кружок Говорушки" 1-я младшая группа
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой ключик» р.п.Самойловка
Адаптационная программа
кружка «Говорушки»
для детей 1-й младшей группы
Составитель:
Волохова Е.С.
воспитатель
Пояснительная записка.
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает развитие речи. Через речь ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
В процессе освоения речи обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала занятия.
Цель программы - Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.
Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятия.
Тематический план.
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
2-я неделя | «Я умница – разумница» Русская народная потешка. Я умница-разумница, | Разучивание русской народной потешки «Я умница- разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству. | Кукла Маша |
3-я неделя | «Зайчик» русская народная игра. На все слова игры имитируйте движения вместе с Ребёнком. | Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей | Игрушка зайчик. |
4-я неделя | «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка.. Чтение. | Учиться слушать сказку внимательно | Игрушки Лиса, заяц, петух |
НОЯБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Коза – хлопота» Русская народная потешка. Коза-хлопота. | Закрепить знания детей о домашних животных – козе и козлятах. Учить замечать и называть их характерные особенности: рога, шерсть, борода, копыта. | Резиновая игрушка –коза. |
2-я неделя | «Два веселых гуся» | Продолжать формировать первоначальный опыт общения с природой, расширить сведения о домашней птице – гусе. Учить подражать характерным движениям, повадкам. | Серое и белое перышки |
3-я неделя | «Посадил дед репку…»Чтение сказки | Уточнить представления детей о репке: это овощ, растет из семян, репа желтая, круглая. Закрепить знания об условиях роста растений. | |
4-я неделя | «Играем с куклой» | Обогащать эмоциональную сферу детей новыми впечатлениями, теплотой добрых чувств. | Кукла, кроватка |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Про кота – воркота» | Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству: потешкам, колыбельным. | |
2-я неделя | «Вот и вышел человечек» | Используя потешки и песенки, закрепить знания детей о частях своего тела | Кукла разобранная почастям |
3-я неделя | «Мы шагаем, мы шагаем, | . Используя устное народное творчество, укреплять здоровье детей, развивать двигательную активность | Гуси |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | Чешу, чешу волосыньки, | Продолжая знакомить детей с малыми жанрами устного творчества, расширять представления о своем теле: у каждого человека есть волосы, они разные по длине и цвету и т.п. Дать понять, что люди отличаются друг от друга, но каждый хорош по-своему | Расчески, ножницы |
2-я неделя | «Белый снег пушистый» | Формировать первоначальный опыт общения детей с природой. Учить сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте (снеге), выделять его характерные свойства (белый, холодный, тает, падает), отражать это в речи | |
3-я неделя | Тема: «Мягкие лапки, а в лапках – царапки» | Вызвать положительный эмоциональный отклик при восприятии живого объекта | котик |
4-я неделя | «Зовем весну». | Используя заклички и потешки, наблюдения за явлениями природы, обогащать расширять первоначальный опыт детей приобщения к миру природы |
МАРТ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Солнышко, покажись…» | Формируя ценности переживания, раскрыть ребенку таинственность, загадочность явлений природы | |
2-я неделя | «Бегут ручьи» | Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей через знакомство с сезонными явлениями в природе: пришла весна, ярко светит солнышко, стало тепло, растаял снег, бегут ручьи. | |
2-я неделя | «Зайчик» Русская народная потешка Скачет зайка косой | Развивать желание слушать потешку, наблюдал за действием педагога с игрушками. Стимулировать активность детей в звукоподражании. | Резиновые куклы: |
3-я неделя | |||
4-я неделя |
АПРЕЛЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | Повторение ранее изученных потешек | Повторить потешки | |
2-я неделя | «Теремок» Р.Н. С. | Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога. . | комплект народных игрушек к сказке «Теремок». |
3-я неделя | «Самолет» потешка Наш волшебный самолёт отправляется в полёт! (присев на одно колено “заводим” самолёт, покрутив перед грудью сжатые в кулаки руки; издаём звуки “др-др-др” или “тр-тр-тр”) | Побуждать детей принимать участие в игре со стихотвор- ным сопровождением. Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Комплект народных игрушек Петрушка, медвежо- нок. зайчик, козочка, кошка.. |
4-я неделя | «Петух» русская народная считалка. Разучивание | Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народ ными игрушками. | Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь. |
МАЙ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | Разучивание «Расти, коса, до пояса» Русская народная потешка Расти, коса, до пояса, | Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. | Деревянный гре6ень для расчёсывания волос. . Мягкая игрушка: |
2-я неделя | |||
3-я неделя | «Не вари кашу круту» Русская народная потешка | Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным спектаклем «Под грибком». | Мягкая игрушка мишка. |
4-я неделя | Воспоминания о прочитанных русских народных сказках | Учить рассуждать. |
Тема: Разучивание потешки «Коза –хлопота»
Ход занятия.
