плеча к плечу. Амплитуда наклонов маленькая! Вернуться в и.п. в той же последовательности6 голова, шея, спина. Повторить упражнение 3 раза.

Комментарий. Важно синхронизировать работу тела с дыханием и следить за плавностью выполнения движений. Упражнение активизирует работу мышц – разгибателей туловища, снимает напряжение с плечевого пояса, интегрирует шейно-тонические рефлексы, выстраивает позвоночный столб, а также дифференцирует ощущения верха и низа тела. Упражнение стимулирует парасимпатический отдел нервной системы, что способствует профилактике вегетативных проявлений.

  1. «Сороконожка»

Одностороннее ползание на животе в одном месте.

И.п. -  лежа животе, опереться на согнутые в локтях руки; ноги чуть согнуты в коленях. Перенести вес тела на правую сторону и почувствовать натяжение мышц справа. Позвоночник выгибается в левую сторону, левая нога сгибается в колене и подтягивается вперед, левая рука вытягивается. Вернуться в и.п. То же самое – справой стороны. Выполнять упражнение 1 минуту.

  1. «Медвежата ползают»

Одностороннее ползание на четвереньках.

И.п. – стоя на четвереньках. Нужно выдвинуть левую ногу вперед, отталкиваясь стопой от пола. Ноги в коленях пружинят. Отталкиваясь левой рукой от пола, передвинуться вперед. То же самое проделать с правой стороны.

Примечание. Можно предложить ребенку игру: кто быстрее доползет до игрушки, передвигаясь таким образом.

Комментарий. Упражнение направлено на дифференциацию проприоцептивных ощущений сторонности, что помогает формированию ощущения «право-лево» на уровне тела и впоследствии переносу данного ощущения на пространственный уровень, таким образом, подготавливая детей к ориентации в пространстве листа книги и тетради. Также данные упражнения интегрируют спинальные двигательные автоматизмы, такие как рефлексы Галанта; способствуют отработке рефлекса Ландау, что позволяет овладеть не только «тонусом позы», но и более сложными движениями без лишнего мышечного напряжения.

  1. «Ящерка»

Перекрёстное ползание на животе в одном месте.

И.п. – лежа на животе. Повернуть голову вправо, правая рука согнута в локте вправо, левая нога согнута в колене влево. Вернуться в и.п.: голову держать прямо, руку и ногу опустить. Повернуть голову влево, левая рука согнута в локте влево, правая нога сгибается в колене вправо. Вернуться в и.п. Выполнять упражнение 1 минуту.

Примечание. Изучив технику, можно выполнять упражнение с продвижение вперед. При этом следует поощрять ребенка интересующим его зрительным или слуховым стимулом: поставить вперед игрушку или издавать каким-либо вперед – благодаря этому активизируется ведущий канал восприятия и облегчается выполнение движения, т.к. происходит опора на первичный ресурс, на то, что уже возбуждает ориентировочный рефлекс и дает импульс к началу движения. При затруднении передвижения нужно дать ребенку возможность оттолкнуться от опоры ногами, например от плотно прижатой к стопе руки взрослого.

  1. «Тигрята играют»

Перекрестное ползание на четвереньках.

И.п. – стоя на четвереньках с опорой на колени и предплечья. Выдвинуть левую ногу вперед и, отталкиваясь правым предплечьем от пола, передвинуться вперед. То же самое проделать противоположными рукой и ногой. Таким образом следует передвигаться как вперед, так и назад.

Комментарий к упражнениям 6,7. Ползание – необходимый этап развития ребенка, когда при движении вперед одновременно работают диагональные рука и нога, а также происходит развитие координированной системы «рука-глаз». При перекрестном ползании происходит интеграция всех модально-специфических факторов развития ребенка с его двигательной системой. На основе ползания формируется походка и правильная осанка. Это упражнение улучшает межполушарное взаимодействие, что, в свою очередь, стимулирует интеллектуальное развитие. Ползание в разных направлениях, по разным покрытиям поверхностей (резиновые гимнастические или ворсистые коврики, линолеум), а также с огибанием препятствий стимулирует правильную работу вестибулярного аппарата и проприорецепторов.