Воспитатель: Послушайте, о ком я вам сейчас расскажу:
Идет, идет,
Бородой трясет,
Травки просит:
«Ме – ме – ме,
Дай вкусной мне-е-е!».
-Да, это коза. Вот она пришла к вам. (Выставляет на фланелеграф фигурку козы). Что есть у козы? (Рога, шерсть, борода, копыта).
-А у мамы–козы есть детки. Вот они. (Выставляет на фланелеграф фигурки козлят). Как зовут детеныша козы? Да, это козленок. А если их много? А мама зовет их ласково – козлятки.
-А мама – коза и козлятки похожи? Чем похожи? А чем отличаются? А какие козлятки по росту? А мама – коза?
-Как мама–коза подзывает к себе козлят? Позовите козлят. Как козлятки отзываются маме? Отзовитесь маме–козе тоненьким голоском. Позвала коза козляток и стала с ними плясать. (Воспитатель поет песенку, дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Козонька рогатая,
Козонька бодатая,
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза топ-топ,
Глазками коза хлоп-хлоп,
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.)
-Мама–коза любит козлят, заботится о них. День-деньской хлопочет: то травку щиплет, то за водичкой бегает, то козляток стережет. Коза заботливая, хлопочет, коза–хлопота. Вот послушайте про нее потешку:
Коза – хлопота
День-деньской занята:
Ей травы нащипать,
Ей на речку бежать,
Ей козляток стеречь,
Малых деточек беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька – лиса
Их с собой не унесла.
-А от кого коза деток стережет
Воспитатель предлагает детям рассказать еще раз потешку про козу – хлопоту. Раздает бумажных козлят.
-Ребятки, а вы хотите помочь козе–хлопоте стеречь козляток? Как можно помочь ей? Вот кирпичики. Построим заборчик для козлят, чтобы ни волк, ни лиса, ни медведь не смогли их унести
Тема: «Два веселых гуся»
Цели. Продолжать формировать первоначальный опыт общения с природой, расширить сведения о домашней птице – гусе. Учить подражать характерным движениям, повадкам.
Обогащение словаря: щиплют травку, вытянули, ходят вперевалочку.
Активизация словаря: гусь, гуси, серый, белый, длинные шеи, красные лапки, домашняя птица.
Материал. Серое и белое перышки
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей посмотреть, кто живет на зеленой полянке. (Стол покрыт зеленой тканью, посредине лежит голубой лоскуток – "лужа". Рядом с "лужей" - два гусиных перышка).
Воспитатель. Кто здесь был? Кто эти перышки обронил? Кто - один серый, а другой - белый? Кто кричит: «Га-га-га!»? Вот гуси. (Выставляет на стол картонные силуэты гусей на подставках). Это гусь серый, а это гусь белый. Найдите, какое перышко какой гусь потерял. Гусь – домашняя птица. Он живет у бабушки во дворе. Бабушка зовет: «Гуси, гуси!» Что ей гуси отвечают? «Га-га-га!» - «Есть хотите?» – А гуси: «Да-да-да!» Вот бабушка их и покормит.
-Поиграем и мы в гусей. Как кричат гуси? Гуси ходят важно, вперевалочку – с боку на бок переваливаются. Походите, как гуси, пощипите травку. (Складывают большой, указательный и средний пальцы – клюв – «щиплют травку», «пьют воду»).
-Про то, как гуси жили у бабуси, споем и покажем.
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один – серый, другой – белый,
Два веселых гуся. (Ходят по группе, машут руками – крыльями).
Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один – серый, другой – белый,
Два веселых гуся. (Наклоняются, вытягивают шеи, оглядываются).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке. (Приседают, «моют» лапки).
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси, мои гуси. (Держатся за голову, качают головой).
Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе. (Кланяются).
-Нарисуем про гусей веселую картину. (Дети выполняют коллективную работу: на листе бумаги с нарисованными силуэтами гусей они рисуют мелками, смоченными в сахарной воде, и перышками зеленую травку, цветы, пятнышки гусям, солнечных зайчиков).
Тема: «Играем с куклой»
Цели. Используя потешки, приговорки, колыбельные, расширять и обогащать игровые действия детей. Закрепить умения детей действовать с предметами и игрушками.
Обогащать эмоциональную сферу детей новыми впечатлениями, теплотой добрых чувств. Развивать эмоциональную отзывчивость на фольклорные произведения. Формировать бережное и заботливое отношение к кукле.
Закрепить культурно-гигиенические навыки, привычку к чистоте и опрятности как залог здорового образа жизни.
Материал. Кукла, атрибуты к играм.
Ход совместной деятельности.
Воспитатель обращает внимание на то, что кукла Маша лежит в кроватке и никак не может уснуть.
-Почему она не может уснуть? Наверное, Маша хочет, чтобы мы спели ей колыбельную песенку.
Дети качают куклу в качалке или люлечке и поют колыбельные:
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Котик, котенька-коток,
Котик, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
-Вот и уснула Машенька.
-Скоро проснется наша Машенька и захочет есть. Давайте сварим ей кашу. Где варят кашу? Мы будем варить кашу в русской печке. В чем варят кашу? (В кастрюле). Кашу варят на молоке. Каша будет молочная. Молоко наливают в кастрюлю, затем туда насыпают крупу. У нас гречневая крупа, значит, наша каша будет гречневая. Какая в кастрюле крупа? Какую кашу мы сварим?
-Вот теперь мы поставим кастрюлю в русскую печь, чтобы она варилась. А во что мы будем накладывать кашу? (В тарелку). А чем же едят кашу? (Ложкой). Кастрюля, тарелка и ложка – посуда. Давайте накроем стол. Что мы поставим на стол?
-Ну вот, наша каша варится, и наша Машенька, наверное, уже выспалась.
Подходят к кукле:
Вот и Машенька проснулась,
С боку на бок перевернулась,
И откинув одеяло, вдруг
Сама на ножки встала.
-Дети, а что надо сделать после сна? (Зарядку).
Воспитатель читает стихотворение:
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу набирать
И весь день не уставать.
Предлагает детям сделать зарядку вместе с куклой. Водит куклу, показывая движения: кукла шагает, наклоняется вперед, поднимает руки вверх. Воспитатель приговаривает:
Топ, топ, влево,
Топ, топ, вправо. Шагают.
Выше руки, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней. Выполняют
От зарядки станешь крепче, движения
Станешь крепче и сильней. по тексту.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
Вместе с детьми воспитатель одевает куклу, рассматривают одежду, закрепляют обобщающее слово – одежда, определяют последовательность одевания.
Воспитатель обращает внимание на стол, где стоит тазик с водой, лежат мыло и полотенце.
-Что это? Для чего здесь вода, мыло и полотенце? Зачем нужно умываться?
Дети помогают воспитателю умывать куклу и вместе читают потешку:
Знаем, знаем - да-да-да,
Где ты прячешься, вода.
Выходи, водица,
Будет Маша мыться.
Водичка, водичка,
Умой Маше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
-Ой, дети, посмотрите, какая у Машеньки некрасивая прическа. Что нужно сделать с волосами? Что для этого нам нужно?
Причесывая куклу, читают потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, коса, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса.
-Ну вот, наша Маша оделась, умылась, причесалась и захотела кушать. Дети, приглашайте Машеньку за стол.
Машу садят за стол, достают из печки кастрюлю, накладывают кашу. Во время кормления читают потешки:
Каша из гречки
Варилась в печке,
Сварилась, упрела,
Чтоб Машенька ела.
Гречневая каша –
Матушка наша.
Хлебец родной –
Отец наш родной.
Умница, Машенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Маша благодарит за угощение. Звучит веселая музыка, дети танцуют вместе с куклой.
Тема:«Про кота – воркота»
Цели. Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству: потешкам, колыбельным. Побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки, напевность колыбельных песен. Учить рисовать тычками и пальцем.
Материал. Картина с изображением ночного неба в окне, кукла, игрушка «кот», Ход занятия.
Воспитатель читает потешку:
Ночь пришла, темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок…
Воспитатель: Ночь пришла, появился месяц. (На картину прикрепляется «месяц»). А чего не хватает на нашем небе? Что еще появится на небе ночью? Вам хочется, чтобы зажглись яркие звездочки? Как можно зажечь звездочки? Чем можно нарисовать звездочки, если нет кисточки? Зажгите звездочки на темном небе пальчиком или палочкой. Какого цвета будут зажигаться звездочки? Да, правильно, желтые и белые. (Дети рисуют). Как много звездочек зажглось! Полюбуйтесь: какое красивое звездное небо!