  1. «Лягушка»

И.п. – сидя на носочках, развести колени в стороны и поставить руки между ног чуть впереди, опереться на ладони. Перенести вес тела на руки и подтянуть ноги вперед. Перенести вес тела на ноги и передвинуть вперед руки. Передвигаться таким образом 1 минуту.

Комментарий. При выполнении упражнения происходит дифференциация верха и низа тела, развивается умение распределять вес с использованием разных точек опоры. В работу активно включаются мышцы-сгибатели и разгибатели верхних и нижних конечностей с переменной нагрузкой, а также мышцы спины, что помогает формированию правильной осанки.

  1. «Рокер»

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять согнутые в коленях ноги. Описывать коленями горизонтальные восьмерки, делая круги справа и слева с пересечением в центре, при этом следить за коленями глазами. При затруднении в выполнении упражнения можно вращать ногами по кругу или из стороны в сторону.

Комментарий. Данное упражнение помогает координировать работу всех частей тела, равномерно распределять энергетическое обеспечение движений, вырабатывать их плавность, а также укрепляет мышцы нижних конечностей, снимает напряжение после длительного сидения. Включение в работу ягодичных мышц способствует их укреплению и стимуляции парасимпатических ядер вегетативной нервной системы, расположенных в крестцовой части спинного мозга, которые отвечают за иннервацию внутренних органов. Данное упражнение развивает бинокулярное зрение, расширяет поле зрения, способствует формированию периферического зрения и зрительно-вестибулярной координации.

  1. «Качалочка»

И.п. – сидя на ягодицах, сгруппироваться и обхватить руками колени. В таком положении несколько раз перекатываться с ягодицы на ягодицу. Не размыкая замка из рук, мягко перекатиться на спину и несколько раз сделать перекаты на спине из стороны в сторону.

Комментарий. Упражнение помогает координировать работу всех частей тела, равномерно распределять энергетическое обеспечение движений, помогает вырабатывать их плавность. Способствует выносливости, укреплению крестцово-остистой группы мышц. Мягкие перекаты на спине позволяют снять излишний мышечный тонус в районе спины. Включение в работу ягодичных мышц способствует их укреплению и активации парасимпатических ядер вегетативной нервной системы, расположенных в крестцовой части спинного мозга, которые отвечают за иннервацию внутренних органов и органов головы.

  1. «Тандем»

Упражнение выполняется в паре со взрослым.

И.п. – сидя на ягодицах. Стопы ног воспитателя и ребенка упираются друг в друга, руки опираются на пол для устойчивости. Воспитатель выпрямляет одну ногу, не сдвигаясь с места и не разрывая контакта со стопой ребенка, у ребенка эта нога сгибается. Вернуться в и.п.. Таким же образом производить движения другой ногой.

Примечание. Движения задаются попеременно то воспитателем, то ребенком. Упражнение можно выполнять, держа ноги на весу, а также – при условии хорошо скоординированного совместного движения – с закрытыми глазами.

Комментарий. При выполнении этого упражнения с закрытыми глазами усиливается воздействие на проприорецепторы. Стимулирование стопы приводит к активизации рефлекса походки, положительное воздействие оказывается на проприорецепторы стоп. Формируется ощущение согласованной работы по отталкиванию, но сохранению контакта, а также умение следовать за движением другого, сохраняя контакт. Упражнение способствует формированию и удержанию внимания, регуляции приложенного усилия и установлению контактных отношений.

  1. «Пальчики-хватальчики»

И.п. – сидя на ягодицах. На вдохе одновременно согнуть пальчики рук, сжимая их в кулачки, и стоп. На выдохе разогнуть и растянуть.

Примечание. Для стимуляции проприорецепторов и регуляции мышечного напряжения дети могут брать в руки резиновые или тряпичные мячики. Необходимо обращать их внимание на полное отведение большого пальца рук при раскрытии ладоней.

Комментарий. Упражнение способствует отработке ладонного и подошвенного рефлексов, развивает силу пальцев кистей и стоп, способствует профилактике плоскостопия и формированию свода стопы. Отведение большого пальца рук необходимо, чтобы уменьшить тенденцию к сильному зажиму карандаша или ручки в кулачке при рисовании или письме. Чередование сжатия и раскрытия кисти приводит к волевой регуляции расслабления и точности при выполнении движений.