-Пришла ночь. Что люди делают ночью? Расскажем об этом.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Дети все по люлечкам…
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
-Все спят, и наша кукла Маша тоже хочет спать. (Укладывает вместе с детьми куклу в кроватку). А чтобы ей лучше спалось, давайте споем ей колыбельную песенку. А на помощь позовем котеньку – кота. Уж ты, котенька – коток,
Котя, серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
«Угощают» кота пирогом и предлагают кувшин с молоком).
-Вот и заснула наша деточка..
Тема: «Вот и вышел человечек»
Цели. Используя потешки и песенки, закрепить знания детей о частях своего тела (у человека есть туловище, голова, руки, ноги). Учить понимать смысл потешек, песенок, учить двигаться в соответствии с текстом игр. Вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
Материал. разобранная по частям, Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что у нее на подносе.
-Это куколка, только она сломалась. Жалко куколку, мы могли бы играть с ней. Поможем куколке? Давайте ее соберем.
-Самое главное у человека – туловище. Покажите у себя туловище. У куколки тоже есть туловище. Вот оно. А это у куколки – голова. А где у детей голова? Что можно делать головой? Головой можно качать, вертеть, кивать. Попробуйте сделать так. (Дети выполняют движения).
-Давайте расскажем и покажем части тела.
Вот какие глазки, (Дети выполняют движения
Вот какие ушки, согласно тексту)
Вот какие щечки,
Вот какой наш носик,
Вот какие ручки,
Вот какие ножки,
Вот как хлопали ладошки,
Танцевали наши ножки.
-Где же, где же наши ручки? Вот, вот наши ручки. И у нашей куколки есть ручки. Что можно делать руками? Хлопать, шлепать, махать. (Дети выполняют движения). Руки помогают нам одеваться, умываться, играть. А на каждой ручке есть пальчики. Давайте поиграем с пальчиками.
Мои пальчики расскажут, (поднимают руки вверх,
Все умеют, все покажут. вращают кистями)
Пять их на моей ручке, (вытягивают руки вперед,
Все делать могут, шевелят пальцами)
Всегда помогут.
Они на дудочке играют, (выполняют соответствующие
Мячики бросают, движения)
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.
-Где же, где же наши ножки? Вот, вот наши ножки. И у куколки есть ножки. Что умеют делать ножки? Ноги умеют ходить, прыгать, топать, танцевать. Покажите, как они это умеют делать. Давайте поиграем.
Большие ноги идут по дороге:
Топ. Топ. Топ.
Маленькие ножки бегут по дорожке:
Топ – топ – топ. Топ – топ – топ.
-Вот мы и собрали нашу куколку.
Тема: «Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ножки поднимаем»
Цели. Используя устное народное творчество, укреплять здоровье детей, развивать двигательную активность, поддерживать бодрое, энергичное состояние.
Материал. Игрушки гуси – серый и белый, бубен, обручи, колокольчик.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы побываем в гостях у наших знакомых гусей – серого и белого. (Выставляет игрушки).
1-я часть – вводная. «Гуси на прогулке».
Гуси –домашние птицы,
Ходят дружной вереницей. (Вводная ходьба по кругу)
Сошлись гуси-гусаки,
Ходят бродят у реки. (Ходьба на носках)
Гуси, гуси! (Обычная ходьба)
Га-га-га!
Хорошо вам?
Да-да-да! (Остановиться и хлопнуть в ладоши)
Ну, летите веселей
На лужочек поскорей! (Легкий бег, размахивают руками – крыльями)
2–я часть – обще развивающие упражнения «Жили у бабуси два веселых гуся»
Гуси возле бабки (И. п. - основная стойка, руки опущены.
Греют свои лапки: Вытягивают руки вперед, опускают.
Вот так, вот так,
Греют свои лапки. (Повторить 5 раз.)
Лапками хвалились, (И. п. –основная стойка, руки вперед.
Крылья шевелились. Вращение кистями. Повторить 5 раза.
Гуси важно зашагали, И. п. – основная стойка, руки за спиной.
Травку быстро пощипали. Наклоны туловища вперед.
Лапочки почистили, Вернуться в и.п.
Перышки стряхнули. (Повторить 4 раза)
Гуси возле бабки И.п. – основная стойка, руки опущены.
Поднимали лапки. Поднять ногу, согнутую в коленях.
Вот так, вот так, Опустить ногу.
Поднимали лапки. Повторить 4 раза).
А потом они ложились, И. п. – лежа на спине.
Лапы в пляс у них пустились. Движения поднятыми и согнутыми в
Кошку увидали, коленях ногами.
Гуси быстро встали. (Повторить 4 раза)
Гуси зашипели, (Упражнение на дыхание со звуком «ш»)
Ущипнуть хотели.
А потом они взлетели, (Бег врассыпную)
И летели, и летели.
3 – я часть – обучение основным движениям «Гусак»
Шлепают гуськом Ходьба по дорожке, перешагивая че -
Гусак с гусаком. рез кубики. Задание: остановиться по
Смотрит свысока сигналу бубна, присесть.
Гусак на гусака. В конце дорожки впрыгнуть в обруч и
Ой, вышеплет бока выпрыгнуть из него.
Гусак у гусака.
«Га-га-га! – Ползание на четвереньках по ска-
Гогочет гусь, - мейке, сойти, подпрыгнуть, достать
Я семьей своей колокольчик рукой
Горжусь!
Тема: «Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньки…»
Цели. Продолжая знакомить детей с малыми жанрами устного творчества, расширять представления о своем теле: у каждого человека есть волосы, они разные по длине и цвету и т.п. Дать понять, что люди отличаются друг от друга, но каждый хорош по-своему. Расширить представления о личной гигиене и научить детей ухаживать за своими волосами.
Материал. Расчески разные по размеру и материалу, атрибуты к игре «Парикмахерская». Картинка с изображением ножниц.
Ход занятия.
-Посмотрите друг на друга: вы все аккуратно подстрижены и причесаны. Где подстригался Матвей? А где делает прическу ваша мама? Зачем люди ходят в парикмахерскую? Кто работает в парикмахерской? Приглашаю вас в парикмахерскую, а я буду парикмахером. (Надевает халат). Какие инструменты нужны парикмахеру? Отгадайте мою загадку: два конца, два кольца, посредине – гвоздик.
-А чем парикмахер расчесывает волосы?
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
-Найдите отгадку на столе. Рассмотрите расчески: что у них общее, а что разное? (У каждой есть ручка и зубья). У этой расчески зубья длинные, а у этой – короткие. У расчесок разные ручки. А у этой расчески нет ручки. Расчески сделаны из разного материала. Эта расческа из пластмассы. Как мы говорим о такой расческе? Это пластмассовая расческа. Но больше всего волосы любят деревянную расческу. Из чего сделана эта расческа? (Из дерева). Вот какие разные бывают расчески.
-А сейчас посмотрите на волосы друг у друга. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает волосы. Определяют их длинну, цвет, определяют мягкость волос на ощупь. Делают вывод : у всех детей волосы разные: длинные и короткие, мягкие и жесткие, разные по цвету).
Воспитатель: Но любые волосы – это красиво! Полюбуйтесь друг на друга. Как вы думаете, какой расческой нужно расчесывать волосы Дианы, а какой – Колины? Покажите такие расчески. Можно ли расчесывать свои волосы чужой расческой? Почему нельзя? (Через расчески могут передаваться болезни).
-Как вы думаете, какие волосы можно назвать красивыми? Правильно, чистые, ухоженные волосы всегда выглядят красиво. Как нужно ухаживать за волосами? (Мыть шампунью, расчесывать, делать прически). А знаете ли вы, как в давние времена ухаживали за волосами? Волосы ополаскивали настоем трав – крапивы, березовых листьев, ромашки. Расчесывали деревянным гребнем, заплетали косы и украшали лентами. Расчесывает матушка своей доченьке волосы да приговаривает:
Уж в косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса.
Всему городу краса.
-Всегда у русского народа ценились длинные волосы. Девушки ходили с непокрытой головой, волосы спадали до плеч или заплетались в косы. Для красоты в косы вплетались ленты или золотые нити, а к их концам подвешивали треугольники из кожи или бересты, украшенные шелком или бусам.
-Посмотрите на наших кукол – они такие грустные, их волосы непричесаны, косы не заплетены. Давайте поиграем в парикмахерскую и сделаем наших кукол красивыми. (Дети самостоятельно выбирают атрибуты для игры, выбирают в альбоме прически и делают их куклам. Воспитатель побуждает детей читать потешку.)
Приложение к занятию «Чешу, чешу волосыньки…»
Косички.