  1. «Расслабление стопы»

И.п. – сидя на коврике или стуле, положить лодыжку одной ноги на колено другой.

Поднять носок вверх на себя, опустить вниз, вращать стопу по часовой и против часовой стрелки. В каждом положении задерживаться на 5 секунд. Размять руками каждый пальчик ноги, внутреннюю и внешнюю поверхность стопы в направлении от пятки к носку. Кулачками мягко помассировать подошвенную часть стопой.

Комментарий. Упражнение способствует мягкому растяжению мышц и сухожилий ног, увеличению подвижности в голеностопном суставе, что, в свою очередь, служит профилактикой плоскостопия и способствует увеличению эластичности мышц. Самомассаж оказывает положительное воздействие на проприорецепторы стопы, биологически активные точки, находящиеся на внутренней поверхности стопы и связанные с внутренними органами, а также разогревает стопы, подготавливая их к последующей нагрузке, активизирует рефлекс походки. Выполнение данного упражнения снимает напряжение с ахиллесова сухожилия.

Словарь.

Прориорецептивная сенсорная система обеспечивает наш мозг информацией о движении, положении частей тела относительно друг друга. Основная  функция  ее заключается в планировании движений и их контроле. Рецепторы системы находятся в мускулах, суставах, связках, сухожилиях и соединительной ткани, они непрерывно посылают информацию в мозг о положении тела, даже в тот момент, когда мы не двигаемся. Благодаря работе мышечной системы в мозгу хранится информация о двигательных актах, поэтому мы можем совершать многое автоматически без участия сознания (например, умываться, расчесываться и т.д.). когда наш мозг испытывает трудности в распознавании проприоцептивной информации, такие каждодневные действия, как сидение на стуле, пожимание руки, уход за собой, согут вызвать огромные трудности.

Бинокулярное зрение – способность четко видеть изображение предмета одновременно обоими глазами.

Галанта рефлекс – физиологический рефлекс: перекрестное или двустороннее сокращение мышц живота при перкуссии (постукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом) верхней передней подвздошной  ости.

Иннервация – связь нервных волокон с каким-либо органом или частью тела; по этим волокнам либо передаются двигательные импульсы, идущие в направлении к ткани, либо сенсорные импульсы, которые идут от ткани к головному мозгу.

Контралатеральные движения – диагональные движения верхней конечности с нижней на противоположной стороне тела.

Ландау рефлекс – физиологический рефлекс у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет6 рефлекторное разгибание головки, спины и ног у ребенка, положенного грудью на руку исследующего, и исчезновение разгибательного тонуса при сгибании головки.

Латерализация – процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга.

Шейно-тонические, или позотонические, рефлексы – рефлексы, обеспечивающие фиксацию и положение тела в покое и при движении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Двигательная активность, как оптимальное условие всестороннего моторного развития ребенка».

Соблюдение рационального двигательного режима помогает обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, предусматривает рациональное содержание двигательной активно...

Использование нетрадиционного физического оборудования в здоровьеформирующих технологиях развития детей

Движение составляет основу практисчески любой деятельности ребенка. Однако,в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объема двигательной активности детей. Опираясь на...

Возможности использования здоровьеразвивающих физических упражнений в здоровьеформирующем физическом развития детей 5-6 лет.

Статья повествует об использовании в детском саду развивающих двигательных программ , разработанных в НП ЦЗСПТ г.Н.Новгорода,  в физического развития дошкольников....

Значение двигательной активности для развития ребенка

Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития....

Роль двигательной активности в развитии ребенка

В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги и конечно огромную роль в этом процессе играют родители.   Здоровье подрастающего человека – это проблема не только со...

Доклад "Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка"

В дошкольном возрасте ребенок, овладевая двигательной деятельностью, приобретает способность к схематически-образному мышлению: младший дошкольник социализирует свое двигательное поведение путем выдел...

Особенности физического и двигательного развития ребенка от года до трёх лет.

Особенности физического и двигательного развития ребенка от года до трёх лет. Консультация для воспитателей и родителей. В течении первых трёх лет совершенствуются все моторные действия. Ребенок учитс...