Ах, как жаль, что мало у меня волос:
Я бы заплетала много - много кос!
Слева – пять, и справа – пять,
Ровные, тугие…
Носят же косички девочки другие!
Косы вырастить спешу,
Гребешком чешу, чешу,
Поливаю их из лейки,
Измеряю их линейкой.
Научилась у сестрички
Ленту в косы заплетать…
Почему же мои косы
Не желают вырастать?
«Белый снег пушистый»
Цели. Формировать первоначальный опыт общения детей с природой. Учить сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте (снеге), выделять его характерные свойства (белый, холодный, тает, падает), отражать это в речи. Учить понимать простейшие взаимосвязи между наблюдаемыми объектами и явлениями. Показать красоту наблюдаемых явлений. Знакомя детей с потешками, стихотворениями и загадками.
Материал. Материал для рисования.
Ход занятия.
Воспитатель: Какое сейчас время года? К нам пришла зима. Зимой всегда идет белый… (снег). Посмотрите в окно. Где лежит снег? (На деревьях, на скамейках, на дорожках). Так бывает зимой. А про снег рассказывается в стихотворении:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
-Какого цвета снег? Говорят: снег пушистый, значит мягкий. Упадешь в пушистый снег и не ударишься. Снег похож на вату. Снег, как вата пушистый и мягкий. Подуем на ватку-снежинку. Так какой снег идет зимой?
-Я принесла снег в группу. Наши ладошки теплые. Давайте потрогаем снег теплой рукой. Что вы чувствуете, какой снег? Да, снег холодный. А сейчас посмотрите на ладошку? Какая она? Почему ладошка мокрая? От тепла снег тает, становится водой. Посмотрите, на тарелочке снега стало мало, но на тарелочке – вода. Почему на тарелке вода? Это растаял снег. А котик не знал, что снег тает, и вот что из этого получилось:
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Тот пирог водой утек.
Пироги себе пеки
Не из снега, из муки.
-Почему кот не смог слепить пироги из снега?
-Налью воды из крана в другую тарелку. Посмотрите, здесь вода от растаявшего снега, а здесь - из крана. Какая вода из крана? (Чистая). А какая вода от снега? (Грязная). Значит, снег был грязный. Иногда, ребята на прогулке пробуют снег на вкус.Можно ли есть снег? Почему? Снег есть нельзя, потому что он грязный, холодный, вы можете заболеть.
-А что можно со снегом делать? Мы на улице из снега лепили снеговика, сделали горку.
-Расскажите стихотворение про снег.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок!
-Вы все стали снежинками. Покружились, как снежок, опустились на землю.
-А у нас в группе есть картина. (Воспитатель выставляет лист ватмана, на котором нарисованы голые деревья и земля). Давайте нарисуем на ней зиму, как падает и кружится снег. Какого цвета нам нужна краска? Возьмите кисточки, проверьте, как пальчики держат кисточку. Обмакните в краску кисточку, снимите лишнюю краску и аккуратно прижмите кисточку к бумаге. Вот и первая снежинка полетела. Какая красивая картина про зиму и снег у нас получилась!
-Что-то похолодало. Давайте погреемся. (Проводится игра «Снежок». Воспитатель говорит слова, дети выполняют движения.
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы топаем, мы топаем!
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы хлопаем, мы хлопаем!
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!)
-Пойдемте на улицу и полюбуемся на снег.
Тема: «Мягкие лапки, а в лапках – царапки»
Цели. Используя потешки, песни, колыбельные, познакомить детей с домашним животным – кошкой (особенностями внешнего вида, повадками, поведением). Вызвать положительный эмоциональный отклик при восприятии живого объекта.
Материал. Живой объект – кошка, корм на тарелочках, печатки из поролона.
Ход занятия.
Воспитатель читает потешку и вносит в группу кошку.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
-Кто к нам пришел в гости? Давайте посмотрим, какая у нашей кошки шубка –шерстка. Погладьте шерстку у кошки. Какая она? Шубка мягкая, гладкая, пушистая. (Воспитатель еще раз читает потешку.)
-Что еще есть у кошки? Это голова. А что у кошки на голове? (Дети называют). Вот лапки. На лапках коготки. Коготками кошка царапается. Загадаю вам загадку: «Мягкие лапки, а в лапках – царапки». Про кого загадка? Как вы догадались, что это про кошку?
-Давайте посмотрим, как кошка ходит. Ходит мягко, спинку выгибает. Сидит кошка на дорожке, мешает ходить. Погрозим кошке пальчиком, расскажем потешку:
Киска, брысь,
Киска, брысь,
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет –
Через киску упадет.
(Дети рассказывает потешку несколько раз, воспитатель меняет имя ребенка в потешке).
-Посмотрите, наша кошка захотела есть. Что ест кошка? Дадим кошке разную еду. Кошка не стала есть морковку, отвернулась от капусты. Посмотрите, кошка ест мясо. А нравится ли кошке молоко? Кошка лакает молоко язычком. Покажите, как она лакает молоко. А как хозяйка зовет кошку, когда хочет дать ей молока? Позовите и вы кошку. А кошка любит играть с бантиком. (Дети наблюдают за игрой кошки).
Воспитатель предлагает спеть песню про кошку «Киска к детям подошла» музыка А.Александрова, слова Н. Френкель.
-Кошка устала, возьму ее на руки. Послушаем, как кошка мурлыкает: «Мур – мур – мур». Вот хозяйка и называет ее Муркой. Споем для кошки колыбельную:
Котя – котенька – коток,
Котя – серенький лобок!
Приди, Котя, ночевать,
Мою деточку качать!
-Наша Мурка устала и захотела домой. (Воспитатель уносит кошку).
Тема:«Зовем весну».
Цели. Используя заклички и потешки, наблюдения за явлениями природы, обогащать расширять первоначальный опыт детей приобщения к миру природы. Материал Материал для аппликации.
Ход занятия.
Воспитатель: Я очень люблю весну. А вы, дети, весну любите? Что вам нравится весной? А вы ждете весну? Хотите, чтобы она быстрее пришла? Что можно сделать для того, чтобы весна быстрее к нам пришла? Да, конечно, весну надо позвать. Для этого люди сочинили заклички. Позову я весну:
Весна, приди!
Три угодья принеси:
В лугах половодье,
Солнце на подворье,
Зеленое раздолье!
-Вспомните, какие заклички вы знаете. Позовите весну.
Приди, весна,
Приди, красна,
С красным солнышком,
С теплым дождичком!
Звучит музыка, приходит Весна.
Воспитатель: Здравствуй, Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна: Принесла я вам здоровья:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Дети встают в круг вокруг Весны и водят хоровод.
Ой, ты, матушка – весна,
Что ты нам принесла?
Ой ли, да люли!
Что ты нам принесла?
Красным девицам
По шелковому платку,
Маленьким ребяткам
Да по красному цветку.
Ой, ли, да люли,
Да по красному цветку.
Весна дарит вырезанные из бумаги цветы.
Воспитатель: Повсюду на земле появились проталины – там, где весна ступила на землю, снег растаял, появились первые цветы. А на нашей картине цветы еще не распустились. Наклеим цветы, подаренные Весной. (Дети выполняют коллективную работу. Весна помогает. Весна любуется детской работой, прощается с детьми и уходит).
-Пойдемте на улицу искать признаки весны. (Дети одеваются и выходят на участок детского сада. Вместе с воспитателем они ищут проталины).
-Что такое проталины? Послушайте про них в стихотворении:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Ноги у весны.
-Какие еще признаки весны вы нашли? На проталинах появились первые цветы. Кто знает, как называются эти желтые цветы? Это мать-и-мачеха, первый весенний цветок, первоцвет. Почему его так называют? Что у мать-и-мачехи самое красивое? Какого цвета цветок? Какой формы? На что похож этот цветок? (На кружок, шарик, солнышко). Чем похож на солнышко? Понюхайте цветок, пахнет или нет? На чем растет цветок? (На стебле). Какого он цвета? А где у мать-и-мачехи листья? Давайте вместе поищем. Вот они, внизу у стебелька и лежат на земле. Сколько их? Какого они цвета?
-Как красивы цветы мать-и-мачехи здесь, на проталинке, но в вазе они очень быстро вянут. Пусть эти первые цветы, первоцветы, остаются здесь, на проталине.
«Солнышко, покажись…»
Цели. Формируя ценности переживания, раскрыть ребенку таинственность, загадочность явлений природы. Привлекая средства народной культуры, учить ощущать красоту природы и ее близость ко всему живому, продолжать знакомить с явлениями окружающей природы (солнышком).
Материал. На листе ватмана нарисован красный круг, красная гуашь, зеркало.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей позвать солнышко к себе в гости:
Эй, добры молодцы
Да красны девицы!
Собирайтесь, снаряжайтесь,
Солнце красное встречать,
В гости к нам зазывать!
Воспитатель: Позову-ка я красное солнышко.
Выйди, солнышко,
Выйди, красное,
Полно спать тебе в мягком облаке,
Поднимись скорей в небо чистое,
Нет, не выходит солнышко. А теперь позовите вы солнышко:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
-Позови, Сережа: «Выйди, солнышко!». Таня, позови солнышко: «Солнце – красное, выходи!». Позовем все вместе: «Солнышко, покажись, красное, нарядись»
Позовем солнышко другой потешкой:
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек!
Воспитатель вывешивает лист бумаги с нарисованным кругом.
-Появилось солнышко. Но какое оно грустное и не веселое. Давайте его развеселим – нарисуем ему веселые лучики. Какой краской нарисуем лучики? Почему я приготовила красную краску? Обмакнем ладошку в краску, приложим ладошку к бумаге. Вот и получился первый лучик. Нарисуем много лучиков. (Дети печатают лучики ладошками по всему листу бумаги). Солнышко улыбается. Мы нарисовали много ярких, веселых лучиков. Радуется солнышко.
Засияло, заблестело все вокруг,
Солнечные лучики появились вдруг.
Весело играют в ручках у ребят,
Целый день до вечера все играть хотят!
-Солнце светит на улице и к нам в комнату заглянуло. А если солнышко поймать зеркалом, то веселые солнечные зайчики побегут по стенам и полу. Поиграем с солнечными зайчиками.
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Воспитатель пускает солнечных зайчиков, дети их ловят.
«Бегут ручьи»
Цели. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей через знакомство с сезонными явлениями в природе: пришла весна, ярко светит солнышко, стало тепло, растаял снег, бегут ручьи. Дать детям возможность прочувствовать и пережить происходящее в процессе исследования свойств и качеств отдельных предметов. Развивать внимание в ходе подвижной игры.0
Материал. Лодочки из коры дерева, пенопласта и газетной бумаги.
Ход наблюдения.
Воспитатель:
Ручейки кругом и лужи,
Здесь пошире, там поуже.
-Приглашаю вас на прогулку поискать ручейки и лужи. (Дети выходят на улицу). Поищем лужи и ручейки. Как вы думаете, почему на земле лужи и ручейки? Какое сейчас время года? Как светит солнышко? Что стало со снегом? Это солнышко постаралось, растопило снег, вода побежала ручейком, образовались лужи. Чем лужа отличается от ручейка? Постойте рядом с лужей, посмотрите на воду. Вода спокойная и никуда не бежит. Понаблюдаем за ручейком, вода бежит, торопится. Прислушайтесь, вода журчит. Поиграем в игру «Лужа и ручеек». Когда я скажу «ручеек», вы бегаете по площадке, а когда я скажу "лужа", вы должны остановиться. Кто у нас внимательный. Давайте проверим.
-А как можно поиграть с ручейками? Покажем руками, как кораблик плывет в ручейке. (Пальчиковая игра «Лодочка». Воспитатель читает слова игры, дети помогают:
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Дети соединяют две ладошки и выполняют ими волнообразные движения).
-А из чего можно сделать кораблик? Ваши папы сделали кораблики из коры дерева и пенопласта. Вот они. А у меня нет коры, я сделала кораблик из газеты. Пустим разные кораблики в ручеек. Ой, что случилось с корабликом из газетной бумаги? Почему он утонул? Да, газетная бумага тонкая, в воде размокает, из газеты получается не прочный кораблик. А из коры какой кораблик? А из пенопласта? Где лучше пускать кораблик: в луже или ручейке? Проверим. Почему в ручейках пускать кораблики лучше? (Они плывут). А чтобы кораблики плыли быстрее, позовем ветерок помочь корабликам.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
От ворот в поворот,
Гони кораблик в ручеек.
Дети пускают кораблики в ручеек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок во 2 младшей группе «Весёлые краски»
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной ...
Кружок "Здоровячок" 2 младшая группа
Программа занятий с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми 3-4 лет....
Кружок во второй младшей группе "Умелые ручки"
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)....
Кружок в 1 младшей группе Сенсорное развитие
Кружок "Мир сенсорики"...
Кружок "МАЛЕНЬКИЕ ФАНТАЗЁРЫ" младшая группа
Кружковая работа по аппликации...
Кружок в первой младшей группе «Озорные ладошки»
развиваем моторику рук...
Кружок в первой младшей группе «Озорные ладошки»
наши работы...